zhivopis_-sokrashh_pdf.io

1

2

Структура программы учебного предмета
1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
•
•
•
•
•
•
•
•
•

2.
•
•

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план;
Годовые требования. Содержание разделов и тем;

3.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

4.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

• Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
• Критерии оценки;

5.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

• Методические рекомендации преподавателям;
• Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

• Список методической литературы.
• Список учебной литературы.
• Средства обучения.

3

I.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных
государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем
постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на
цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым
гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой
композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие
элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны
требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе
«Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения
предметов,

выявления

объема

цветом,

грамотного

владения

тоном,

передачи

световоздушной среды.
Срок реализации учебного предмета
Программа

разработана

для

освоения

учебного

предмета

«Живопись»

с

сокращением срока ее освоения обучающимися.
Учебный предмет «Живопись» 4 года - со 2 по 5 класс.
При реализации программы «Живопись» с 4-хлетним сроком обучения: аудиторные
занятия в 2-5 классах - три часа, самостоятельная работа во 2 классе - два часа, в 3-5
классах - три часа.

4

Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета:
Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое
развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения
программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний,
умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного
искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства.
Задачи учебного предмета:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных
работ, в том числе:
знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
знаний разнообразных техник живописи;
знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей
создания цветового строя;
умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
навыков в использовании основных техник и материалов;
навыков последовательного ведения живописной работы; - формирование у одаренных
детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать
профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется
осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Рекомендуемая продолжительность уроков - 45 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
5

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы с сокращением срока освоения (4 года),
являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
•

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;
•

распределение учебного материала по годам обучения;

•

описание дидактических единиц учебного предмета;

•

требования к уровню подготовки обучающихся;

•

формы и методы контроля, система оценок;

•

методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы

«Содержание учебного предмета».

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
•

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

•

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

•

практический;

•

эмоциональный

(подбор ассоциаций,

образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и
задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
изобразительного творчества.

6

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями
основной

и

дополнительной

учебной

и

учебно-методической

литературой

по

изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами, мольбертами,
компьютером, интерактивной доской, предметами натурного фонда.

II.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о
затратах учебного времени, графике промежуточной и итоговой аттестации
При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 4 года,
общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» составляет 759 часов (в том числе, 396
аудиторных часов, 363 часа самостоятельной работы).
Экзамены проводятся со второго по четвертый класс во втором полугодии. В
остальное время видом промежуточной аттестации служит творческий просмотр (зачет).
Вид учебной
работы, аттестации,
учебной нагрузки

Затраты учебного времени,
график промежуточной
аттестации

Всего часов

Классы/ полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

48

51

48

51

48

51

48

51

396

32

34

48

51

48

51

48

51

363

экзамен

зачет

экзамен

зачет

зачет

5

зачет

Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)

4

экзамен

Аудиторные занятия (в
часах)
Самостоятельная работа
(домашнее практическое
задание, в часах)
Вид промежуточной
аттестации

3

зачет

2

80

85

96

102

96

102

96

102

759

7

Аудиторное задание

Наименование темы

Задание для
самостоятельной
работы

Вид учебного
занятия

Первый год обучения

Максимальная
учебная нагрузка

III. Учебно-тематический план

I полугодие
1. Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

2. Контрастная гармония (на ненасыщенных
цветах)

урок

10

4

6

15

6

9

3.

Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности (на насыщенных цветах)

урок

4.

Гармония по насыщенности

урок

10

4

6

5.

Контрастная гармония

урок

5

2

3

6.

Световой контраст (ахроматический).
Гризайль.

15

6

9

7.

Гармония по светлоте и насыщенности

15

6

9

Урок

урок

II полугодие
8.

Фигура человека

урок

5

2

3

9.

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

10. Гармония по насыщенности и светлоте

урок

15

6

9

11. Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

5

2

3

12. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс.

Урок

13. Гармония по насыщенности

урок

15

6

9

14. Гармония по общему цветовому тону и
светлоте

урок

15

6

9

Второй год обучения

8

задание
Аудиторное

Задание для
самостоятельной
работы

Наименование темы

Максимальная
учебная нагрузка

Вид учебного
занятия

№

I полугодие
1.
2.
3.
4.
5.

Контрастная гармония (на насыщенных
цветах)
Гармония по общему цветовому тону и
светлоте
Контрастная гармония (на насыщенных
цветах)
Фигура человека
Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности
(на ненасыщенных цветах)

урок

18

9

9

урок

30

15

15

урок

24

12

12

урок
урок

6
18

3
9

3
9

урок
урок

24
30

12
15

12
15

урок

24

12

12

урок

24

12

12

II полугодие
6. Гармония по общему цветовому тону
7. Контрастная гармония на ненасыщенных
цветах
8. Гармония по общему цветовому тону и
светлоте
9. Гармония по светлоте

Третий год обучения

9

Аудиторное
задание

Задание для
самостоятельной
работы

Наименование темы

Максимальна я
учебная нагрузка

Вид учебного
занятия

№

I полугодие
1. Контрастная гармония (на насыщенных
цветах)

урок

24

12

12

2. Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности (на ненасыщенных цветах)

урок

30

15

15

3. Гармония по общему цветовому тону и
светлоте

урок

30

15

15

4. Гармония по общему цветовому тону

урок

12

6

6

II полугодие
5. Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности
(на ненасыщенных цветах)
6. Гармония по насыщенности и светлоте

урок

30

15

15

урок

30

15

15

7. Нюансная гармония

урок

30

15

15

8. Фигура человека

урок

12

6

6

10

Аудиторное задание

Задание для
самостоятельной
работы

Наименование темы

Максимальна я
учебная нагрузка

№

Вид учебного
занятия

Четвертый год обучения

I полугодие
1. Гармония по общему цветовому
тону, по насыщенности

урок

12

6

6

2. Нюансная гармония

урок

30

15

15

3. Гармония по насыщенности и светлоте

урок

30

15

15

4. Интерьер

урок

24

12

12

II полугодие
5. Гармония по общему цветовому тону

урок

12

6

6

6. Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности

урок

30

15

15

7. Фигура человека

урок

12

6

6

8. Гармония по общему цветовому
тону и светлоте

урок

24

12

12

9. Гармония по общему цветовому
тону и насыщенности

урок

24

12

12

11

IV. Содержание учебного предмета.
Годовые требования
В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в
основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы
были более эмоциональными, редко используется черный цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на
нюансах,

светлоте,

со сложным

колоритом.

Фигура

человека,

натюрморт

связываются со станковой композицией.
Задания первого года обучения углубляют знания о цвете, цветовой гармонии,
влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с
выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме
предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения,
передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой
гармонии.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим
характером,

углубляются

знания

о

цветовой

гармонии,

тональности

и

колористическом решении, решение пространства и цельности.
В

пятом

классе

углубляются

и

закрепляются

знания

и

умения

последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся
основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения,
построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и
фактуру предметов.
К учащимся шестого класса предъявляются следующие основные
требования:
- самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа,

натюрморта;
- самостоятельно строить цветовую гармонию;
- выражать индивидуальное отношение к изображаемому;
- уметь технически реализовать замысел.
12

Первый год обучения
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений
работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с
плодами

рябины,

винограда,

яблок

и

т.д.

на

нейтральном

фоне.

Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на
нейтральном фоне.
2. Тема.

Контрастная

гармония

(на

ненасыщенных

цветах).

Развитие

представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с
учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов на контрастном
фоне. Использование акварели (многослойная живопись), бумаги формата A3.
Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных

цветах). Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера
формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной
материальности на светлом фоне. Использование акварели (техника «по сырому»),
бумаги формата A3. Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной
формы на светлом фоне.
4. Тема. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной среды и

силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с
акварелью. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Использование акварели,
бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: эскизы домашних животных.
5.

Тема. Контрастная гармония. Лепка формы цветом с учетом светотеневых

отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по форме,
передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие
цветов. Этюды двух предметов быта, контрастных по форме и цвету. Использование
акварели, бумаги формата A3. Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном
фоне.

13

6.

Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Передача светотеневых

отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов
предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами.
Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону
при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование
акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).
7. Тема.

Гармония по светлоте и насыщенности. Передача светотеневых

отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в
многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей
средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме
и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным
эскизом). Использование акварели, бумаги формата A3.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.
8. Тема. Фигура человека. Формирование навыков создания целостности образа и

колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение
основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Два
этюда фигуры человека (в различных позах). Использование акварели, бумаги
формата A3.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие умения передавать

цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи
технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок). Этюд
стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне. Использование акварели, бумаги
различных форматов. Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном
фоне.
10. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Колористическая цельность.
Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта
через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства. Натюрморт с кувшином
и

фруктами

на

темном

фоне

без

складок

при

боковом
14

освещении (с предварительным эскизом). Использование акварели (техника a la
prima),

бумаги

формата

A3.

Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.
11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Передача тоном и цветом
нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на светлом
теплом фоне без складок. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата A3.
Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями.
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Закрепление навыков

передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом нюансов
родственных по гамме цветов. Натюрморт с предметом из стекла. Фон холодный.
Использование акварели («по сырому»), бумаги формата A3.
Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону.
13. Тема. Гармония по насыщенности. Передача точных свето-тоновых и цветовых

отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте.
Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при
богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с
предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги
формата A3. Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.
14. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Закрепление

полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте.
Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка, кофейник). Использование
акварели (многослойная акварель), бумаги формата A3.
Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.

Второй год обучения
1.

Тема.

Контрастная

гармония

(на

насыщенных

цветах).

Развитие

колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование различных
приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с контрастными
цветовыми отношениями. Использование акварели, бумаги формата A3.
15

Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Развитие представление

о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое построение цветовых
пятен. Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на
нейтральном

фоне

(с

предварительным

эскизом).

Использование

акварели

(многослойная акварель, поэтапная работа над формой), бумаги формата A2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
3. Тема.

Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах).

Достижение

цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в
натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с
различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Использование акварели,
бумаги формата A2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.
4. Тема. Фигура человека. Передача характера движения. Обобщенная передача

формы цветом. Этюд фигуры человека. Использование акварели, бумаги различных
форматов.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению.
5. Тема.

Гармония

по

общему

цветовому

тону

и

насыщенности

(на

ненасыщенных цветах). Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени.
Натюрморт из предметов быта против света. Использование акварели, бумаги формата
A3.
Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией.
6. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического

решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача
фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы.
Использование акварели, бумаги формата A2. Самостоятельная работа: копирование
репродукций с изображением птиц.
7.

Тема.

Контрастная

гармония

на

ненасыщенных

цветах.

Цветотональные отношения. Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным

16

предметом на контрастном фоне (с предварительным эскизом). Использование
акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.

17

Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск выразительного

живописно-пластического решения. Передача формы предметов и пространства в
натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен.
Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотистокоричневой). Использование акварели («по сырому), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.
9. Тема. Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной работы.

Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом. Натюрморт в светлой
тональности. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.

Третий год обучения
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Цельность и

декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с
акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета
бытовой утвари на контрастном фоне. Использование акварели, бумаги формата A3.
Самостоятельная работа: этюды живых цветов.
2. Тема.

Гармония по общему цветовому

тону и насыщенности (на

ненасыщенных цветах). Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы
предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт в различных техниках из
атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету драпировкой с введением гипса
(с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов
известных отечественных и зарубежных художников.
3.

Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.

Последовательное ведение длительной постановки. Применение различных приемов
работы с акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с

18

крупным предметом быта, фруктами и овощами. Использование акварели
(многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу.
4. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Применение на практике

полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Этюд
драпировки со складками. Использование акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками.
5. Тема.

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на

ненасыщенных цветах). Передача глубины пространства. Создание нескольких
эскизов с разных мест. Эскизы натюрмортов в интерьере (венский стул, виолончель,
ткань со складками). Использование акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная

работа:

копирование

с

репродукций

картин

известных

отечественный и зарубежных художников с подобной композицией.
6. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение.
Выделение

смыслового

центра

светом.

Ритмическое

построение

цветовых

пятен. Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и
различных

по

форме.

Использование

акварели,

бумаги

формата

А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.
7.

Тема.

длительной
решения.

Нюансная

гармония.

постановки.
Натюрморт

Поиск
с

Грамотное
интересного

чучелом

птицы.

последовательное

ведение

живописно-пластического
Использование

акварели

(многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов.
8. Тема. Фигура человека. Развитие навыков и умений рисования фигуры человека
с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи нюансов цвета.
Этюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием», «За чтением» и т.п.)
Использование акварели, бумаги формата A3. Самостоятельная работа: этюд
фигуры человека по представлению.

19

Четвертый год обучения
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности.
Цельность,

декоративность

колористического

решения.

Передача

фактуры

предметов. Этюды постановок с грибами и осенними листьями. Использование
акварели (техника по выбору), бумаги формата A3 Самостоятельная работа: копии с
репродукции натюрмортов.
2. Тема. Нюансная гармония. Грамотное ведение длительной работы. Связь
натюрморта с пространством интерьера. Осенний натюрморт из плодов и
овощей с введением фрагмента интерьера (с предварительным эскизом) с
нестандартной точки зрения. Использование акварели (техника a la prima),
бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с введением
фрагмента окна.
3. Тема.

Гармония

по

насыщенности

и

светлоте.

Самостоятельное

последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов,
лепка формы цветом. Натюрморт с предметами из стекла (2-4 стеклянных предмета,
различные по цвету) в темной цветовой гамме. Использование акварели
(многослойная акварель). Выбор формата с учетом композиции.
Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в различном освещении.
4. Тема.

Интерьер.

пространства.

Поиск

интересной

композиции

Фрагмент интерьера класса,

интерьера.

Передача

холла с растениями.

Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата A3. Самостоятельная
работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями.
5. 5. Тема.

Гармония

последовательное

по

ведение

общему

работы.

цветовому

Передача

тону.

Самостоятельное

материальности

и

характера

предметов в среде. Тематические натюрморты бытового жанра. Использование
акварели

(техника

a

la

prima),

бумаги

формата

A3.

Самостоятельная работа: этюды натюрморта из нескольких предметов с ярко
выраженными различиями материальности.
20

Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Грамотное
построение цветовых и тональных отношений. Передача «большой формы»,
пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с
введением гипсовой маски или орнамента. Использование акварели, бумаги формата
A2.
Самостоятельная работа: этюды 2-3 белых предметов на различном фоне.
7. Тема. Фигура человека в театральном костюме. Выявление характерных

особенностей модели. Этюды фигуры человека в контражуре. Использование
акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Сближенные

отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной палитры
цветов. Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, но
близких по цвету. Использование акварели, бумаги формата A2. Самостоятельная
работа: копии с репродукций натюрмортов.
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Поиск

интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом. Передача
материальности. Натюрморт из предметов различной материальности (тематический
натюрморт «Игрушки»). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги
формата A2. Самостоятельная работа: этюды игрушек с различных точек.

21

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей,

создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-

воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих

работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.

Требования к экзамену.
Экзамен рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося
над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на формате A3 в
течение 4 учебных часов. В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых
по форме предметов (2-3 предмета и однотоновая драпировка), в третьих-четвертых
классах - комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-4
предмета и богатые по цвету и декору драпировки).
Для

программы

«Декоративно-прикладное

творчество»

экзамен

рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над
натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на формате A3 в течение 4
учебных часов. Натюрморт состоит из различных по форме и цвету предметов (3-4
предмета и несложные по цвету драпировки).
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки
учащийся должен:

22

- грамотно расположить предметы в листе;
- точно передать пропорции предметов;
- поставить предметы на плоскость;
- правильно строить цветовые гармонии;
- умело использовать приемы работы с акварелью;

-

передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;

- добиться цельности в изображении натюрморта.

V.

Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной
работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления
оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
• зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут
выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по
своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы
(текущий контроль).

23

При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений
и навыков:

1 год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
-

грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных

поверхностей.
2 год обучения
- грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
3 год обучения
- грамотно компоновать объекты в интерьере;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
- грамотно

передавать

материальность

сложных

гладких

и

шершавых

поверхностей;
2 год обучения
- передавать цельность и законченность в работе;
- строить сложные цветовые гармонии;
- грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;

24

- грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально-прозрачных
поверхностей;
С учетом данных критериев выставляются оценки: 5 («отлично») - ставится, если
соблюдены и выполнены все критерии; 4 («хорошо») - при условии невыполнения
одного-двух пунктов данных критериев;
3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов
критериев.

VII. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует
рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на
рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь
принципами цветовой гармонии.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по
живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художниковклассиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение картона.
6. Выполнение работы на формате в материале.

Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и
формат работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для
самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
25

- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.

Средства обучения
-

материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными

пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, фонд работ учащихся,
магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: видеофильмы, аудио записи.

26

VIII. Список рекомендуемой литературы
Методическая литература
1. Айзенбарт Б. Полный курс акварели. Для начинающих и студентов

Москва, «Внешсигма» 2000
2. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. Практическое руководство по

рисунку и живописи.

Москва, «Советский художник» 1976

3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись,

композиция. Москва, «Просвещение» 1981
4. Все о технике: живопись акварелью. Москва, «Арт-Родник»

1998

5.Живопись: Книга для учащихся. Сост. Шитов Л.А., Ларионов В.Н.
Москва, «Просвещение»,

АО «учебная литература» 1995

4. Изобразительное искусство в школе: Сборник материалов и документов.

Сост. Виноградова Г.Г.

Москва, «Просвещение» 1990

5. Как писать акварелью. Перевод Врублевской Н. Москва, «АСТ»,

«Астрель»

2002

6. Кантор А.М. Предмет и среда в живописи. Москва, «Советский художник»

1981
7. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие.

«Высшая школа»

Москва,

1992

8. Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт.

Минск, «Соврем. литератор»

2002

9. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий

изобразительным искусством.
10.

Никодеми Г.Б. Техника живописи. Инструменты, материалы, методы.

Практические советы.
11.

Москва, «Эксмо-пресс» 2002

Осипов Д.М. Основы изобразительного искусства. Москва,

«Просвещение»
12.

Москва, «Просвещение» 1975

1986

Смирнов Г.Б. Живопись. Москва, «Просвещение» 1975

27

13.

Хогарт Б. Игра света и тени для художников. Учебное пособие. Тула,

«Родничок», Москва, «АСТ», «Астрель»

2001

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».