Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности реализации общеразвивающих программ в области искусств.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 21 ноября 2013 г. N 191-01-39/06-ГИ
Министерство культуры Российской Федерации направляет для использования в
работе Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств
по видам искусств.
Г.П.ИВЛИЕВ

Приложение
к письму Минкультуры России
от 19 ноября 2013 г. N 191-01-39/06-ГИ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
I. Пояснительная записка
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ введено новое для
нормативного
поля
в
области
образования
понятие
"дополнительные
общеобразовательные программы", которые подразделяются на предпрофессиональные и
общеразвивающие (пункт 1 части 4 статьи 12 и пункт 1 части 2 статьи 83). Настоящие
Рекомендации разработаны во исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона "Об
образовании в Российской Федерации" с целью определения особенностей организации
общеразвивающих программ в области искусств, а также осуществления образовательной
и методической деятельности при реализации указанных образовательных программ.
Общеразвивающие программы в области искусств должны способствовать
эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к
художественному образованию (часть 1 статьи 83) <*>.
-------------------------------<*> Аналогом общеразвивающих программ в области искусств являются
разработанные Министерством культуры СССР в 80-е годы XX века для детских школ
искусств учебные планы общего художественного образования детей.
Общеразвивающие программы в области искусств разрабатываются и
утверждаются образовательной организацией самостоятельно (часть 5 статьи 12) с учетом
настоящих Рекомендаций (часть 21 статьи 83), а также кадрового потенциала и
материально-технических условий образовательной организации, региональных
особенностей.
Общеразвивающие программы в области искусств должны основываться на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи,
обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. В образовательных
организациях общеразвивающие программы могут стать зоной эксперимента в освоении
новых практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и
потребностей детей и родителей (законных представителей).

При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств
необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е.
параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.
С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному
образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации
общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет (2 года 10 месяцев и,
соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно.
По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств
выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной
организацией самостоятельно.
II. Рекомендации к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации общеразвивающих программ
в области искусств
2.1. Общие положения
Минимум содержания общеразвивающей программы в области искусств должен
обеспечивать развитие значимых для образования, социализации, самореализации
подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей
ребенка, его личностных и духовных качеств.
Общеразвивающие программы в области искусств реализуются посредством:
- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и
духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески
мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро
меняющегося мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию
развития личности;
- обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в
области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня
развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной
общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной
программе в области искусств.
При реализации общеразвивающих программ в области искусств образовательная
организация устанавливает самостоятельно:
планируемые результаты освоения образовательной программы;
график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
содержание и форму итоговой аттестации;
систему и критерии оценок.
Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации
обучающихся является локальным нормативным актом образовательной организации,
который принимается органом самоуправления образовательной организации (советом
образовательной организации, методическим советом и др.) и утверждается
руководителем.
В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году
рекомендуется устанавливать не более четырех зачетов. Проведение промежуточной
аттестации в форме экзаменов при реализации дополнительных общеразвивающих
программ в области искусств не рекомендуется.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации образовательные организации могут использовать зачеты, контрольные
работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты,
контрольные просмотры, концертные выступления, театральные представления, выставки.
Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Образовательной организацией должны быть разработаны критерии оценок
промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой
аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств, включающие типовые
задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и
утверждаются образовательной организацией самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам
общеразвивающей программы в области искусств и ее учебному плану.
Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна
способствовать:
формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
воспитанию
активного
слушателя,
зрителя,
участника
творческой
самодеятельности.
С этой целью содержание общеразвивающих программ в области искусств должно
основываться на реализации учебных предметов как в области художественно-творческой
деятельности, так и в области историко-теоретических знаний об искусстве.
Рабочие учебные планы образовательных организаций рекомендуется
группировать по следующим предметным областям: учебные предметы исполнительской
и (или) художественно-творческой подготовки, учебные предметы историкотеоретической подготовки, а также предметы по выбору, формируемые с участием
родителей (законных представителей) обучающихся.
Содержание учебных предметов должно быть направлено на формирование у
обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях,
приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в
том или ином виде (видах) искусств.
2.2. Рекомендации к минимуму содержания и структуре
общеразвивающей программы в области театрального искусства
Результатом освоения общеразвивающей программы в области театрального
искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области художественно-творческой подготовки:
- знаний основ техники безопасности при нахождении на сценической площадке;
- умений использовать выразительные средства для создания образа (пластика,
выразительность поведения и т.д.);
- навыков владения основами актерского мастерства;
- навыков владения средствами пластической выразительности;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального
представления;
- навыков тренировки физического аппарата.
в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области
театрального искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведениях в
области театрального искусства;
- знаний основных средств выразительности театрального искусства;
- знаний наиболее употребляемой театральной терминологии.
Примерный учебный план для дополнительной общеразвивающей
программы в области театрального искусства
N
п/п

Наименование предметной Годы обучения (классы), Промежуточная и итоговая
области/учебного предмета количество аудиторных аттестация (годы обучения,
часов в неделю
классы)

I

II

III

1.

Учебные
предметы 2
художественно-творческой
подготовки:

2

3

1.1

театральные игры

1.2. ритмика
1.3. основы
мастерства

1

I, II

1

I

актерского

2

1.4. пластический театр
2.

Учебный предмет историко- теоретической подготовки:

Учебный
выбору:

3.1. танец
Всего:

предмет

II, III

2

III

1

1

1

1

по 1

1

1

1

1

1

3

4

5

2.1. беседы о театре
3.

1

III

I, II, III

Примерный перечень учебных предметов: театральные игры, основы актерского
мастерства, художественное слово, основы сценической речи, сценическое движение,
подготовка сценических номеров, кукольный театр, пластический театр, музыкальный
театр, театр моды, музыкальный инструмент, постановка голоса, вокальный ансамбль,
ритмика, танец, беседы об искусстве, беседы о театре и другие.
2.3. Рекомендации к минимуму содержания и структуре
общеразвивающей программы в области музыкального искусства
Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального
искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,
коллективное исполнение);
- умений использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров
и стилей;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации.
в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических
направлениях;

- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих
композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области
музыкального искусства);
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном
искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
Примерный учебный план для дополнительной общеразвивающей
программы в области музыкального искусства
N
п/п

Наименование предметной Годы обучения (классы), Промежуточная и итоговая
области/учебного предмета количество аудиторных аттестация (годы обучения,
часов в неделю
классы)
I

II

III

1.

Учебные
предметы 2
исполнительской
подготовки:

2

2

1.1

основы
музыкального 1
исполнительства
(синтезатор)

1

1

I, II, III

1

1

1

III

Учебный
предмет 1
историко-теоретической
подготовки:

2

2

2.1. музыка и окружающий мир 1

1

1

2.2. занимательное сольфеджио

1

1

по 1

1

1

компьютерной 1

1

1

4

5

5

1.2. ансамбль синтезаторов
2.

3.

Учебный
выбору:

3.1. студия
музыки
Всего:

предмет

III

III

Примерный перечень учебных предметов: основы музыкального исполнительства
(фортепиано, гитара, баян, аккордеон, домра, балалайка, флейта, блок-флейта, бас-гитара,
саксофон, ударные инструменты, электронные инструменты, национальные инструменты,
др.), инструментальный ансамбль, вокальный ансамбль, фольклорный ансамбль,
музицирование, хоровое пение, оркестр, сольное пение, основы музыкальной грамоты,
музыкальный букварь, музыка и окружающий мир, слушание музыки, беседы о музыке,
занимательное сольфеджио, народное музыкальное творчество, ритмика, музыкальная

информатика, студия компьютерной музыки, музыкальный театр, эвритмия, музыкальная
энциклопедия и другие.
2.4. Рекомендации к минимуму
содержания и структуре общеразвивающей программы в области
хореографического искусства
Результатом освоения общеразвивающей программы в области хореографического
искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
- знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке;
- знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств
выразительности;
- умений исполнять танцевальные номера;
- умений определять средства музыкальной выразительности в контексте
хореографического образа;
- умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
- навыков владения различными танцевальными движениями, упражнениями на
развитие физических данных;
- навыков ансамблевого исполнения танцевальных номеров;
- навыков сценической практики;
- навыков музыкально-пластического интонирования;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы.
в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области
хореографического искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в
области хореографического искусства;
- знаний основных средств выразительности хореографического и музыкального
искусства;
- знаний наиболее употребляемой терминологии хореографического искусства.
Примерный учебный план для дополнительной общеразвивающей
программы в области хореографического искусства
N
п/п

Наименование предметной Годы обучения (классы), Промежуточная и итоговая
области/учебного предмета количество аудиторных аттестация (годы обучения,
часов в неделю
классы)
I

II

III

1.

Учебные
предметы 3
исполнительской
подготовки:

3

4

1.1

гимнастика

1

1

2

2

1.2. танец модерн
1.3. пластический театр
2.

Учебный
предмет
историко-теоретической
подготовки:

1

I, II
2

I, II, III

2

III

1

2.1. беседы об искусстве
3.

Учебный
выбору:

3.1. подготовка
номеров
Всего:

предмет

1
по 2

1

концертных 2

1

5

5

1

III

II

5

Примерный перечень учебных предметов: гимнастика, ритмика, народный танец,
танец модерн, степ, бальный танец, брейк-данс, основы классического танца, подготовка
концертных номеров, музыкальный инструмент, музыкальный букварь, пластический
театр, театр моды, беседы об искусстве, беседы о театре, беседы о танце, танец и
окружающий мир и другие.
2.5. Рекомендации к минимуму содержания и структуре
общеразвивающей программы в области изобразительного
искусства, дизайна (по видам), архитектуры
Результатом освоения общеразвивающей программы в области изобразительного
искусства, дизайна (по видам), архитектуры является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
в области художественно-творческой подготовки:
- знаний основ цветоведения;
знаний
основных
формальных
элементов
композиции:
принципа
трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности,
центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
- умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего
мира;
- умений работать с различными материалами;
- навыков организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
- навыков передачи формы, характера предмета;
- навыков подготовки работ к экспозиции.
в области историко-теоретической подготовки:
первичных
знаний
о
видах
и
жанрах
изобразительного
искусства/дизайна/архитектуры;
- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области
изобразительного искусства/дизайна/архитектуры, выдающихся отечественных и
зарубежных произведений в области изобразительного искусства/дизайна/архитектуры,
великих мастеров изобразительного искусства/дизайна/архитектуры;
знаний
основных
средств
выразительности
изобразительного
искусства/дизайна/архитектуры;
знаний
наиболее
употребляемой
терминологии
изобразительного
искусства/дизайна/архитектуры.
Примерный учебный план для дополнительных
общеразвивающих программ в области изобразительного
искусства, дизайна (по видам), архитектуры
N
п/п

Наименование предметной Годы обучения (классы), Промежуточная и итоговая
области/учебного предмета количество аудиторных аттестация (годы обучения,
часов в неделю
классы)
I

II

III

1.

Учебные
предметы 2
художественно-творческой
подготовки:

3

1.1

рисунок

1

1

1

1

1

I, II, III

1

2

II, III

1

1

1

1

1

по 1

1

1

1

1

1.2. компьютерная графика
1.3. основы
проектирования
2.

дизайн-

Учебный предмет историко- 1
теоретической подготовки:

2.1. беседы об искусстве
3.

Учебный
выбору:

предмет

3.1. живопись
3.2. оформление книги/плакат
Всего:

3

I, II

II
1

4

5

III

III

5

Примерный перечень учебных предметов:
основы изобразительной грамоты и рисование, лепка, конструирование, основы
проектирования, основы дизайн-проектирования, основы архитектурно-художественного
проектирования, компьютерная графика, дизайн (по видам), художественная фотография,
рисунок, живопись, скульптура, композиция станковая, композиция прикладная, история
изобразительного искусства, кинофототворчество, анимация, компьютерная анимация,
типографика, оформление книги, плакат, художественное оформление сценической
постановки и другие.
2.6. Рекомендации к минимуму содержания общеразвивающей
программы в области декоративно-прикладного искусства
Результатом освоения общеразвивающей программы в области декоративноприкладного искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений
и навыков:
в области художественно-творческой подготовки:
- знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства;
- умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего
мира;
- умений копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия
декоративно-прикладного творчества, народных художественных ремесел;
- навыков работы в различных техниках и материалах;
- навыков подготовки работ к экспозиции.
в области историко-теоретической подготовки:

первичных знаний о видах народного художественного творчества;
- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области
декоративно-прикладного искусства;
- знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства,
народных художественных ремесел;
- знаний наиболее употребляемой терминологии декоративно-прикладного
искусства, народных художественных ремесел.
Примерный учебный план для дополнительной общеразвивающей
программы в области декоративно-прикладного искусства
N Наименование предметной Годы обучения (классы), Промежуточная и итоговая
п/п области/учебного предмета количество аудиторных аттестация (годы обучения,
часов в неделю
классы)

1.

I

II

III

Учебные
предметы 2
художественно-творческой
подготовки:

3

3

1

1

1.1 рисунок

1

1.2. основы
декоративно- 1
прикладного творчества
1.3. художественная роспись по
дереву
2.

2.1. беседы об искусстве
3.

Учебный
выбору:

предмет

3.1. композиция прикладная
Всего:

I

2

2

1

1

1

1

1

по 1

1

1

1

1

1

4

5

5

Учебный предмет историко- 1
теоретической подготовки:

I, II, III

II, III

III

I, II, III

Примерный перечень учебных предметов:
основы декоративно-прикладного творчества, рисунок, художественное ткачество,
художественная роспись, вышивка, кружевоплетение, батик, художественная резьба по
дереву, работа с кожей, бисером, изготовление игрушки, керамика, конструирование
одежды, бисероплетение, оригами, бумагопластика, пластилинография, квиллинг,
гобелен, лоскутное шитье и другие.
Примерные учебные планы общеразвивающих программ в области искусств
разработаны с учетом опыта последних десятилетий по реализации в детских школах
искусств программ художественно-эстетической направленности.
2.7. Рекомендации к условиям реализации общеразвивающих

программ в области искусств
Приобщение подрастающего поколения к различным видам искусств, постижение
основ того или иного вида искусств требует предусматривать при реализации
общеразвивающих программ аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
При этом аудиторные занятия могут проводиться по группам (групповые и
мелкогрупповые занятия) и индивидуально.
Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 11 человек,
мелкогрупповой форме - от 4-х до 10 человек, при этом такие учебные предметы, как
"Ансамбль", "Подготовка концертных номеров", "Подготовка сценических номеров"
могут проводиться в мелкогрупповой форме от 2-х человек.
Продолжительность
академического
часа
устанавливается
уставом
образовательной организации и может составлять от 30 минут в 1 - 2-м классах, до 45
минут.
Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по учебным
предметам определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом
параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования).
При реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах
искусств по видам искусств необходимо учитывать, что видовым отличием детских школ
искусств по видам искусств от других организаций дополнительного образования детей
является реализация предпрофессиональных программ в области искусств (часть 3 статьи
83 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ). С целью
обеспечения сбалансированной организации образовательной деятельности в детской
школе искусств при реализации ДШИ предпрофессиональных и общеразвивающих
программ рекомендуется устанавливать общие временные сроки по продолжительности
учебного года, каникулярного времени, академического часа: продолжительность
учебного года в объеме 39 недель, продолжительность учебных занятий 34 - 35 недель, в
течение учебного года продолжительность каникул - не менее 4-х недель.
Продолжительность летних каникул - не менее 13 недель.
Качество реализации общеразвивающих программ в области искусств должно
обеспечиваться за счет:
доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных
представителей) содержания общеразвивающей программы в области искусств;
наличия комфортной развивающей образовательной среды;
наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого
учебного предмета.
Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна
составлять не менее 10 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих
образовательный процесс по общеразвивающим программам в области искусств.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели <1>, из которых
34 - 35 недель - реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность
педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую,
культурно-просветительскую
работу,
а
также
освоение
дополнительных
профессиональных образовательных программ.
-------------------------------<1> Продолжительность учебного года для педагогических работников,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, устанавливается с учетом положений Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1.
Образовательные
организации
должны
взаимодействовать
с
другими
образовательными организациями, реализующими образовательные программы в области
искусств, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых

ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, использования передовых
педагогических технологий.
Финансирование реализации общеразвивающих программ в области искусств
должно осуществляться в объеме, позволяющем обеспечивать качество образования.
Нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги в
сфере образования для реализации общеразвивающих программ в области того или иного
вида искусств устанавливаются либо субъектом Российской Федерации на основании
части 2 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273ФЗ, либо учредителем образовательной организации с учетом следующих параметров:
1) соотношения численности преподавателей и обучающихся - не менее 1:8;
2) содержания специального учебного оборудования и использования
специализированных материальных запасов;
3)
соотношения
численности
учебно-вспомогательного
персонала
и
преподавателей - не менее 4:10;
4) при реализации общеразвивающих программ в области музыкального,
хореографического и театрального искусств финансирования работы концертмейстеров из
расчета до 100 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на
аудиторные занятия по соответствующим учебным предметам;
5) при реализации общеразвивающих программ в области изобразительного
искусства финансирования работа натурщика из расчета до 30 процентов объема времени,
предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по соответствующим учебным
предметам.
Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна
обеспечиваться
учебно-методической
документацией
(учебниками,
учебнометодическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем
учебным предметам. Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся также
сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на
ее выполнение.
Внеаудиторная работа может быть использована обучающимися на выполнение
домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение
учреждений культуры (театров, филармоний, цирков, концертных залов, музеев и др.),
участие обучающихся в творческих мероприятиях, проводимых образовательной
организацией.
Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться
преподавателем.
Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна
обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам
фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных
предметов учебного плана.
Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом
к сети Интернет.
Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован
печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и
учебно-методической литературы по всем учебным предметам. Библиотечный фонд
помимо
учебной
литературы
должен
включать
официальные,
справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 2 экземпляра на каждые 100
обучающихся.
Образовательная организация может предоставлять обучающимся возможность
оперативного обмена информацией с отечественными образовательными организациями,
учреждениями и организациями культуры, а также доступ к современным
профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Материально-технические условия образовательной организации должны
обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных
общеразвивающей программой в области искусств, разработанной образовательной
организацией.
Материально-техническая
база
образовательной
организации
должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Образовательная организация должна соблюдать своевременные сроки текущего и
капитального ремонта.
Минимально необходимый для реализации общеразвивающих программ в области
искусств перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материальнотехнического обеспечения должен соответствовать профилю общеразвивающей
программы в области искусств и быть ориентирован на федеральные государственные
требования
к
соответствующим
дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области искусств.
При этом в образовательной организации необходимо наличие:
залов (театральных, концертных, танцевальных, гимнастических, выставочных,
просмотровых) со специальным оборудованием согласно профильной направленности
образовательной программы;
библиотеки;
помещений для работы со специализированными материалами (фонотеки,
видеотеки, фильмотеки, просмотровых видеозалов);
учебных аудиторий для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со
специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стеллажами,
музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой, хореографическими
станками, мольбертами и др.).
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию и быть оформлены наглядными
пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не
менее 6 кв. м.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания,
своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного
оборудования.

Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г.
N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам"
14.12.2013 03:33
Библиотека - Законы и нормативные акты
Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г.
Регистрационный N 30468
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 26 июня 2012 г. N 504 "Об утверждении Типового положения об
образовательном учреждении дополнительного образования детей" (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2012 г., регистрационный N
25082).
Министр Д. Ливанов
Приложение
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок) регулирует
организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, в том числе особенности организации
образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов.
2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные
программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные
предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее организации, осуществляющие образовательную деятельность).

3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в
занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся;
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
патриотического, трудового воспитания учащихся;

военно-

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
и
федеральных
государственных требований.
4. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области
искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (1).
5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним
определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность.
Содержание
дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной
программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными
требованиями (2).
6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют
дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года,
включая каникулярное время.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют
образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в
объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или
разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом
объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры,
творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально.
8. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется
в порядке, установленном локальными нормативными актами организации,
осуществляющей образовательную деятельность (3).
9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным
программам
различной
направленности
(технической,
естественнонаучной,
физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социальнопедагогической).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем
составом объединения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (4).
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если
иное не установлено законодательством Российской Федерации (5).
Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным
нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством
сетевых форм их реализации (6).
При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение (7).
При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления
содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании
соответствующих образовательных технологий (8).
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов
и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред
физическому или психическому здоровью учащихся, запрещается (9).

11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют
дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники,
культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
12. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, образовательная
деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации и (или) на
государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и
языках народов Российской Федерации.
Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии
с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном
законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации,
осуществляющей образовательную деятельность (10).
13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха учащихся администрацией организации, осуществляющей
образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом
пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
учащихся и возрастных особенностей учащихся.
14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации,
осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить
массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или)
отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
15. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные
представители) без включения в основной состав.
16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут
предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия,
которые проводятся по группам или индивидуально.
17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы
аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения
промежуточной аттестации учащихся.
18. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов,
инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют
образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с
учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать
специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных
общеобразовательных программ указанными категориями учащихся в соответствии с
заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой
реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования учащимися с
ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и

воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными
возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами (11).
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным
предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их
психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии - для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а
также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации - для учащихся детейинвалидов и инвалидов.
19. В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с
ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации,
осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:
а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с
приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов
(WCAG);
размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими,
местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной
информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным
(высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или
жёлтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт
или аудиофайлы);
обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря,
к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего
местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий
визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их
размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материальнотехнические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа
учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации,
осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных
помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов,
локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных
кресел и других приспособлений).
20. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и
инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися,
так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и
инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.
21. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и
воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов
также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (12).
Обучение по дополнительным общеобразовательным программам учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких
учащихся.
Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по
дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе
дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости
для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области
коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими
соответствующую переподготовку.
22. При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с
ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются
бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также
услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (13).
С учетом особых потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в
электронном виде.

23. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут оказывать
помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации
дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной
деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и
организациям на договорной основе.
(1)Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,
ст. 2326.
(2)Часть 4 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
(3)Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).
(4)Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326)
(5)Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).
(6)Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N19, ст. 2326).
(7)Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).
(8)Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N19, ст. 2326)
(9)Часть 9 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).
(10)Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326)
(11)Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).
(12)Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326.

(13)Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».