Основы дизайн-проектирования

Структура программы учебного предмета

Пояснительная записка

I.

• Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе;
• Срок реализации учебного предмета;
• Объем учебного времени предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
• Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации;
• Форма проведения учебных аудиторных занятий;
• Цель и задачи учебного предмета;
• Методы обучения;
• Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
Содержание учебного предмета

II.

• Учебно-тематический план;
•

III.

Годовые требования.
Требования к уровню подготовки учащихся
- требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
• Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
• Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения
• Методическая литература.
• Учебная литература.
• Средства обучения.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа

учебного

предмета

«основы

дизайн

-

проектирования»

разработана на основе «Рекомендации по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации
от 21.11.2013 №191-01-39/ГИ, а также с учетом многолетнего опыта в области
обучения основам графического дизайна и художественного конструирования.
Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании человека, без
него невозможно гармоническое развитие личности, которое предполагает развитие
в равной степени интеллекта, логического мышления, эмоциональной и
эстетической сфере. Человек будущего должен понимать искусство, уметь видеть и
ощущать красоту мира, соблюдать принципы этики в отношении с другими людьми
и на основе приобретенных в процессе обучений совершенствовать этот мир, его
материальную и духовную сферы.
В настоящее время мы видим повсеместное использование и развитие
дизайна, он окружает нас повсюду, от издательской продукции до технической
отросли, его можно встретить во всех областях жизнедеятельности человека.
Программа «Основы дизайн - проектирования» направлена на развитие
творческих

возможностей

ребенка,

художественного

вкуса,

творческого

потенциала, воображения, изобразительности и навыков самостоятельной работы.
Отдельные задания по «дизайн – проектированию» преподаватели детских
художественных

школ

дают

учащимся

давно.

Эта

программа

является

комплексной: в ней используются элементы таких предметов как цветоведение,
прикладная графика, конструирование.

4

Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Основы дизайн - проектирования»
составляет 3 года.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 9 -12 лет.
Недельная нагрузка по предмету «Основы дизайн - проектирования»
составляет 2 часа в неделю. Занятия в групповой форме.
Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения
составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени.
Вид учебной работы,
аттестации, учебной
нагрузки
Годы обучения
Полугодия
1
Количество недель 16
Аудиторные занятия
32
Самостоятельная работа 32
Максимальная
64
Учебная нагрузка
Вид промежуточной
аттестации

Затраты учебного времени
1

Всего
часов

2
2
18
36
36
72
зачет

3
16
32
32
64

3
4
18
36
36
72

5
16
32
32
64

зачет

6
18
36
36
72

204
204
408

зачет

Общий объем максимальной учебной нагрузки учебного предмета «Основы дизайн
- проектирования» со сроком обучения 3 года составляет 408 часа, в том числе
аудиторные занятия - 204 часа, самостоятельная работа - 204 часа.
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по предмету проводятся в форме аудиторных занятий,
самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному
предмету и проведение консультаций осуществляется в форме групповых занятий
численностью от 10 до 12 человек.
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету
«Основы дизайн - проектирования» общеразвивающей программы:
5

аудиторные занятия:

1 - 3 классы - по 2 часа в неделю;

самостоятельная работа: 1 - 3 классы - по 2 часа в неделю.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на
выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры
(выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях,
конкурсах

и

культурно-просветительской

деятельности

образовательного

учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным
урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва
учебного времени.
Цель учебного предмета
 Художественно-эстетическое

развитие

личности

ребенка,

раскрытие

творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы
художественно-исполнительских

и

теоретических

знаний,

формирование

практических умений и навыков по учебному предмету, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета
 Создание

условий

для

развития

детского

воображения,

фантазии,

художественной наблюдательности;
 Обучение учащихся образному мышлению, умению обобщать, стилизовать
увиденное;
 Обучение навыкам работы с элементами различной формы. Организации
равновесия композиции;
 Обучение основам технологической системы в создании проектов дизайн моделирования;
 Обучение навыкам самостоятельной работы;
 Воспитание чувства гармонического восприятия действительности;
 Воспитание художественного вкуса, чувства стиля;
 Воспитание человека художественно образованного, умеющего ценить и
6

понимать искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту
и радость (в соответствии с возрастными особенностями).
Основной формой проведения занятия является урок смешанного типа
(лекция, совмещенная с практической работой).
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки учащихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной
работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения
дополнительного материала по учебным заданиям.

7

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями
литературы

основной
по

и

дополнительной

изобразительному

учебной

искусству,

и

истории

учебно-методической
мировой

культуры,

художественными альбомами.
Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами, табуретами,
подиумами, софитами, доской, компьютером, наглядными пособиями.

8

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план
Первый год обучения

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

I полугодие
1.
2.
3.

Стилизация. Силуэт.
Орнамент.
Центр композиции

10
10
12

4.
5.
6.

II полугодие
Уравновешенность композиции. Статика.
Динамика.
Композиция образная из геометрических фигур.
Итого:

10
10
16
68

Второй год обучения

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

I полугодие
1.
2.

Фактура.
Гармония цветов.

12
20

3.
4.
5.

II полугодие
Конструирование из бумаги.
Витраж. Симметрия – асимметрия.
Пейзаж с фактурами.
Итого:

10
10
16
68

Третий год обучения

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

I полугодие
1.
2.
3.
4.
5.

Знак. Упражнения 1, 2, 3.
Клаузуры. Упражнения 1, 2, 3.
II полугодие
Натюрморт образный.
Фотоколлаж.
Мозаика.
Итого:

14
18
12
12
12
68

9

Содержание программы
«Основы дизайн - проектирования»
1 класс
Задание 1. Стилизация. Силуэт
Реальное изображение цветка с листьями упростить до силуэтного изображения.
Выполнить: 1) рисунок растения со светотеневой разработкой;
2) силуэтный рисунок цветка;
3)вырезание силуэтов цветка, наклеить на темный фон;
Аппликация цветка из геометрических форм: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник.
Материалы: Формат А4, цветная бумага, гелевая ручка, картон, ножницы, гуашь –
10 часов.
Цель: Освоение языка прикладной графики.
Задачи: композиционное размещение предметов, знакомство с приемами
стилизации, изучение понятий «симметрия», «асимметрия».
Задание 2. Орнамент.
Выполнение упражнений:
1)ленточный орнамент из геометрических форм в полосе.
2) орнамент из геометрических форм в круге.
3)ленточный орнамент из силуэтного изображения цветка.
Материалы: Формат А4, цветная бумага, калька, маркер черный, ножницы – 10
часов.
Цель: освоение закономерностей орнаментальных построений.
Задачи: знакомство с особенностями построения орнаментов.
Задание 3. Центр композиции.
Создание композиций:
1) из треугольников различных величин;
2) из кругов различных величин;

10

3) из квадратов различных величин;
4) из кругов, треугольников и квадратов.
Материалы: Формат А4, цветная бумага, маркер черный, ножницы, гуашь – 12
часов.
Цель: Освоение основных композиционных приемов
Задачи: Знакомство с выявлением центра композиций, дать понятие «модуль».
Задание 4. Уравновешенность композиции. Статика.
Выполнение композиций из цветной бумаги различной ширины и длины:
1) «Высокий дом», «Дождь» - подчеркнуть вертикаль;
2) «Река», «Поезд» - подчеркнуть горизонталь;
3) «Волшебный город» - из вертикальных и горизонтальных полос создать
уравновешенную композицию.
Материалы: Формат А4, цветная бумага, клей, ножницы – 10 часов.
Цель: Освоение законов композиционных и правил композиционных построений.
Задачи: выявление центра композиций, развитие образного мышления.
Задание 5. Динамика.
Выполнение композиций из цветной бумаги:
1) композицию, направленную в верхний угол «Гром», «Ростки»;
2) композицию, направленную в нижний угол «Горная лавина», «Солнечные лучи»;
З) Создание объемной бумажной композиции с элементами объемного
конструирования и с ощущением движения «Бабочки», «Птицы».
Материалы: Формат А4, А3, цветная бумага, клей, ножницы – 10 часов.
Цель: Освоение законов композиционных и правил композиционных построений.
Задачи: развитие образного и ассоциативного мышления, знакомство с объемной
композицией, пластическими возможностями бумаги.
Задание 6. Композиция образная из геометрических фигур.
Создание композиции на цветном фоне в технике аппликации из цветной бумаги на
темы: «Карусель», «Ярмарка»
Материалы: Формат А3, цветная бумага, картон, ножницы, клей – 16 часов.
Цель: выявление полученных навыков.

11

Задачи: Композиционное размещение геометрических фигур нм формате; передача
цветовым решением настроения; развитие воображения, фантазии.
2 класс
Задание 1. Фактура.
Выполнить:
Материалы: Формат А4, цветная бумага, гелевая ручка, картон, ножницы, гуашь –
10 часов.
Цель:
Задачи: Выполнение упражнений на передачу в рисунке различных фактур:
1) «Дерево», «Кора»
2) «Листья», «Трава»
3) «Вода», «Волны»
4) «Земля», «Камни», «Ракушки»
Выполнить графическую композицию с использованием различных фактур «Мир
животных».
Материалы: Формат А4, А3, маркер черный, гелевая ручка – 12 часов.
Цель: Развитие образного мышления.
Задачи: расширение палитры навыков, поиск выразительности линии, пятна;
навыки работы графическими материалами.
Задание 2. Гармонизация цветов.
1) Гармоническое сочетание цвета и тона:
«Веер 1» - желтый, желто-оранжевый, оранжевый, оранжево-красный, красный,
пурпурный, фиолетовый;
«Веер 2» - желтый, желто-зеленый, зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый,
фиолетовый.
2) Цветовые гармонии противоположных цветов «Театр», «Цирк»
3) Сочетание групп родственно-контрастных цветов «Африканские маски» например:
а) желтый – фиолетовый, красный, оранжевый и промежуточные;
б) синий – оранжевый, красный, фиолетовый и промежуточные;
в) красный – зеленый, синий, фиолетовый и промежуточные;

12

Материалы: Формат А4, кисть, гуашь – 20 часов.
Цель: знакомство с цветоведением.
Задачи: освоение цветовой гармонизации, выявление за счет цветовых акцентов
наиболее композиционно значимых форм; создание определенной цветовой
гармонии.
Задание 3. Конструирование из бумаги.
1) Выполнение композиции «Сказочная птица». Сочетание цилиндрических и
конусообразных форм
2) Сочетание прямоугольных форм – игрушка из бумаги «Транспорт»
Материалы: Бумага, картон, ножницы, клей – 10 часов.
Цель: развитие объемно - пространственного воображения, фантазии, мышления.
Задачи: изучение связи основных частей и деталей формы, умение учитывать
конструктивные особенности формы.
Задание 4. Витраж. Симметрия – асимметрия.
Выполнение эскиза витража с зеркальной симметрией «Цветы и птицы».
Материалы: Формат А3, цветная бумага, маркер черный, клей, ножницы, гуашь –
10 часов.
Цель: освоение композиционных приемов.
Задача: знакомство с особенностями витраж а, создание композиции в данном
формате, закрепление понятия «стилизация»
Задание 5. Пейзаж с фактурами.
Выполнение контрольной композиции «Фантастический мир», «Космический
пейзаж», «Микромир» с применением черно-белых и цветных фактур.
Цель: выявление полученных навыков, закрепление материала.
Задача: выполнение самостоятельной работы.
3 класс
Задание 1. Знак. Упражнения 1, 2, 3.
Создание знакового изображения животного поэтапно:
1) реальное изображение:
2) стилизация, упрощение — через пластику линий;

13

Материалы: Формат А4, тушь, перо, гелевая ручка, гуашь – 14 часов.
Цель: развитие ассоциативного мышления.
Задача: ознакомление с принципами абстрагирования. Решение образа знаком.
Задание 2. Клаузуры. Упражнения 1, 2, 3.
Создание композиции из предметов, отображающих деятельность:
1) театра;
2) цирка;
3) искусства;
4) спорта.
Использовать ассоциативный ряд. Театр — сцена, занавес, маски, куклы.
Контрасты, динамика, яркость, свет, музыка и т. д.
Материалы: Формат А4, цветная бумага, клей, ножницы, гуашь – 16 часов.
Цель: развитие образного мышления.
Задача: освоение языка аналогий, графических навыков в работе над формой.
Задание 3. Натюрморт образный.
Выполнение тематического профессионального натюрморта (врача, пекаря,
учителя и т д. - на выбор учащегося).
Материалы: Формат А4, цветная бумага, клей, ножницы, гуашь – 12 часов.
Цель: развитие ассоциативного мышления умение подбирать гармонические
сочетания.
Задача: знакомство с особенностями декоративных композиций, знакомство с
понятием жанра «Натюрморт», организация плоскости листа, поиски основных
цветовых пятен.
Задание 4. Фотоколлаж.
Создать фотоколлаж «Город будущего» с использованием вырезок журналов,
цветных репродукций для передачи посредством богатых оттенков главного в
работе.
Материалы: Формат А3, цветная бумага, клей, ножницы, журнальные
иллюстрации.– 12 часов.

14

Цель: научиться с помощью необходимых материалов, передавать главное в
композиции, расширение палитры навыков.
Задача: освоение приемов коллажа, композиция в листе, использование
разнообразных технических приемов, обогащение изображения
характерными деталями.
Задание 5. Мозаика. Итоговая работа.
На листе цветной бумаги выклеить композицию из цветных квадратов 2x2 см.
«Зверь», «Птицы», «Замок»
Материалы: Формат А3, картон, цветная бумага, ножницы, клей – 12 часов.
Цель: освоение особенностей техники мозаики, выявление полученных знаний.
Задача: выполнение эскизов мозаичной композиции, стилизация формы, подбор
цветового решения, обогащение изображения характерными деталями,
равновесие цветовых масс.

15

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом освоения учебного предмета «Основы дизайн - проектирования»
является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
 Знать условности языка дизайна
 Знать основные композиционные приемы;
a. Выявление центра,
b. Статика
c. Динамика
 Знать выразительные средства композиции: роль пятна, линии,
эмоционального воздействия центра;
 Знать приемы стилизации и ограничения в цвете;
 Уметь сознательно размещать предметы в объемно – пространственной
композиции;
 Уметь выбирать формат и размер изображения в композиционном замысле;
 Уметь грамотно завершать работу над композицией, обобщать
второстепенные детали и выделять главное, смысловые и цветовые пятна;
 Уметь последовательно работать над этапами преображения предметов;
 Уметь применять различные ритмы (линейные, цветовые, тональные) в
построении композиции;
 Навыки выполнения объемных композиций;
 Навыки передачи фактуры предметов;
 Навыки создания несложных конструкций на основе простых
геометрических форм;
 Навыки использования контрастных и нюансных цветовых отношений;
 Навыки применения разнообразных предметов и материалов для работы над
заданиями.

16

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления
контроля

знаний,

умений

и

навыков

учащихся.

Именно

через

контроль

осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Основы дизайн - проектирования»
являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с
целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному
предмету. Текущая аттестация проводится по полугодиям в форме просмотра
учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный
журнал.
Виды и формы промежуточной аттестации:
• Контрольный урок - просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
• зачет - творческий просмотр.
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по
полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме
просмотров работ обучающихся преподавателями. Зачеты проводятся в форме
творческого просмотра работ учащихся за пределами аудиторных занятий в рамках
промежуточной аттестации.
Критерии оценок
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу,
следует учитывать:
 формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству;
 наличие устойчивых знаний в области, рисунка, живописи, композиции,
развитие творческого мышления;
 овладение практическими умениями и навыками в различных видах
изобразительного искусства;
 степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
17

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:
 перейти на

обучение по предпрофессиональной программе,

 продолжить самостоятельные занятия, заниматься творчеством для себя,
 участвовать в выставках самодеятельных художников.
Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального
подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться

внеклассной работой -

посещением выставок, музеев и художественных галерей, просмотром
художественных альбомов, литературы по искусству, просмотром фильмов о
художниках и художественных направлениях в искусстве. Необходимо познакомить
учащегося с историей развития дизайна, рассказать об известных дизайнерских
направлениях и школах.
Освоение программы учебного предмета «Основы дизайн - проектирования»
проходит в форме практических занятий в сочетании с изучением теоретических
основ изобразительной грамоты. Выполнение каждого задания желательно
сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из
методического фонда.
Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка
ведения работы.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих
задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. По
мере усвоения программы от учащихся требуется не только отработка технических
приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.
Во время первого года обучения учащиеся изучают условность языка дизайна,
вводится понятие «графический дизайн». Ими выполняются задания на статику и
динамику, уравновешенность в композициях. На втором году обучения вводится
понятие «знаковость» учащиеся обращаются к изображению различных фактур
18

предметного мира, что позволяет им внимательно всматриваться в окружающий
мир, делать работы более выразительными и наполненными. Тогда же происходит
изучение основ цветовой гармонизации в декоративном искусстве. В работе с
тематическими упражнениями осваиваются понятия «символика предметов», «центр
масс». На третьем году обучения происходит освоение ритмов в композиции (ритмы
линий, пятен, тональные ритмы), выполняются упражнения с элементами
фотоколлажа, объемные композиции.
Практическая работа является наиболее ярким показателем освоенного
материала и соответствия уровню полученных знаний. В ней четко просматривается
понимание поставленных задач, виден результат труда (получение навыка), т.е.
достижение определенной цели. Задания строятся по принципу постепенного
усложнения. Упражнения помогают подготовиться к выполнению контрольной
работы, знакомят с принципами перехода от реального изображения предметов к
знаковым решениям.

19

VII.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической и учебной литературы

1.«Все о технике: иллюстрация». М. «Арт-роднике», 2002г.
2.Аксёнов Ю., Левидова М. Цвет и линия, «Практическое руководство
по рисунку и живописи», М. «Сов.художник», 1976г.
3.Балад Д. «Кельтский орнамент» М., «Арт-Родник», 2011г.
4.Глейзер Д., Найт К., «Дизайн. Разработка проектов». Санкт-Петербург
«ПИТЕР», 2014г.
5.Городкова Т.В., Нагибина М.И. «Мягкие игрушки – мультяшки и
зверушки». Ярославль, «Академия развития», 1997г.
6.Кантор А.М. «Предмет и средства живописи», М. «Сов.художник»,
1981г.
7.Кениг П. «Графический рисунок для профессиональных дизайнеров».
Санкт-Петербург «ПИТЕР», 2014г.
8.Краузе Д. «30 идей для дизайнеров». Санкт-Петербург «ПИТЕР»,
2014г.
9.Краузе Д. «Разработка логотипа». Санкт-Петербург «ПИТЕР», 2013г.
10.Лауэр Д., Пентак С., «Основы дизайна», Санкт-Петербург «ПИТЕР»,
2014г.
11.Луптон Э. «Графический дизайн». Санкт-Петербург «ПИТЕР»,
2014г.
12.Майстер Н.Г. «Бумажная пластика», М. «Астрель», 2001г.
13.Пантелеев Г.Н. , Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В., «Декоративное
искусство – детям». М., «Просвещение», 1976г.
14.Сомов Ю.С. «Художественное конструирование и качество изделий».
М. 1967г.

Средства обучения
1. Материальные:

учебные

аудитории,

специально оборудованные наглядными

пособиями, мебелью, натюрмортным фондом.
2. Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ
учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.
3. Демонстрационные: демонстрационные модели.
4. Аудиовизуальные:

слайд-фильмы,

видеофильмы,

учебные

кинофильмы,

аудиозаписи.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».