Лепка

Структура программы учебного предмета

Пояснительная записка

I.

• Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
• Срок реализации учебного предмета;
• Объем учебного времени предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
• Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации;
• Форма проведения учебных аудиторных занятий;
• Цель и задачи учебного предмета;
• Методы обучения;
• Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
Содержание учебного предмета

II.

• Учебно-тематический план;
•

III.

Годовые требования.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
• Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
• Критерии оценки;

V.
VI.

Методическое обеспечение учебного процесса
Список литературы и средств обучения
• Методическая литература.
• Учебная литература.
• Средства обучения.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа

учебного

предмета

«Лепка»

разработана

на

основе

«Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/ГИ, а также с учетом многолетнего опыта в области обучения основам
графического дизайна и художественного конструирования.
Лепка – вид искусства, в основе которого лежит профессиональное
мышление, поэтому предмет «Лепка» должен способствовать развитию у учащихся
осмысленного изучения натуры и объективному отражению окружающей
действительности,

помогает

создать

цельный

образ

трехмерного

объема,

необходимый для грамотного изображения его на плоскости. Занятие лепкой
развивает у детей искусство красоты, пластики, гармонии, воспитывает творческое
восприятие предметов и явлений окружающей жизни, развивает наблюдательность
и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета ««Лепка»» составляет 3 года.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 9-12 лет.
Недельная нагрузка по предмету ««Лепка»» составляет 1 час в неделю.
Занятия проходят в групповой форме.
Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения
составляет 34 недели в год.

Сведения о затратах учебного времени.
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
Годы обучения
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная
нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

Затраты учебного времени

1

Всего часов

2

3

1
16

2
18

3
16

4
18

16

18

16

18

16

18

102

16

18

16

18

16

18

102

32

36

32

36

32

36

204

зачет

5
16

зачет

6
18

зачет

Общий объем максимальной учебной нагрузки учебного предмета «Лепка»
со сроком обучения 3 года составляет 204 часа, в том числе аудиторные занятия 102 часа, самостоятельная работа - 102часа.
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по предмету проводятся в форме аудиторных занятий,
самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному
предмету и проведение консультаций осуществляется в форме групповых занятий
численностью от 10 до 12 человек.
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету
«Лепка» общеразвивающей программы:
аудиторные занятия:1 - 3 классы - по 1 час в неделю;
самостоятельная работа:1 - 3 классы - по 1 час в неделю.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на
посещение детьми учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.),

участие

детей

в

творческих

мероприятиях,

конкурсах

и

культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, объемное изображение предметов,
развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Задачи учебного предмета
• Умение выражать чувства в пластической форме;
• Умение передавать точной формы и движения основных масс;
• Передача пропорций и характера людей;
• Передача пластики движения формы животного;
• Развитие объемно – пространственного мышления и чувства формы;
• Воспитание у учащихся трудолюбия и усидчивости, терпения, дисциплины
Основной формой проведения занятия является урок смешанного типа
(лекция, совмещенная с практической работой).
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
•

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного

предмета;
•

распределение учебного материала по годам обучения;

•

описание дидактических единиц учебного предмета;

•

требования к уровню подготовки учащихся;

•

формы и методы контроля, система оценок;

•

методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);

реализации

задач

предмета

• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
•

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной
работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения
дополнительного материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями
литературы

основной
по

и

дополнительной

изобразительному

художественными альбомами.

учебной

искусству,

и

истории

учебно-методической
мировой

культуры,

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

Первый год обучения
Темы, содержание заданий

№
п/п

Количество
часов

I полугодие
1.

Беседа скульптура малых форм «фрукты-овощи»

3

2

«Кувшин для цветов» Лепка из цельного куска

3

3

«Цветок» - рельеф путем выбирания из цельного куска

4

4

Декоративное панно «Рыбки, бабочки, птички»

6

II полугодие
5.

Лепка персонажа из сказки, мультфильма

3

6.

«В зоопарке» лепка любимого животного

3

7.

Фигура человека в движении

6

8.

Свободная композиция из 2-х фигур

6

ИТОГО:

34

Второй год обучения
№
п/п

Темы, содержание заданий

Общий объем времени
(в часах)

I полугодие
1

Беседа. Лепка с натуры натюрморта

4

2

Лепка с натуры простого орнамента «Цветок лотоса»

4

3.

«Декоративное блюдо».

4

4.

Однофигурная композиция «Животное»

4

II полугодие
5.

Двухфигурная композиция по представлению «Дети».

6

6.

Лепка трехфигурной композиции на тему «сказки
А.С.Пушкина».

6

7.

Итоговая композиция на свободную тему.

6

ИТОГО:

34

Третий год обучения
Темы, содержание заданий

№
п/п

Количество часов

I полугодие
1.

Беседа. Этюд с натуры – орнамент «Розетка».

4

2.

Этюд с натуры – фигура человека в движении.

3

3.

Композиция из 2-х фигур на тему «Спорт»

6

4.

Лепка композиции по представлению «Человек и
животное»

3

II полугодие
5.

Композиция на тему «Танец».

6

6.

Композиция на тему народных песен, былин
прочитанных в классе.

6

7.

Итоговая композиция на свободную тему из 2-х -3-х
фигур.

6

ИТОГО:

34

1
2

Годовые требования
Основой обучения является работа с натуры. По мере приобретения
учащимися необходимых навыков техники исполнения задачи усложняются, и
требования к учащимся усложняются.
Постановки выполняются как в круглой форме, так и в рельефе
После натурных постановок предлагаются задания по композиции на
заданную форму.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме
выпускного экзамена.
Содержание программы по лепке
Первый год обучения
Задание № 1.(3часа) Беседа. Скульптура малых форм «Фрукты и овощи».
Вылепить фрукты, сравнивая их с геометрическими формами, передав правильно
пропорции. Материал – глина, инструмент – стек.
Цель: Приобщение учащихся к творчеству скульпторов-профессионалов.
Задачи: Научить различать основную характерную особенность каждого
предмета (вытянутая, круглая, плоская форма). Умение сравнивать один предмет с
другим и правильно передавать пропорции.
Задание № 2.(3часа) «Кувшин для цветов».
Лепка кувшина из целого куска глины, правильно передав его пропорции.
Украсить кувшин лепниной. Передать пропорции. Материал – глина, инструмент –
стек.
Цель: Развитие воображения. Закрепление знаний умений и навыков в лепке
объемной формы.
Задачи: Научиться работать с целым куском глины. Передача пропорций
предмета.
Задание № 3.(4часа) «Цветок» - рельеф путем выбирания из цельного куска.
Композиционное размещение цветка в квадратной, прямоугольной или
овальной формах. Материал – глина, инструмент – стек.
Цель: Научиться лепить рельеф из целого куска, выбирая глину из основной

формы.
Задачи: Композиционное размещение цветов в квадрате, прямоугольнике или
овале. Передача пропорций в рельефе.
Задание № 4.(6часов). Декоративное панно «Рыбки, бабочки, птички»
Выполнить эскиз карандашом с композиционным размещением элементов в
формате(квадрат, прямоугольник) используя (шарики и полоски различные по
размеру и ширине). Материал – глина, инструмент – стек.
Цель: Развитие у учащихся воображения. Научиться выражать свои мысли
любыми материалами.
Задача:

Грамотная

компоновка

композиции

в

формате

(квадрат,

прямоугольник). Передача цветовой гармонии в композиции.
Задание № 5.(3часа) Лепка персонажа из сказки, мультфильма.
Лепка объемной фигуры на основе пластиковой бутылки. Выполнение
эскиза, образца. Подбор цветовых сочетаний образца. Материал – глина,
инструмент – стек.
Цель: Развитие творческого мышления.
Задачи: Умение передавать образ на основе заданной формы.
Задание № 6.(3часа) «В зоопарке».
(Задание

выполнить

после

посещения

зоопарка).

Лепка

любимого

животного. Работа с цельным куском глины. Материал – глина, инструмент – стек.
Цель: Развитие наблюдательности. Совершенствование навыков работы с
глиной.
Задачи: Передать пластику движений, форму животного. Передать движение
и пропорции животного.
Задание № 7. (6часов) Фигура человека в движении (шаг с поворотом, опора
на обе ноги).
Вылепить фигуру человека в движении, правильно передав пропорции.
Передача опоры

движения, основных масс, положение осей и основных

конструктивных узлов. Материал – глина, инструмент – стек.

Цель: Развитие у учащихся внимания и глазомера.
Задачи: Предельно точно передать модель, еѐ размеры, соблюдать
симметрию, правильно передать пропорции и характер модели.
Задание № 8.(6часов) Свободная композиция из 2-х

фигур. Вылепить

композицию из 2-х фигур (человек и животное). Дать возможность детям выразить
свои чувства в пластической форме. Материал – глина, инструмент – стеки.
Цель: Закрепление знаний умений у учащихся в лепке объемной фигуры.
Задачи: Научиться правильно, передавать пластику движения фигур в
композиции. Передача пропорций.
Второй год обучения
Задание № 1.(4часа) Беседа. Лепка с натуры

натюрморта из простых

предметов быта.
Передача характерных

особенностей

предметов.

Материал –

глина,

инструмент – стек.
Цель: Работа над постановкой с целью достижения выразительности.
Детальная проработка формы, точность пропорций и выявление специфических
особенностей натуры.
Задачи: Дать понятие о взаимосвязи предметов в композиции. Обучать
учащихся правильной лепке формы предметов, используя знания полученные на
первом году обучения: приемы передачи масс, объем, пропорции.
Задание № 2.(4часа) Лепка с натуры простого орнамента «Цветок лотоса».
Набивка глины на щит или фанеру и выравнивание фона. Нанесение на фон
возможно точного рисунка в натуральную величину. Передача пропорций.
Материал – глина, инструмент – стек.
Цель: Прокладка по рисунку формы в полном ее объеме с соблюдением
симметрии и движения форм.
Задачи: Объяснить основные принципы построения рельефа. Передача
пластическими средствами формы орнамента и ее пропорций.
Задание № 3.(4часа) «Декоративное блюдо». Беседа о декоративно –

прикладном искусстве. Эскиз в карандаше. Композиционное размещение
элементов в круге. Вылепить декоративное блюдо и украсить его лепниной.
Цель: Развитие творческого воображения.
Задачи: Изучение и передача пропорций и формы блюда.
Задание № 4.(4часа) Однофигурная композиция «Животное» по наброскам.
Объект постановки – домашнее животное. Наблюдение животного, его
характерных особенностей, движений, повадок. Выбор движения для работы.
Материал – глина, инструмент – стек.
Цель: Передача в объеме характерных особенностей животного, его повадок.
Задачи: Развить у учащихся остроту видения – умения выявлять и передавать
характер, соотношения объемов натуры.
Задание № 5.(6часов) Двухфигурная композиция по представлению «Дети».
Работа выполняется по памяти и представлению. Беседа о взаимосвязях 2х фигур в
композиции о соотношении и смысловой нагрузке масс и объемов, игра света и
тени. Материал – глина, инструмент – стек.
Цель: Лепка основных объемов. Выявление их взаимосвязи, характерных
особенностей построения изображаемого.
Задачи: Развитие остроты владения – умения передать настроение,
пропорции, цельность и выразительность силуэта, круговой обзор.
Задание № 6.(6часов) Лепка трехфигурной композиции на тему «сказки
А.С.Пушкина».
Лепка основных объемов композиции с учетом кругового обзора. Выявление
движения и взаимосвязи фигур. Материал – глина, инструмент – стек.
Цель: Передать характер, форму, выразительность движения. Передача
настроения.
Задачи: Передача движения, пропорций, выразительность силуэта.
Задание № 7.(6часов) Итоговая композиция на свободную тему.
Придумать композицию из 2х-3х фигур. Передача основных масс в большом
размере. Материал – глина, инструмент – стек.
Цель: Выявление наиболее существенных деталей, передача

выразительности и цельности композиции.
Задачи: Передача ритма,

движения, взаимосвязи фигур, их характера.

Закрепление знаний по лепке.
Третий год обучения
Задание № 1.(4часа) Беседа. Этюд с натуры – орнамент «Розетка».
Выполнение фона и рисунка на нем. Правильно передать пропорции розетки.
Материал – глина, инструмент – стек.
Цель: Совершенствовать мастерство, стремиться к правильной передачи
формы и характера орнамента.
Задачи: Передать пластику движения орнамента, его выразительность.
Передача пропорций активности и глубины формы.
Задание № 2.(3часа) Этюд с натуры – фигура человека в движении.
Прокладка объема, передача опоры и движения основных масс, положение
осей и основных конструктивных узлов. Материал – глина, инструмент – стек.
Цель: Выявление объема знаний полученных в этой области за время
обучения в школе, выразительность силуэта.
Задачи: Развитие у учащихся способности предельно концентрировать
внимание, а так же уметь расчленить выполнение задачи на отдельные этапы.
Передача движения, пропорций.
Задание № 3.(6часов) Лепка скульптурной композиции из 2-х фигур на тему
«Спорт».
Передача основных масс в большом размере. Материал – глина, инструмент –
стек.
Цель:

Выявление

наиболее

существенных

деталей,

передача

выразительности силуэта и цельности.
Задачи: Передача ритма,

движения, взаимосвязи фигур, их характера.

Передача пропорций.
Задание № 4.(3часа) Лепка композиции по представлению «Человек и
животное» (рельеф). Дать возможность учащимся выразить свои чувства в
пластической форме. Материал – глина, инструмент – стек.

Цель: Развитие творческого воображения. Закрепление знаний учащихся в
лепке объемной формы.
Задачи: Научиться правильно передавать пластику движения фигур в
композиции. Передача пропорций.
Задание № 5.(6часов) Композиция на тему «Танец».
Передача сюжета наблюдаемого в жизни. Передача взаимодействия
изображаемых фигур. Создание динамической композиции включающей 1-2
фигуры человека. Материал – глина, инструмент – стек.
Цель: Развитие внимательности и наблюдательности. Закрепление знаний
учащихся в лепке объемной формы.
Задачи: Передача движения, пропорций и характерных черт человека.
Задание № 6.(6часов) Композиция на тему народных песен, былин прочитанных в
классе.
Создание тематической композиции на основе литературного произведения.
Материал – глина, инструмент – стек.
Цель: Развитие фантазии с учетом необходимости приближения создаваемых
объектов к литературному первоисточнику. Совершенствование навыков в работе
по представлению.
Задачи: Дать понятие о массе, объеме,

о взаимодействии фигур в

композиции.
Задание № 7.(6часов) Итоговая композиция на свободную тему из 2-х -3-х фигур.
Придумать композицию из 2-х -3-х фигур. Передача основных масс в движении и
взаимосвязь фигур. Материал – глина, инструмент – стек.
Цель: Закрепление знаний учащихся в лепке объемной формы.
Задачи: Передача движения, пластики фигур в композиции. Передача
пропорций.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

За период обучения учащиеся приобретают элементарные навыки в работе с
пластическими материалами (пластилин, соленое тесто, глина) и инструментами,
они учатся лепить на основе наблюдений с натуры и по памяти, изучают характер и
пропорции предметов, животных и человека, приучаются передавать свои
творческие замыслы в пластическом материале.
Наряду с работой над классными постановками учащиеся выполняют
собственные композиции на различные темы. Для лучшего усвоения учебного
материала Целесообразно повторять некоторые задания в последующих классах
(постепенно их усложняя). Дальнейший ход обучения должен идти по линии
углубления и расширения знаний основ композиции в процессе выполнения
учащимися упражнений и практических работ. Учащиеся к концу третьего года
обучения должны уметь:
 Пользоваться пластическими материалами;
 Лепить из целого куска глины;
 Передавать пропорции предмета, человека, животного;
 Работать по памяти, с натуры и по представлению;
 Последовательно работать над натурой;
 Передавать характер натуры

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую
аттестации.
Виды и формы промежуточной аттестации:
• Просмотр и обсуждение работ в конце урока, задания
• Контрольный урок - просмотр;
• зачет - итоговый просмотр.
При

проведении

итоговой

аттестации

может

применяться

форма зачета.

Содержанием зачета является итоговый просмотр.
В течении учебного года организовывать тематические, а в конце года –
отчетные выставки работ учащихся.
Критерии оценок
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу,
следует учитывать:
 формирование устойчивого интереса к предмету лепке,
 овладение практическими умениями и навыками в данном предмете
 Наличие устойчивых знаний в области скульптуры, развитие творческого
мышления,
 овладение практическими умениями и навыками в различных видах
скульптуры,
 степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:
 перейти на обучение по предпрофессиональной программе,
 продолжить самостоятельные занятия, заниматься творчеством для себя,
 участвовать в выставках самодеятельных художников.
Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального
подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться
посещением

выставок,

внеклассной работой -

музеев и художественных галерей, просмотром

художественных альбомов, литературы по искусству, просмотром фильмов о
скульпторах и художественных

направлениях в скульптуре. Необходимо

познакомить учащегося с историей развития скульптуры, рассказать об известных
скульптурных направлениях и школах.
Освоение программы учебного предмета «Лепка» проходит в форме
практических занятий в сочетании с изучением теоретических основ по лепке.
Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших
образцов аналогичного задания из методического фонда.
Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка
ведения работы.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих
задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания.
По мере усвоения программы от учащихся требуется не только отработка
технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой
работе.
Во время первого года обучения на общеразвивающем отделении учащиеся
должны усвоить правила внутреннего распорядка в мастерской, где проходят
занятия по лепке, научиться убирать за собой свое рабочее место. Необходимо
научиться пользоваться стеками, почувствовать свойства пластического материала.

Учащиеся приобретают первые навыки работы с натуры, построения композиции
на основе наблюдений природы и знакомства с лучшими образцами искусства
скульптуры.
Программа второго года обучения рассчитана на развитие навыков и умений
в работе с пластическими материалами.
На третьем году обучения учащиеся получают более углубленные знания в
передаче выразительности изображаемых фигур; умение сохранить цельность при
композиции проработке ее отдельных элементов, выражение эмоционального
состояния в композиции.
Практическая работа является наиболее ярким показателем освоенного
материала и соответствия уровню полученных знаний. В ней четко
просматривается понимание поставленных задач, виден результат труда
(получение навыка), т.е. достижение определенной цели.

.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической и учебной литературы

1.

Акунова Л.Ф. Приблуда С.З. Материаловедение и технология
производства художественных и керамических изделий. М., Высшая
школа. 1989.

2.

Алексеева Л.В. внеклассные занятия по лепке в школе. М.,
«Просвещение», 1970

3.

Аллавердова Е.Л. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. М.,
«Астрель», 2001г.

4.

Дорожин Ю.Г. сказочная гжель. М., «Мозаика-синтез», 1999

5.

Дьюи К. Научитесь лепить животных. Минск. «Попурри», 2002

6.

Конышева Н.Н. Лепка в начальных классах. Пособие для учителя. М.,
«Просвещение». 1980

7.

Конышева Н.Н. Чудесная мастерская. Учебное пособие по
художественному труду для учащихся 1 кл. М., «Линнопресс» 1996

8.

Ланг Н. Скульптура для начинающих и студентов художественных
вузов. М., 2000г.

9.

Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль.
«Академия развития», 1997

10.

Ракитин В.И. Искусство видеть. М., «Знание» 1973

11.

Шембель А.Ф. Рисование и лепка. Высшая школа. М., 1981


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».