Структура программы учебного предмета Пояснительная записка I. • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; • Срок реализации учебного предмета; • Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; • Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации; • Форма проведения учебных аудиторных занятий; • Цель и задачи учебного предмета; • Методы обучения; • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; Содержание учебного предмета II. • Учебно-тематический план; • III. Годовые требования. Требования к уровню подготовки учащихся - требования к уровню подготовки на различных этапах обучения IV. Формы и методы контроля, система оценок • Аттестация: цели, виды, форма, содержание; • Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список литературы и средств обучения • Методическая литература. • Учебная литература. • Средства обучения. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «основы дизайн - проектирования» разработана на основе «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/ГИ, а также с учетом многолетнего опыта в области обучения основам графического дизайна и художественного конструирования. Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании человека, без него невозможно гармоническое развитие личности, которое предполагает развитие в равной степени интеллекта, логического мышления, эмоциональной и эстетической сфере. Человек будущего должен понимать искусство, уметь видеть и ощущать красоту мира, соблюдать принципы этики в отношении с другими людьми и на основе приобретенных в процессе обучений совершенствовать этот мир, его материальную и духовную сферы. В настоящее время мы видим повсеместное использование и развитие дизайна, он окружает нас повсюду, от издательской продукции до технической отросли, его можно встретить во всех областях жизнедеятельности человека. Программа «Основы дизайн - проектирования» направлена на развитие творческих возможностей ребенка, художественного вкуса, творческого потенциала, воображения, изобразительности и навыков самостоятельной работы. Отдельные задания по «дизайн – проектированию» преподаватели детских художественных школ дают учащимся давно. Эта программа является комплексной: в ней используются элементы таких предметов как цветоведение, прикладная графика, конструирование. 4 Срок реализации учебного предмета Срок реализации учебного предмета «Основы дизайн - проектирования» составляет 3 года. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 9 -12 лет. Недельная нагрузка по предмету «Основы дизайн - проектирования» составляет 2 часа в неделю. Занятия в групповой форме. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год. Сведения о затратах учебного времени. Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Годы обучения Полугодия 1 Количество недель 16 Аудиторные занятия 32 Самостоятельная работа 32 Максимальная 64 Учебная нагрузка Вид промежуточной аттестации Затраты учебного времени 1 Всего часов 2 2 18 36 36 72 зачет 3 16 32 32 64 3 4 18 36 36 72 5 16 32 32 64 зачет 6 18 36 36 72 204 204 408 зачет Общий объем максимальной учебной нагрузки учебного предмета «Основы дизайн - проектирования» со сроком обучения 3 года составляет 408 часа, в том числе аудиторные занятия - 204 часа, самостоятельная работа - 204 часа. Форма проведения учебных занятий Учебные занятия по предмету проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме групповых занятий численностью от 10 до 12 человек. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Основы дизайн - проектирования» общеразвивающей программы: 5 аудиторные занятия: 1 - 3 классы - по 2 часа в неделю; самостоятельная работа: 1 - 3 классы - по 2 часа в неделю. Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения. Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Цель учебного предмета Художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, формирование практических умений и навыков по учебному предмету, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области изобразительного искусства. Задачи учебного предмета Создание условий для развития детского воображения, фантазии, художественной наблюдательности; Обучение учащихся образному мышлению, умению обобщать, стилизовать увиденное; Обучение навыкам работы с элементами различной формы. Организации равновесия композиции; Обучение основам технологической системы в создании проектов дизайн моделирования; Обучение навыкам самостоятельной работы; Воспитание чувства гармонического восприятия действительности; Воспитание художественного вкуса, чувства стиля; Воспитание человека художественно образованного, умеющего ценить и 6 понимать искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость (в соответствии с возрастными особенностями). Основной формой проведения занятия является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой). Структура программы Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки учащихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: • словесный (объяснение, беседа, рассказ); • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); • практический; • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям. 7 Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями литературы основной по и дополнительной изобразительному учебной искусству, и истории учебно-методической мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами, табуретами, подиумами, софитами, доской, компьютером, наглядными пособиями. 8 II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно-тематический план Первый год обучения № п/п Наименование темы Количество часов I полугодие 1. 2. 3. Стилизация. Силуэт. Орнамент. Центр композиции 10 10 12 4. 5. 6. II полугодие Уравновешенность композиции. Статика. Динамика. Композиция образная из геометрических фигур. Итого: 10 10 16 68 Второй год обучения № п/п Наименование темы Количество часов I полугодие 1. 2. Фактура. Гармония цветов. 12 20 3. 4. 5. II полугодие Конструирование из бумаги. Витраж. Симметрия – асимметрия. Пейзаж с фактурами. Итого: 10 10 16 68 Третий год обучения № п/п Наименование темы Количество часов I полугодие 1. 2. 3. 4. 5. Знак. Упражнения 1, 2, 3. Клаузуры. Упражнения 1, 2, 3. II полугодие Натюрморт образный. Фотоколлаж. Мозаика. Итого: 14 18 12 12 12 68 9 Содержание программы «Основы дизайн - проектирования» 1 класс Задание 1. Стилизация. Силуэт Реальное изображение цветка с листьями упростить до силуэтного изображения. Выполнить: 1) рисунок растения со светотеневой разработкой; 2) силуэтный рисунок цветка; 3)вырезание силуэтов цветка, наклеить на темный фон; Аппликация цветка из геометрических форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Материалы: Формат А4, цветная бумага, гелевая ручка, картон, ножницы, гуашь – 10 часов. Цель: Освоение языка прикладной графики. Задачи: композиционное размещение предметов, знакомство с приемами стилизации, изучение понятий «симметрия», «асимметрия». Задание 2. Орнамент. Выполнение упражнений: 1)ленточный орнамент из геометрических форм в полосе. 2) орнамент из геометрических форм в круге. 3)ленточный орнамент из силуэтного изображения цветка. Материалы: Формат А4, цветная бумага, калька, маркер черный, ножницы – 10 часов. Цель: освоение закономерностей орнаментальных построений. Задачи: знакомство с особенностями построения орнаментов. Задание 3. Центр композиции. Создание композиций: 1) из треугольников различных величин; 2) из кругов различных величин; 10 3) из квадратов различных величин; 4) из кругов, треугольников и квадратов. Материалы: Формат А4, цветная бумага, маркер черный, ножницы, гуашь – 12 часов. Цель: Освоение основных композиционных приемов Задачи: Знакомство с выявлением центра композиций, дать понятие «модуль». Задание 4. Уравновешенность композиции. Статика. Выполнение композиций из цветной бумаги различной ширины и длины: 1) «Высокий дом», «Дождь» - подчеркнуть вертикаль; 2) «Река», «Поезд» - подчеркнуть горизонталь; 3) «Волшебный город» - из вертикальных и горизонтальных полос создать уравновешенную композицию. Материалы: Формат А4, цветная бумага, клей, ножницы – 10 часов. Цель: Освоение законов композиционных и правил композиционных построений. Задачи: выявление центра композиций, развитие образного мышления. Задание 5. Динамика. Выполнение композиций из цветной бумаги: 1) композицию, направленную в верхний угол «Гром», «Ростки»; 2) композицию, направленную в нижний угол «Горная лавина», «Солнечные лучи»; З) Создание объемной бумажной композиции с элементами объемного конструирования и с ощущением движения «Бабочки», «Птицы». Материалы: Формат А4, А3, цветная бумага, клей, ножницы – 10 часов. Цель: Освоение законов композиционных и правил композиционных построений. Задачи: развитие образного и ассоциативного мышления, знакомство с объемной композицией, пластическими возможностями бумаги. Задание 6. Композиция образная из геометрических фигур. Создание композиции на цветном фоне в технике аппликации из цветной бумаги на темы: «Карусель», «Ярмарка» Материалы: Формат А3, цветная бумага, картон, ножницы, клей – 16 часов. Цель: выявление полученных навыков. 11 Задачи: Композиционное размещение геометрических фигур нм формате; передача цветовым решением настроения; развитие воображения, фантазии. 2 класс Задание 1. Фактура. Выполнить: Материалы: Формат А4, цветная бумага, гелевая ручка, картон, ножницы, гуашь – 10 часов. Цель: Задачи: Выполнение упражнений на передачу в рисунке различных фактур: 1) «Дерево», «Кора» 2) «Листья», «Трава» 3) «Вода», «Волны» 4) «Земля», «Камни», «Ракушки» Выполнить графическую композицию с использованием различных фактур «Мир животных». Материалы: Формат А4, А3, маркер черный, гелевая ручка – 12 часов. Цель: Развитие образного мышления. Задачи: расширение палитры навыков, поиск выразительности линии, пятна; навыки работы графическими материалами. Задание 2. Гармонизация цветов. 1) Гармоническое сочетание цвета и тона: «Веер 1» - желтый, желто-оранжевый, оранжевый, оранжево-красный, красный, пурпурный, фиолетовый; «Веер 2» - желтый, желто-зеленый, зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый. 2) Цветовые гармонии противоположных цветов «Театр», «Цирк» 3) Сочетание групп родственно-контрастных цветов «Африканские маски» например: а) желтый – фиолетовый, красный, оранжевый и промежуточные; б) синий – оранжевый, красный, фиолетовый и промежуточные; в) красный – зеленый, синий, фиолетовый и промежуточные; 12 Материалы: Формат А4, кисть, гуашь – 20 часов. Цель: знакомство с цветоведением. Задачи: освоение цветовой гармонизации, выявление за счет цветовых акцентов наиболее композиционно значимых форм; создание определенной цветовой гармонии. Задание 3. Конструирование из бумаги. 1) Выполнение композиции «Сказочная птица». Сочетание цилиндрических и конусообразных форм 2) Сочетание прямоугольных форм – игрушка из бумаги «Транспорт» Материалы: Бумага, картон, ножницы, клей – 10 часов. Цель: развитие объемно - пространственного воображения, фантазии, мышления. Задачи: изучение связи основных частей и деталей формы, умение учитывать конструктивные особенности формы. Задание 4. Витраж. Симметрия – асимметрия. Выполнение эскиза витража с зеркальной симметрией «Цветы и птицы». Материалы: Формат А3, цветная бумага, маркер черный, клей, ножницы, гуашь – 10 часов. Цель: освоение композиционных приемов. Задача: знакомство с особенностями витраж а, создание композиции в данном формате, закрепление понятия «стилизация» Задание 5. Пейзаж с фактурами. Выполнение контрольной композиции «Фантастический мир», «Космический пейзаж», «Микромир» с применением черно-белых и цветных фактур. Цель: выявление полученных навыков, закрепление материала. Задача: выполнение самостоятельной работы. 3 класс Задание 1. Знак. Упражнения 1, 2, 3. Создание знакового изображения животного поэтапно: 1) реальное изображение: 2) стилизация, упрощение — через пластику линий; 13 Материалы: Формат А4, тушь, перо, гелевая ручка, гуашь – 14 часов. Цель: развитие ассоциативного мышления. Задача: ознакомление с принципами абстрагирования. Решение образа знаком. Задание 2. Клаузуры. Упражнения 1, 2, 3. Создание композиции из предметов, отображающих деятельность: 1) театра; 2) цирка; 3) искусства; 4) спорта. Использовать ассоциативный ряд. Театр — сцена, занавес, маски, куклы. Контрасты, динамика, яркость, свет, музыка и т. д. Материалы: Формат А4, цветная бумага, клей, ножницы, гуашь – 16 часов. Цель: развитие образного мышления. Задача: освоение языка аналогий, графических навыков в работе над формой. Задание 3. Натюрморт образный. Выполнение тематического профессионального натюрморта (врача, пекаря, учителя и т д. - на выбор учащегося). Материалы: Формат А4, цветная бумага, клей, ножницы, гуашь – 12 часов. Цель: развитие ассоциативного мышления умение подбирать гармонические сочетания. Задача: знакомство с особенностями декоративных композиций, знакомство с понятием жанра «Натюрморт», организация плоскости листа, поиски основных цветовых пятен. Задание 4. Фотоколлаж. Создать фотоколлаж «Город будущего» с использованием вырезок журналов, цветных репродукций для передачи посредством богатых оттенков главного в работе. Материалы: Формат А3, цветная бумага, клей, ножницы, журнальные иллюстрации.– 12 часов. 14 Цель: научиться с помощью необходимых материалов, передавать главное в композиции, расширение палитры навыков. Задача: освоение приемов коллажа, композиция в листе, использование разнообразных технических приемов, обогащение изображения характерными деталями. Задание 5. Мозаика. Итоговая работа. На листе цветной бумаги выклеить композицию из цветных квадратов 2x2 см. «Зверь», «Птицы», «Замок» Материалы: Формат А3, картон, цветная бумага, ножницы, клей – 12 часов. Цель: освоение особенностей техники мозаики, выявление полученных знаний. Задача: выполнение эскизов мозаичной композиции, стилизация формы, подбор цветового решения, обогащение изображения характерными деталями, равновесие цветовых масс. 15 III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Результатом освоения учебного предмета «Основы дизайн - проектирования» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков: Знать условности языка дизайна Знать основные композиционные приемы; a. Выявление центра, b. Статика c. Динамика Знать выразительные средства композиции: роль пятна, линии, эмоционального воздействия центра; Знать приемы стилизации и ограничения в цвете; Уметь сознательно размещать предметы в объемно – пространственной композиции; Уметь выбирать формат и размер изображения в композиционном замысле; Уметь грамотно завершать работу над композицией, обобщать второстепенные детали и выделять главное, смысловые и цветовые пятна; Уметь последовательно работать над этапами преображения предметов; Уметь применять различные ритмы (линейные, цветовые, тональные) в построении композиции; Навыки выполнения объемных композиций; Навыки передачи фактуры предметов; Навыки создания несложных конструкций на основе простых геометрических форм; Навыки использования контрастных и нюансных цветовых отношений; Навыки применения разнообразных предметов и материалов для работы над заданиями. 16 IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков учащихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции. Видами контроля по учебному предмету «Основы дизайн - проектирования» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по полугодиям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал. Виды и формы промежуточной аттестации: • Контрольный урок - просмотр (проводится в счет аудиторного времени); • зачет - творческий просмотр. Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Зачеты проводятся в форме творческого просмотра работ учащихся за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной аттестации. Критерии оценок При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству; наличие устойчивых знаний в области, рисунка, живописи, композиции, развитие творческого мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах изобразительного искусства; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. 17 V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, заниматься творчеством для себя, участвовать в выставках самодеятельных художников. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок, музеев и художественных галерей, просмотром художественных альбомов, литературы по искусству, просмотром фильмов о художниках и художественных направлениях в искусстве. Необходимо познакомить учащегося с историей развития дизайна, рассказать об известных дизайнерских направлениях и школах. Освоение программы учебного предмета «Основы дизайн - проектирования» проходит в форме практических занятий в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы. Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. По мере усвоения программы от учащихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе. Во время первого года обучения учащиеся изучают условность языка дизайна, вводится понятие «графический дизайн». Ими выполняются задания на статику и динамику, уравновешенность в композициях. На втором году обучения вводится понятие «знаковость» учащиеся обращаются к изображению различных фактур 18 предметного мира, что позволяет им внимательно всматриваться в окружающий мир, делать работы более выразительными и наполненными. Тогда же происходит изучение основ цветовой гармонизации в декоративном искусстве. В работе с тематическими упражнениями осваиваются понятия «символика предметов», «центр масс». На третьем году обучения происходит освоение ритмов в композиции (ритмы линий, пятен, тональные ритмы), выполняются упражнения с элементами фотоколлажа, объемные композиции. Практическая работа является наиболее ярким показателем освоенного материала и соответствия уровню полученных знаний. В ней четко просматривается понимание поставленных задач, виден результат труда (получение навыка), т.е. достижение определенной цели. Задания строятся по принципу постепенного усложнения. Упражнения помогают подготовиться к выполнению контрольной работы, знакомят с принципами перехода от реального изображения предметов к знаковым решениям. 19 VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Список методической и учебной литературы 1.«Все о технике: иллюстрация». М. «Арт-роднике», 2002г. 2.Аксёнов Ю., Левидова М. Цвет и линия, «Практическое руководство по рисунку и живописи», М. «Сов.художник», 1976г. 3.Балад Д. «Кельтский орнамент» М., «Арт-Родник», 2011г. 4.Глейзер Д., Найт К., «Дизайн. Разработка проектов». Санкт-Петербург «ПИТЕР», 2014г. 5.Городкова Т.В., Нагибина М.И. «Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки». Ярославль, «Академия развития», 1997г. 6.Кантор А.М. «Предмет и средства живописи», М. «Сов.художник», 1981г. 7.Кениг П. «Графический рисунок для профессиональных дизайнеров». Санкт-Петербург «ПИТЕР», 2014г. 8.Краузе Д. «30 идей для дизайнеров». Санкт-Петербург «ПИТЕР», 2014г. 9.Краузе Д. «Разработка логотипа». Санкт-Петербург «ПИТЕР», 2013г. 10.Лауэр Д., Пентак С., «Основы дизайна», Санкт-Петербург «ПИТЕР», 2014г. 11.Луптон Э. «Графический дизайн». Санкт-Петербург «ПИТЕР», 2014г. 12.Майстер Н.Г. «Бумажная пластика», М. «Астрель», 2001г. 13.Пантелеев Г.Н. , Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В., «Декоративное искусство – детям». М., «Просвещение», 1976г. 14.Сомов Ю.С. «Художественное конструирование и качество изделий». М. 1967г. Средства обучения 1. Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом. 2. Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски. 3. Демонстрационные: демонстрационные модели. 4. Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи. 20