1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детской художественной школы города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район (далее Школа) в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», ФГТ, Уставом Школы. 1.2.Текущий контроль знаний обучающихся систематически осуществляют педагогические работники в соответствии с должностными обязанностями, утвержденными директором школы. Текущий контроль знаний обучающихся предполагает анализ допущенных ошибок и последующую индивидуальную работу над ними. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоение им образовательной программы на определенном этапе обучения. Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками программы «Живопись» (5 лет) в соответствии с ФГТ. 1.3. Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация обучающихся могут быть проведены в форме: - просмотра работ, контрольных уроков по учебным предметам: «Живопись», «Композиция станковая (прикладная)», «Рисунок», «Пленэр», «Скульптура (лепка)», «Основы изобразительной грамоты и рисование», «Основы дизайнпроектирования»; - по учебным предметам «Беседы об искусстве» и «История изобразительного искусства»: устного вида контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, тестирование, зачет); письменного вида контроля (письменное выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, тестирование, творческой работы, подготовка реферата и др.); - экзамен проводится за пределами аудиторных учебных занятий, по окончании 2 полугодия. 1.4. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов: - Композиция станковая; - История изобразительного искусства. 1.5. Текущий контроль знаний обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. 1.6. Промежуточная аттестация проводится на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет. Промежуточная экзаменационная аттестация проводится за пределами аудиторных учебных занятий. 1.7. Итоговая аттестация проводится по завершению учебных занятий по всем учебным предметам в виде просмотра и письменной экзаменационной работы. 1.8. Требования к оценке: - оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого; - оценка должна выполнять стимулирующую функцию; - оценка должна быть всесторонней. При оценке знаний нужно учитывать: - объем знаний по учебному предмету (вопросу); - понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом; - степень систематизации и глубины знаний; - действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач. При оценке навыков и умений учитываются - содержание навыков и умений; - точность, прочность, гибкость навыков и умений; - возможность применять навыки и умения на практике; - наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу. 2. Общие критерии и нормы достижений учащихся (нормы и критерии оценок) 2.1. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии. ПО.01.УП.01. Рисунок 1.2. Рисунок Оценка «5» (отлично) предполагает: - самостоятельный выбор формата; - правильную компоновку в листе; - последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения; - владения линией, штрихом, пятном; - грамотное применение в работе понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»; - умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке; - умение обобщать рисунок и приводить его к целостности; - творческий подход. Оценка «4» (хорошо) допускает: - некоторую неточность в компоновке; - незначительные нарушения в последовательности ведения построения; - некоторую дробность и небрежность рисунка. Оценка «3» (удовлетворительно) предполагает: - грубые ошибки в компоновке; - неумение самостоятельно вести рисунок; - неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении; - незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке. Оценка «2» (неудовлетворительно) предполагает: - неумение самостоятельно выполнить компоновку в листе; - неумение работать линией, штрихом, пятном; - незнание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»; - неумение самостоятельно вести рисунок; - незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке. ПО.01.УП.02. Живопись 1.3. Живопись Оценка «5» (отлично) предполагает: - правильную компоновку в листе; - грамотную передачу локального цвета; - грамотную лепку объемной формы предмета с применением рефлексов, бликов; - передачу цветовой взаимозависимости предмета и среды; - грамотную передачу цветовых и тональных отношений предметов к фону; - грамотную передачу основных пропорций и силуэтов простых предметов; - умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в живописи; - грамотную передачу материальности простых предметов; - творческий подход. Оценка «4» (хорошо) допускает: - некоторую неточность в компоновке; - незначительные нарушения в последовательности ведения построения; - некоторую дробность и небрежность рисунка; - некоторую неточность в нахождении цветовой взаимозависимости предмета и среды. Оценка «3» (удовлетворительно) предполагает: - грубые ошибки в компоновке; - неумение самостоятельно вести рисунок; - неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении; - незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке; - грубые ошибки в цветовом решении предметов и среды; - неумение видеть тоновые и цветовые характеристики предметов и окружающей среды. Оценка «2» (неудовлетворительно) предполагает: - неумение самостоятельно выполнить компоновку в листе; - неумение работать цветом; - незнание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»; - неумение передавать тоновые и цветовые характеристики предметов и среды; - неумение самостоятельно вести работу; - незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе. ПО.01.УП.03. Композиция станковая В.02. Композиция прикладная 3.1. Общая композиция Оценка «5» (отлично) предполагает: -правильную компоновку в листе с учетом выразительных средств композиции; - умение использовать выразительные средства композиции; - соблюдение этапов работы над композицией (станковая, декоративная); - грамотную передачу цветовых и тональных отношений; - правильное ведение работы над декоративной композицией с использованием трансформации и стилизации заданной формы; - творческий подход. Оценка «4» (хорошо) допускает: - некоторую неточность в компоновке; - незначительные нарушения в последовательности ведения композиции; - некоторую дробность и неаккуратность. Оценка «3» (удовлетворительно) предполагает: - грубые ошибки в компоновке; - неумение самостоятельно вести работу; - неумение самостоятельно анализировать подготовительный материал; - незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе; - неумение использовать выразительные средства композиции; - трудности с раскрытием сюжета по заданной теме. Оценка «2» (неудовлетворительно) предполагает: - неумение самостоятельно вести работу и применять подобранный материал для работы над композицией; - неумение самостоятельно анализировать подготовительный материал; - отсутствие композиционного замысла; - незнание законов воздушной и линейной перспектив. ПО.02 УП.01. Беседы об искусстве ПО.02.УП.02. История изобразительного искусства 2.1. История изобразительного искусства Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса. «5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов; «4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов; «3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов. «2» (неудовлетворительно) – от 49% и меньше правильных ответов Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства. «5» (отлично) - учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале; «4» (хорошо) - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки; «3» (удовлетворительно) - учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов. «2» (неудовлетворительно) – учащийся ответил правильно меньше, чем на половину вопросов. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции. «5» (отлично) - учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта; «4» (хорошо) - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта; «3» (удовлетворительно) - тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью; «2» (неудовлетворительно) – тема проекта не раскрыта, учащийся не ориентируется в пройденном материале. В.01. Скульптура 1.4. Лепка Оценка «5» («отлично») ставится, если учащийся: 1.В работе над круглой скульптурой: - правильно определил и передал пропорции объекта; - вел работу в строгой последовательности; - передал движение и характер; - выполнил работу по принципу кругового обзора; - технически грамотно выполнил работу; - решил все поставленные перед ним задачи; - проявил фантазию и самостоятельность; - выполнил работу в полном объеме. 2. В работе над рельефом: - правильно определил формат плинта; - грамотно скомпоновал изображения на плинте; - грамотно работал над высотами в рельефе; - передал плановость; - добился выразительности силуэта; - проявил аккуратность в работе; - решил все поставленные перед ним задачи. 3. В работе над композицией: - проявил фантазию; - раскрыл тему; - сумел самостоятельно грамотно скомпоновать фигуры, показать их взаимодействие; - сумел самостоятельно выявить и исправить недочеты композиции; - технически грамотно выполнил работу; - вел работу в строгой последовательности. 4. В работе над изделием ДПИ: - самостоятельно разработал эскиз; - грамотно использовал принцип трансформации и стилизации предметов; - проявил аккуратность в работе; - решил все поставленные перед ним задачи; - технически грамотно выполнил работу. 5. В работе над росписью: - сгармонировал цветовые отношения; - проявил аккуратность в работе; - технически грамотно выполнил работу. Оценка «4» («хорошо») ставится, если учащийся: 1.В работе над круглой скульптурой: - допустил некоторые погрешности в передаче пропорций и формы объекта; - допустил незначительные нарушения в последовательности выполнения работы; - неточно передал движение и характер объекта; - проявил недостаточную самостоятельность в решении задач. 2. В работе над рельефом: - допустил некоторые недочеты в композиционном решении плинта; - допустил небольшую неточность в определении высот в рельефе; - не сумел добиться выразительности силуэта. 3. В работе над композицией: - допустил некоторые погрешности в композиции; - допустил небольшие нарушения в передаче объемов и пропорций предметов; - проявил неумение самостоятельно выявить недочеты композиции. 4. В работе над изделием ДПИ: - нуждался в помощи при разработке эскизов; - затруднялся при трансформации и стилизации предметов; - проявил небольшую неаккуратность в работе. 5. В работе над росписью: - проявил неаккуратность в работе. Оценка «3» («удовлетворительно») ставится, если учащийся: 1.В работе над круглой скульптурой: - допустил существенные ошибки в передачи пропорции объекта; - вел работу непоследовательно; - не использовал принцип кругового обзора; - проявил несамостоятельность, безынициативность; - выполнил работу не в полном объеме. 2. В работе над рельефом: - недостаточно грамотно скомпоновал изображения на плинте; - не разобрался с высотами в рельефе; - не проявил плановости в рельефе; - проявил небрежность в работе. 3. В работе над композицией: - не смог выполнить работу без руководства преподавателя; - работал без творческого воображения, проявил безынициативность; - не раскрыл тему; - не сумел исправить недочеты композиции; - вел работу непоследовательно; - выполнил работу не в полном объеме. 4. В работе над изделием ДПИ: - не смог самостоятельно разработать эскиз; - проявил небрежность в работе; - выполнил работу не в полном объеме. 5. В работе над росписью: - выполнил работу небрежно; Оценка «2» («неудовлетворительно») ставиться, если учащийся: 1.В работе над круглой скульптурой: - не может определить и передать пропорции объекта; - ведет работу непоследовательно; - не владеет материалом и инструментами; - проявляет несамостоятельность, безынициативность; - не выполняет работу в полном объеме. 2. В работе над рельефом: - не может самостоятельно сделать плинт; - не может скомпоновать изображения на плинте; - не определяет разность высот в рельефе; - не владеет материалом и инструментами; - работает крайне небрежно. 3. В работе над композицией: - не может самостоятельно придумать и выполнить композицию; - работает без какой-либо инициативы, без творческого воображения; - не владеет материалом и инструментами; - работает крайне небрежно; - выполнил работу не в полном объеме. 4. В работе над изделием ДПИ: - не сумел разработать эскиз; - проявил крайнюю небрежность в работе; - не владеет материалом и инструментами; - выполнил работу не в полном объеме. 5. В работе над росписью: - выполнил работу крайне небрежно. ПО.03. УП.01. Пленэр Оценка 5 («отлично») предполагает: - грамотную компоновку в листе; - точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок (при работе с цветом); - соблюдение правильной последовательности ведения работы; - свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета; - свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с учетом световоздушной среды; - грамотную передача пропорций и объемов предметов в пространстве; - грамотное использование выразительных особенностей применяемых материалов и техник; - цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу; - самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе. Оценка 4 («хорошо») предполагает: - небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке; - неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но самостоятельно исправлять ошибки при указании на них; - незначительные недочеты в тональном и цветовом решении; - недостаточную моделировку объемной формы; - незначительные ошибки в передаче пространственных планов. Оценка 3 («удовлетворительно») предполагает: - существенные ошибки, допущенные при компоновке; - грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка; - грубые ошибки в тональных отношениях; - серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении; - небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до завершенности; - неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе. Оценка 2 («неудовлетворительно») предполагает: - грубые нарушения при компоновке; - отсутствие решений тональных отношений в работе; - отсутствие колористического и цветового решения работы; - небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до завершенности; - неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе. 2.2. Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5»- отлично, «4»- хорошо, «3»удовлетворительно, «2»- неудовлетворительно. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов: 1) Композиция станковая. Вид выпускного экзамена просмотр; 2) История изобразительного искусства. Вид выпускного экзамена письменный ответ (тестирование). 1.2. Основы изобразительной грамоты Оценка «5» (отлично) предполагает: - творческие находки автора, оригинальность и выразительность художественного решения, образность; - использование интересных изобразительных средств; - эмоциональный уровень передачи настроения. Оценка «4» (хорошо) предполагает: - использование интересных изобразительных средств; -некоторая неточность в компоновке; -незначительные ошибки в работе. -решение поставленной задачи с помощью преподавателя; Оценка «3» (удовлетворительно) предполагает: -неумение самостоятельно вести работу; - использование готового решения (срисовывание с образца); - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов; -незаконченность, неаккуратность, небрежность в композиции. Оценка «2» (неудовлетворительно) предполагает: - не выполнение работы. 3.2. Основы дизайн-проектирования Оценка «5» (отлично) предполагает: - полностью раскрывает в работе заданную тему; -отлично владеет навыками построения композиции и навыками создания колористической гармонии; - демонстрирует нестандартный подход к созданию художественного образа. Оценка «4» (хорошо) предполагает: - самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над проектом с соблюдением всех подготовительных этапов; - незначительные ошибки в решение плоскости листа с передачей тональных и цветовых характеристик; - достижение максимальной выразительности идеи проекта с помощью графических средств – линии, пятна и цветовых характеристик; - самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой; Оценка «3» (удовлетворительно) предполагает: - серьезные нарушения в последовательности выполнения работы над проектом и всеми подготовительными этапами; - неумение решить плоскость листа и передать тональные и цветовые характеристик; - неумение выразить идею проекта с помощью графических средств – линии, пятна и цветовых характеристик; - тему композиции не раскрытой. Оценка «2» (неудовлетворительно) предполагает: - отсутствие последовательности выполнения работы над проектом и всех подготовительных этапов; - отсутствие тональных и цветовых решений плоскости листа; - неумение выразить идею проекта с помощью графических средств – линии, пятна и цветовых характеристик; - неумение самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой; - тему композиции не раскрытой. 5 класс ПО.01 УП.03. Композиция станковая Оценка «5» (отлично) предполагает: - самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над композицией с соблюдением всех подготовительных этапов; - грамотное решение плоскости листа с передачей тональных и цветовых характеристик; - достижение максимальной выразительности идеи композиции с помощью графических средств – линии, пятна и цветовых характеристик; - самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой; - раскрытие сюжета выбранной темы. Оценка «4» (хорошо) предполагает: - самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над композицией с соблюдением всех подготовительных этапов; - незначительные ошибки в решение плоскости листа с передачей тональных и цветовых характеристик; - достижение максимальной выразительности идеи композиции с помощью графических средств – линии, пятна и цветовых характеристик; - самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой; - раскрытие сюжета выбранной темы. Оценка «3» (удовлетворительно) предполагает: - серьезные нарушения в последовательности выполнения работы над композицией и всех подготовительных этапов; - неумение решить плоскость листа и передать тональные и цветовые характеристик; - неумение выразить идею композиции с помощью графических средств – линии, пятна и цветовых характеристик; - неумение самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой; - тему композиции не раскрытой. Оценка «2» (неудовлетворительно) предполагает: - отсутствие последовательности выполнения работы над композицией и всех подготовительных этапов; - отсутствие тональных и цветовых решений плоскости листа; - неумение выразить идею композиции с помощью графических средств – линии, пятна и цветовых характеристик; - неумение самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой; - тему композиции не раскрытой. ПО.02 УП.02. История изобразительного искусства Итоговая аттестация проводится в виде письменной экзаменационной работы - тестирования, состоящей из заданий: 1. Определить художника; 2. Определить жанр; 3. Определить вид изобразительного искусства; 4. Найти термин, соответствующий определению; 5. Расставить в хронологическом порядке стили европейского искусства; 6. Определить какие из перечисленных терминов относятся к стилям, а какие к жанрам. За тестовое задание с вариантами ответа: оценка 5 «отлично» ставится, если учащийся дает 90% - 100% правильных ответов; оценка 4 «хорошо» ставится, если учащийся дает 70% - 89% правильных ответов; оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если учащийся дает 50% - 69% правильных ответов; оценка 2 «неудовлетворительно» ставится, если учащийся дает менее 50% правильных ответов. МБУДО ДХШ Г.ТИХОРЕЦКА МО ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН Подписан: МБУДО ДХШ Г.ТИХОРЕЦКА МО ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=2321010621-236001001-000455009808, E=tihoreckshkola@yandex.ru, ИНН=002321010621, СНИЛС=00455009808, ОГРН=1022303188841, T=Директор, O=МБУДО ДХШ Г.ТИХОРЕЦКА МО ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН, STREET="УЛ ПРОЛЕТАРСКАЯ, ДОМ 137", L=Тихорецк, S=23 Краснодарский край, C=RU, G=Светлана Сергеевна, SN=Салогуб, CN=МБУДО ДХШ Г.ТИХОРЕЦКА МО ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2021-01-18 15:01:59 Foxit Reader Версия: 9.7.2