Структура программы учебного предмета Пояснительная записка I. • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; • Срок реализации учебного предмета; • Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; • Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации; • Форма проведения учебных аудиторных занятий; • Цель и задачи учебного предмета; • Методы обучения; • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; Содержание учебного предмета II. • Учебно-тематический план; • III. Годовые требования. Требования к уровню подготовки учащихся - Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения IV. Формы и методы контроля, система оценок • Аттестация: цели, виды, форма, содержание; • Критерии оценки; V. VI. Методическое обеспечение учебного процесса Список литературы и средств обучения • Методическая литература. • Учебная литература. • Средства обучения. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/ГИ, а также с учетом многолетнего опыта в области обучения основам графического дизайна и художественного конструирования. Лепка – вид искусства, в основе которого лежит профессиональное мышление, поэтому предмет «Лепка» должен способствовать развитию у учащихся осмысленного изучения натуры и объективному отражению окружающей действительности, помогает создать цельный образ трехмерного объема, необходимый для грамотного изображения его на плоскости. Занятие лепкой развивает у детей искусство красоты, пластики, гармонии, воспитывает творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, развивает наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей. Срок реализации учебного предмета Срок реализации учебного предмета ««Лепка»» составляет 3 года. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 9-12 лет. Недельная нагрузка по предмету ««Лепка»» составляет 1 час в неделю. Занятия проходят в групповой форме. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год. Сведения о затратах учебного времени. Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Годы обучения Полугодия Количество недель Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка Вид промежуточной аттестации Затраты учебного времени 1 Всего часов 2 3 1 16 2 18 3 16 4 18 16 18 16 18 16 18 102 16 18 16 18 16 18 102 32 36 32 36 32 36 204 зачет 5 16 зачет 6 18 зачет Общий объем максимальной учебной нагрузки учебного предмета «Лепка» со сроком обучения 3 года составляет 204 часа, в том числе аудиторные занятия 102 часа, самостоятельная работа - 102часа. Форма проведения учебных занятий Учебные занятия по предмету проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме групповых занятий численностью от 10 до 12 человек. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Лепка» общеразвивающей программы: аудиторные занятия:1 - 3 классы - по 1 час в неделю; самостоятельная работа:1 - 3 классы - по 1 час в неделю. Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на посещение детьми учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения. Цель учебного предмета Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, объемное изображение предметов, развитие наблюдательности и зрительной памяти. Задачи учебного предмета • Умение выражать чувства в пластической форме; • Умение передавать точной формы и движения основных масс; • Передача пропорций и характера людей; • Передача пластики движения формы животного; • Развитие объемно – пространственного мышления и чувства формы; • Воспитание у учащихся трудолюбия и усидчивости, терпения, дисциплины Основной формой проведения занятия является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой). Структура программы Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки учащихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и используются следующие методы обучения: • словесный (объяснение, беседа, рассказ); реализации задач предмета • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); • практический; • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями литературы основной по и дополнительной изобразительному художественными альбомами. учебной искусству, и истории учебно-методической мировой культуры, II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно-тематический план Первый год обучения Темы, содержание заданий № п/п Количество часов I полугодие 1. Беседа скульптура малых форм «фрукты-овощи» 3 2 «Кувшин для цветов» Лепка из цельного куска 3 3 «Цветок» - рельеф путем выбирания из цельного куска 4 4 Декоративное панно «Рыбки, бабочки, птички» 6 II полугодие 5. Лепка персонажа из сказки, мультфильма 3 6. «В зоопарке» лепка любимого животного 3 7. Фигура человека в движении 6 8. Свободная композиция из 2-х фигур 6 ИТОГО: 34 Второй год обучения № п/п Темы, содержание заданий Общий объем времени (в часах) I полугодие 1 Беседа. Лепка с натуры натюрморта 4 2 Лепка с натуры простого орнамента «Цветок лотоса» 4 3. «Декоративное блюдо». 4 4. Однофигурная композиция «Животное» 4 II полугодие 5. Двухфигурная композиция по представлению «Дети». 6 6. Лепка трехфигурной композиции на тему «сказки А.С.Пушкина». 6 7. Итоговая композиция на свободную тему. 6 ИТОГО: 34 Третий год обучения Темы, содержание заданий № п/п Количество часов I полугодие 1. Беседа. Этюд с натуры – орнамент «Розетка». 4 2. Этюд с натуры – фигура человека в движении. 3 3. Композиция из 2-х фигур на тему «Спорт» 6 4. Лепка композиции по представлению «Человек и животное» 3 II полугодие 5. Композиция на тему «Танец». 6 6. Композиция на тему народных песен, былин прочитанных в классе. 6 7. Итоговая композиция на свободную тему из 2-х -3-х фигур. 6 ИТОГО: 34 1 2 Годовые требования Основой обучения является работа с натуры. По мере приобретения учащимися необходимых навыков техники исполнения задачи усложняются, и требования к учащимся усложняются. Постановки выполняются как в круглой форме, так и в рельефе После натурных постановок предлагаются задания по композиции на заданную форму. Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме выпускного экзамена. Содержание программы по лепке Первый год обучения Задание № 1.(3часа) Беседа. Скульптура малых форм «Фрукты и овощи». Вылепить фрукты, сравнивая их с геометрическими формами, передав правильно пропорции. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Приобщение учащихся к творчеству скульпторов-профессионалов. Задачи: Научить различать основную характерную особенность каждого предмета (вытянутая, круглая, плоская форма). Умение сравнивать один предмет с другим и правильно передавать пропорции. Задание № 2.(3часа) «Кувшин для цветов». Лепка кувшина из целого куска глины, правильно передав его пропорции. Украсить кувшин лепниной. Передать пропорции. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Развитие воображения. Закрепление знаний умений и навыков в лепке объемной формы. Задачи: Научиться работать с целым куском глины. Передача пропорций предмета. Задание № 3.(4часа) «Цветок» - рельеф путем выбирания из цельного куска. Композиционное размещение цветка в квадратной, прямоугольной или овальной формах. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Научиться лепить рельеф из целого куска, выбирая глину из основной формы. Задачи: Композиционное размещение цветов в квадрате, прямоугольнике или овале. Передача пропорций в рельефе. Задание № 4.(6часов). Декоративное панно «Рыбки, бабочки, птички» Выполнить эскиз карандашом с композиционным размещением элементов в формате(квадрат, прямоугольник) используя (шарики и полоски различные по размеру и ширине). Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Развитие у учащихся воображения. Научиться выражать свои мысли любыми материалами. Задача: Грамотная компоновка композиции в формате (квадрат, прямоугольник). Передача цветовой гармонии в композиции. Задание № 5.(3часа) Лепка персонажа из сказки, мультфильма. Лепка объемной фигуры на основе пластиковой бутылки. Выполнение эскиза, образца. Подбор цветовых сочетаний образца. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Развитие творческого мышления. Задачи: Умение передавать образ на основе заданной формы. Задание № 6.(3часа) «В зоопарке». (Задание выполнить после посещения зоопарка). Лепка любимого животного. Работа с цельным куском глины. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Развитие наблюдательности. Совершенствование навыков работы с глиной. Задачи: Передать пластику движений, форму животного. Передать движение и пропорции животного. Задание № 7. (6часов) Фигура человека в движении (шаг с поворотом, опора на обе ноги). Вылепить фигуру человека в движении, правильно передав пропорции. Передача опоры движения, основных масс, положение осей и основных конструктивных узлов. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Развитие у учащихся внимания и глазомера. Задачи: Предельно точно передать модель, еѐ размеры, соблюдать симметрию, правильно передать пропорции и характер модели. Задание № 8.(6часов) Свободная композиция из 2-х фигур. Вылепить композицию из 2-х фигур (человек и животное). Дать возможность детям выразить свои чувства в пластической форме. Материал – глина, инструмент – стеки. Цель: Закрепление знаний умений у учащихся в лепке объемной фигуры. Задачи: Научиться правильно, передавать пластику движения фигур в композиции. Передача пропорций. Второй год обучения Задание № 1.(4часа) Беседа. Лепка с натуры натюрморта из простых предметов быта. Передача характерных особенностей предметов. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Работа над постановкой с целью достижения выразительности. Детальная проработка формы, точность пропорций и выявление специфических особенностей натуры. Задачи: Дать понятие о взаимосвязи предметов в композиции. Обучать учащихся правильной лепке формы предметов, используя знания полученные на первом году обучения: приемы передачи масс, объем, пропорции. Задание № 2.(4часа) Лепка с натуры простого орнамента «Цветок лотоса». Набивка глины на щит или фанеру и выравнивание фона. Нанесение на фон возможно точного рисунка в натуральную величину. Передача пропорций. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Прокладка по рисунку формы в полном ее объеме с соблюдением симметрии и движения форм. Задачи: Объяснить основные принципы построения рельефа. Передача пластическими средствами формы орнамента и ее пропорций. Задание № 3.(4часа) «Декоративное блюдо». Беседа о декоративно – прикладном искусстве. Эскиз в карандаше. Композиционное размещение элементов в круге. Вылепить декоративное блюдо и украсить его лепниной. Цель: Развитие творческого воображения. Задачи: Изучение и передача пропорций и формы блюда. Задание № 4.(4часа) Однофигурная композиция «Животное» по наброскам. Объект постановки – домашнее животное. Наблюдение животного, его характерных особенностей, движений, повадок. Выбор движения для работы. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Передача в объеме характерных особенностей животного, его повадок. Задачи: Развить у учащихся остроту видения – умения выявлять и передавать характер, соотношения объемов натуры. Задание № 5.(6часов) Двухфигурная композиция по представлению «Дети». Работа выполняется по памяти и представлению. Беседа о взаимосвязях 2х фигур в композиции о соотношении и смысловой нагрузке масс и объемов, игра света и тени. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Лепка основных объемов. Выявление их взаимосвязи, характерных особенностей построения изображаемого. Задачи: Развитие остроты владения – умения передать настроение, пропорции, цельность и выразительность силуэта, круговой обзор. Задание № 6.(6часов) Лепка трехфигурной композиции на тему «сказки А.С.Пушкина». Лепка основных объемов композиции с учетом кругового обзора. Выявление движения и взаимосвязи фигур. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Передать характер, форму, выразительность движения. Передача настроения. Задачи: Передача движения, пропорций, выразительность силуэта. Задание № 7.(6часов) Итоговая композиция на свободную тему. Придумать композицию из 2х-3х фигур. Передача основных масс в большом размере. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Выявление наиболее существенных деталей, передача выразительности и цельности композиции. Задачи: Передача ритма, движения, взаимосвязи фигур, их характера. Закрепление знаний по лепке. Третий год обучения Задание № 1.(4часа) Беседа. Этюд с натуры – орнамент «Розетка». Выполнение фона и рисунка на нем. Правильно передать пропорции розетки. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Совершенствовать мастерство, стремиться к правильной передачи формы и характера орнамента. Задачи: Передать пластику движения орнамента, его выразительность. Передача пропорций активности и глубины формы. Задание № 2.(3часа) Этюд с натуры – фигура человека в движении. Прокладка объема, передача опоры и движения основных масс, положение осей и основных конструктивных узлов. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Выявление объема знаний полученных в этой области за время обучения в школе, выразительность силуэта. Задачи: Развитие у учащихся способности предельно концентрировать внимание, а так же уметь расчленить выполнение задачи на отдельные этапы. Передача движения, пропорций. Задание № 3.(6часов) Лепка скульптурной композиции из 2-х фигур на тему «Спорт». Передача основных масс в большом размере. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Выявление наиболее существенных деталей, передача выразительности силуэта и цельности. Задачи: Передача ритма, движения, взаимосвязи фигур, их характера. Передача пропорций. Задание № 4.(3часа) Лепка композиции по представлению «Человек и животное» (рельеф). Дать возможность учащимся выразить свои чувства в пластической форме. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Развитие творческого воображения. Закрепление знаний учащихся в лепке объемной формы. Задачи: Научиться правильно передавать пластику движения фигур в композиции. Передача пропорций. Задание № 5.(6часов) Композиция на тему «Танец». Передача сюжета наблюдаемого в жизни. Передача взаимодействия изображаемых фигур. Создание динамической композиции включающей 1-2 фигуры человека. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Развитие внимательности и наблюдательности. Закрепление знаний учащихся в лепке объемной формы. Задачи: Передача движения, пропорций и характерных черт человека. Задание № 6.(6часов) Композиция на тему народных песен, былин прочитанных в классе. Создание тематической композиции на основе литературного произведения. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Развитие фантазии с учетом необходимости приближения создаваемых объектов к литературному первоисточнику. Совершенствование навыков в работе по представлению. Задачи: Дать понятие о массе, объеме, о взаимодействии фигур в композиции. Задание № 7.(6часов) Итоговая композиция на свободную тему из 2-х -3-х фигур. Придумать композицию из 2-х -3-х фигур. Передача основных масс в движении и взаимосвязь фигур. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Закрепление знаний учащихся в лепке объемной формы. Задачи: Передача движения, пластики фигур в композиции. Передача пропорций. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ За период обучения учащиеся приобретают элементарные навыки в работе с пластическими материалами (пластилин, соленое тесто, глина) и инструментами, они учатся лепить на основе наблюдений с натуры и по памяти, изучают характер и пропорции предметов, животных и человека, приучаются передавать свои творческие замыслы в пластическом материале. Наряду с работой над классными постановками учащиеся выполняют собственные композиции на различные темы. Для лучшего усвоения учебного материала Целесообразно повторять некоторые задания в последующих классах (постепенно их усложняя). Дальнейший ход обучения должен идти по линии углубления и расширения знаний основ композиции в процессе выполнения учащимися упражнений и практических работ. Учащиеся к концу третьего года обучения должны уметь: Пользоваться пластическими материалами; Лепить из целого куска глины; Передавать пропорции предмета, человека, животного; Работать по памяти, с натуры и по представлению; Последовательно работать над натурой; Передавать характер натуры IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации. Виды и формы промежуточной аттестации: • Просмотр и обсуждение работ в конце урока, задания • Контрольный урок - просмотр; • зачет - итоговый просмотр. При проведении итоговой аттестации может применяться форма зачета. Содержанием зачета является итоговый просмотр. В течении учебного года организовывать тематические, а в конце года – отчетные выставки работ учащихся. Критерии оценок При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к предмету лепке, овладение практическими умениями и навыками в данном предмете Наличие устойчивых знаний в области скульптуры, развитие творческого мышления, овладение практическими умениями и навыками в различных видах скульптуры, степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, заниматься творчеством для себя, участвовать в выставках самодеятельных художников. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам. Занятия в классе должны сопровождаться посещением выставок, внеклассной работой - музеев и художественных галерей, просмотром художественных альбомов, литературы по искусству, просмотром фильмов о скульпторах и художественных направлениях в скульптуре. Необходимо познакомить учащегося с историей развития скульптуры, рассказать об известных скульптурных направлениях и школах. Освоение программы учебного предмета «Лепка» проходит в форме практических занятий в сочетании с изучением теоретических основ по лепке. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы. Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. По мере усвоения программы от учащихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе. Во время первого года обучения на общеразвивающем отделении учащиеся должны усвоить правила внутреннего распорядка в мастерской, где проходят занятия по лепке, научиться убирать за собой свое рабочее место. Необходимо научиться пользоваться стеками, почувствовать свойства пластического материала. Учащиеся приобретают первые навыки работы с натуры, построения композиции на основе наблюдений природы и знакомства с лучшими образцами искусства скульптуры. Программа второго года обучения рассчитана на развитие навыков и умений в работе с пластическими материалами. На третьем году обучения учащиеся получают более углубленные знания в передаче выразительности изображаемых фигур; умение сохранить цельность при композиции проработке ее отдельных элементов, выражение эмоционального состояния в композиции. Практическая работа является наиболее ярким показателем освоенного материала и соответствия уровню полученных знаний. В ней четко просматривается понимание поставленных задач, виден результат труда (получение навыка), т.е. достижение определенной цели. . VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Список методической и учебной литературы 1. Акунова Л.Ф. Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных и керамических изделий. М., Высшая школа. 1989. 2. Алексеева Л.В. внеклассные занятия по лепке в школе. М., «Просвещение», 1970 3. Аллавердова Е.Л. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. М., «Астрель», 2001г. 4. Дорожин Ю.Г. сказочная гжель. М., «Мозаика-синтез», 1999 5. Дьюи К. Научитесь лепить животных. Минск. «Попурри», 2002 6. Конышева Н.Н. Лепка в начальных классах. Пособие для учителя. М., «Просвещение». 1980 7. Конышева Н.Н. Чудесная мастерская. Учебное пособие по художественному труду для учащихся 1 кл. М., «Линнопресс» 1996 8. Ланг Н. Скульптура для начинающих и студентов художественных вузов. М., 2000г. 9. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль. «Академия развития», 1997 10. Ракитин В.И. Искусство видеть. М., «Знание» 1973 11. Шембель А.Ф. Рисование и лепка. Высшая школа. М., 1981