Структура программы учебного предмета 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; • Срок реализации учебного предмета; • Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; • Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации; • Форма проведения учебных аудиторных занятий; • Цель и задачи учебного предмета; • Обоснование структуры программы учебного предмета; • Методы обучения; • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА • • Учебно-тематический план; Годовые требования. Содержание разделов и тем; 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК • Аттестация: цели, виды, форма, содержание; • Критерии оценки; 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА • Методические рекомендации преподавателям; • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ • Список методической литературы. • Список учебной литературы. • Средства обучения. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись». Учебный предмет «Скульптура» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество». Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире. Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Срок реализации учебного предмета Срок освоения учебного предмета ««Скульптура» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 3 года. При реализации программы учебного предмета «Скульптура» продолжительность учебных занятий с первого по третий классы составляет 33 недели ежегодно. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Скульптура» со сроком обучения 3 года составляет 198 часов, в том числе аудиторные занятия - 99 часов, самостоятельная работа - 99 часов. Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Годы обучения Полугодия Количество недель Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка Вид промежуточной аттестации Всего часов Затраты учебного времени 1 2 3 1 16 2 17 3 16 4 17 16ч 17ч 16ч 17ч 16ч 17ч 99 16ч 17ч 16ч 17ч 16ч 17ч 99 32ч 34ч 34ч 32ч 34ч 198 зачет 32ч 5 16 зачет 6 17 зачет • Форма проведения учебных аудиторных занятий; Основной формой проведения уроков являются групповые занятия 11-12 чел. Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу. Аудиторная нагрузка по учебному предмету на первое полугодие составляет 16 часов на второе полугодие – 17 часов Объем времени на внеаудиторную работу (самостоятельная работа) в первом полугодии составляет 16 часов, на второе полугодие 17 часов. Внеаудиторная работа включает в себя выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности. Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими и художественными изданиями, видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по учебному предмету. Цель и задачи учебного предмета Цель учебного предмета: 1. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей. 2. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте. 3. Формирование у детей школьного возраста комплекса знаний, умений и навыков в области художественного творчества, позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись». Задачи учебного предмета: 1. Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика - масса). 2. Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов. 3. Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция». 4. Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму. 5. Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов. 6. Формирование умения работать с натуры и по памяти. 7. Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи. 8. Формирование конструктивного и пластического способов лепки. Обоснование структуры программы Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический; эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений). Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета. Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью (станки и стулья), натюрмортными столиками, компьютером, интерактивной доской. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета «Скульптура» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование раздела, Вид Общий объем времени в часах темы Максимальная учебно Самостоятел Аудиторные учебная нагрузка ьная работа занятия го занят 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ 1 2 Вводная беседа: «Свойства материалов и инструменты». Композиция на свободную тему. Лепка фруктов и овощей, близких по форме геометрическим телам Урок 6 3 3 Урок 6 3 3 3 «Кувшин для цветов» Урок 6 3 3 4 Декоративное панно «Рыбки, бабочки, птички» Урок 8 4 4 Урок 4 2 2 Урок 4 2 2 5 6 7 8 9 Птицы – наброски с натуры. Животные – наброски с натуры. Однофигурная композиция «Птица». Этюд «Животное» (работа с натуры в классе). Композиция двухфигурная «В зоопарке» Урок 6 3 Урок 4 2 2 Урок 8 4 4 3 10 11 Фигура человека в движении (шаг с поворотом, опора на обе ноги). Свободная композиция из 2-х фигур Урок 6 3 3 Урок 8 4 4 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ Беседа. Лепка с натуры 1 натюрморта из простых предметов быта. Урок 6 3 3 Урок 8 4 4 «Декоративное блюдо». Урок Беседа о декоративно – 3 прикладном искусстве. 8 4 4 10 5 5 6 3 3 5 5 4 4 5 5 2 Лепка с натуры простого орнамента «Цветок лотоса». Урок 4 Натюрморт из трех предметов 5 6 Однофигурная композиция «Животное» по наброскам. Двухфигурная композиция по представлению «Дети». Урок Урок 10 7 8 Лепка композиции по представлению «Человек и животное» Композиция «Цирк». Урок 8 Урок 10 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ 1 Этюды (краткосрочные) с натуры «Осенние дары природы». 2 Этюд с натуры - гипсовый орнамент «Лист» 3 Этюд «Сидящая фигура в несложной позе» 4 Этюды с натуры в классе: «Животные и птицы» (в движении), в трех разных положениях (три этюда с примитивным Этюд с натурыкаркасом) драпировка, висящая на стене Урок Урок Урок 6 3 2 6 3 4 4 4 8 Урок 6 3 3 Урок 6 3 3 8 4 4 Урок 8 4 4 Эскизы двухфигурной композиции по наблюдению 8 на тему: «Животное в движении», «Человек и животное», жанровая сцена. Урок 8 4 4 Композиция (в объеме) на 9 историческую, военнопатриотическую тему (не более трех фигур). Урок 10 5 5 5 Натюрморт из трех 6 контрастных по форме предметов (составляется по предложению учащихся) 7 Этюд фигуры в движении (с применением каркаса, в положении стоя, на «глаголе»). Урок Годовые требования. Содержание разделов и тем. Первый год обучения Задачи: 1. Знакомство с пластическими материалами (глиной, пластилином). 2. Приобретение первоначальных профессиональных навыков работы (лепка из целого куска обеими руками, круговой обзор, отход от работы). 3. Развитие наблюдательности и зрительной памяти. 4. Знакомство с основными принципами построения композиции с акцентированием внимания на передачу движения. 5. Приобретение обязательного в процессе работы навыка отхода от станка – для осуществления сравнения выполняемого задания с натурой или для кругового обзора. 6. Обучение детей пониманию материала. Содержание. 1. Вводная беседа и композиция на свободную тему - 3 часа. Рассказ о скульптуре с использованием иллюстративного материала: ее видах (круглая скульптура малых форм, рельеф); жанрах (станковая, монументальная, декоративная); материалах (глина и ее виды, воск, пластилин, гипс, камень, дерево, металл, керамика, пластмасса). Оборудование мастерской (рабочее место, станок, инструмент). Лепка на свободную тему. Разбор полученных работ. На примере работ дать понятие о массе, объеме, о взаимосвязи фигур в композиции. Задача: Ознакомление с оборудованием скульптурной мастерской и рабочими материалами. Выявление интересов, способностей и уровня подготовки учащихся. Материалы: глина или пластилин, репродукции и материалы методического фонда. Размер - 10-15см. 2. Лепка фруктов и овощей, близких по форме геометрическим телам (с натуральных или муляжей) - 3 часа. Постановка из овощей и фруктов. Передача особенностей объемов, пропорций и форм моделей (т.е. ее выразительности). Задача: Обучение работе профессиональным скульптурным методам (разминать материал и лепить объем пальцами из целого куска, не допуская механического подхода к выполнению задания, т.е. раскатывания шариков, конусов и сборки отдельных деталей). Постоянное напоминание об этом в течение всего года. Обучение работе с натуры: умению наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, формы при постоянном сравнении с натурой. Первые понятия о массе и объеме. Материалы: глина или пластилин, предметы натюрмортного фонда. Размер натуральная величина. 3. «Кувшин для цветов» - 3часа. Лепка кувшина из целого куска глины, правильно передав его пропорции. Украсить кувшин лепниной. Передать пропорции. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Развитие воображения. Закрепление знаний умений и навыков в лепке объемной формы. Задачи: Научиться работать с целым куском глины. Передача пропорций предмета. 4. Декоративное панно «Рыбки, бабочки, птички» - 4часа. Выполнить эскиз карандашом с композиционным размещением элементов в формате (квадрат, прямоугольник) используя (шарики и полоски различные по размеру и ширине). Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Развитие у учащихся воображения. Научиться выражать свои мысли любыми материалами. Задача: Грамотная компоновка композиции в формате (квадрат, прямоугольник). Передача цветовой гармонии в композиции. 5. Птицы - наброски с натуры - 2 часа. Беседа о процессе работы над скульптурным произведением: создание набросков и эскизов - подготовка к работе над композицией; выполнение работы по наброску, эскизу, перевод ее в материал. Наброски (в карандаше или пластилине) птиц в характерных движениях с передачей пропорций и выявлением отличительных особенностей. Проработка этюда или работа над новым этюдом в другом движении. Возможна работа над этюдом другой птицы. Задача: Развитие наблюдательности и зрительной памяти. Передача характерного движения, пропорций и выявление отличительных особенностей данной птицы. Представление о значении силуэта, игры света и тени. Материалы: бумага, карандаш, пластилин. Размер не более 10 см. 6. Животные - наброски с натуры - 2 часа. Наброски в карандаше животных с различных точек зрения. Лепка работа над формой. Передача движения, пропорций, характерных особенностей животного. Доработка этюда. Возможна работа над этюдом животного в другом движении или над этюдом другого животного. Задача: Наблюдение и построение живой подвижной натуры. Нахождение композиционной и пластической связи между фигуркой животного и подставкой. Материалы: бумага, карандаш, пластилин. Размер не более 10 см. 7.Однофигуриая композиция «Птица» (по наброскам) - 3 часа. Работа выполняется по собственным предварительным наброскам в материале. Выявление особенностей строения птицы, ее характерного движения. Определение положения масс в пространстве, их пропорций. Выявление наиболее характерных деталей, их проработка и завершение этюда. Обжиг. Задача: Развитие наблюдательности в характерных повадках птиц. Развитие зрительной памяти. Изображение модели в соответствии с ранее сделанным этюдом. Материалы: керамическая глина. Размер - по выбору. 8.Этюд «Животное» (работа с натуры в классе) - 2 часа. Объект постановки - домашнее животное (собака, кролик, кошка). Наблюдение животного, его характерных особенностей, движения, повадок. Выбор движения (его момента) для работы Выполнение предварительных набросков. Распределение в пространстве основных объемов и масс, определение их соотношений. Передача характера животного. Проработка деталей и завершение работы. Задача: Развитие наблюдательности - выявление и передача особенностей строения, характера, повадок животного, соотношения объемов фигуры. Внимание на анатомическое строение животного. Материалы: пластилин. Размер: 12-15 см. 9.Композиция двухфигурная «В зоопарке» - 4 часа. Работа на основе ранее созданных индивидуальных этюдов учащихся на тему «Животные». Выбор животных. Общее решение композиции. Лепка основных объемов. Внимание на отношение масс и соблюдение пропорций. Взаимосвязь фигур композиции. Проработка характерных деталей, обобщение и завершение работы. Возможен обжиг. Задача: Обучение основным принципам построения скульптурной композиции. Внимание на осуществление взаимосвязи фигур, выражение эмоционального состояния (покой, страх, настороженность и т. д.). Материалы: керамическая глина. Размер не более 15 см. 10.Фигура человека в движении (шаг с поворотом, опора на обе ноги)3часа. Вылепить фигуру человека в движении, правильно передав пропорции. Передача опоры движения, основных масс, положение осей и основных конструктивных узлов. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Развитие у учащихся внимания и глазомера. Задачи: Предельно точно передать модель, её размеры, соблюдать симметрию, правильно передать пропорции и характер модели. 11. Свободная композиция из 2-х фигур- 4часа. Вылепить композицию из 2-х фигур (человек и животное). Дать возможность детям выразить свои чувства в пластической форме. Материал – глина, инструмент – стеки. Цель: Закрепление знаний умений у учащихся в лепке объемной фигуры. Задачи: Научиться правильно, передавать пластику движения фигур в композиции. Передача пропорций. Второй год обучения. Задачи: 1.Закрепление знаний, полученных на первом году обучения. 2.Дальнейшее развитие и совершенствование пластических навыков учащихся на основе усложнения заданий как натурных, так и композиционных. 3.Дальнейшее развитие способности видеть окружающий мир, среду. 4.Развитие зрительной памяти. 5.Дальнейшее освоение навыков в передаче пропорций и движения натуры; владение формой предметов. 6.Умение передавать в материале характер и фактуру формы. 7.Совершенствование навыков объемно-пространственного решения композиции в доступной возрасту форме. 8.Развитие умения передавать анатомическое строение человека и животных в форме, доступной детям данного возраста. Содержание. 1.Беседа. Лепка с натуры натюрморта из простых предметов быта3часа. Передача характерных особенностей предметов. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Работа над постановкой с целью достижения выразительности. Детальная проработка формы, точность пропорций и выявление специфических особенностей натуры. Задачи: Дать понятие о взаимосвязи предметов в композиции. Обучать учащихся правильной лепке формы предметов, используя знания полученные на первом году обучения: приемы передачи масс, объем, пропорции. 2.Лепка с натуры простого орнамента «Цветок лотоса»-4 часа. Набивка глины на щит или фанеру и выравнивание фона. Нанесение на фон возможно точного рисунка в натуральную величину. Передача пропорций. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Прокладка по рисунку формы в полном ее объеме с соблюдением симметрии и движения форм. Задачи: Объяснить основные принципы построения рельефа. Передача пластическими средствами формы орнамента и ее пропорций. 3.«Декоративное блюдо». Беседа о декоративно – прикладном искусстве-4 часа. Эскиз в карандаше. Композиционное размещение элементов в круге. Вылепить декоративное блюдо и украсить его лепниной. Цель: Развитие творческого воображения. Задачи: Изучение и передача пропорций и формы блюда. 4. Натюрморт из трех предметов - 5 часов. Постановка из предметов кухонной утвари, овощи, фрукты, близкие по форме геометрическим телам. Прокладка плинта, прокладка и размещение на нем объемов: создание обобщенных объемов характерной формы. Проверка масштабных соотношений модели и натюрморта. Проверка соотношений масс. Круговой обзор. Проработка деталей. Задача: Заострение внимания на композиционной целостности постановки и умении детей выявлять ее; определение соответствия масштаба модели и выполняемого натюрморта, размещение предметов на плинте; трехмерность, весомость; круговой обзор работы. Материалы: глина, пластилин. Размер: по выбору. 5. Однофигурная композиция «Животное» по наброскам-3 часа. Объект постановки – домашнее животное. Наблюдение животного, его характерных особенностей, движений, повадок. Выбор движения для работы. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Передача в объеме характерных особенностей животного, его повадок. Задачи: Развить у учащихся остроту видения – умения выявлять и передавать характер, соотношения объемов натуры. 6.Двухфигурная композиция по представлению «Дети»-5 часов. Работа выполняется по памяти и представлению. Беседа о взаимосвязях х 2 фигур в композиции о соотношении и смысловой нагрузке масс и объемов, игра света и тени. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Лепка основных объемов. Выявление их взаимосвязи, характерных особенностей построения изображаемого. Задачи: Развитие остроты владения – умения передать настроение, пропорции, цельность и выразительность силуэта, круговой обзор. 7.Лепка композиции по представлению «Человек и животное»-4 часа. Дать возможность учащимся выразить свои чувства в пластической форме. Материал – глина, инструмент – стек. Цель: Развитие творческого воображения. Закрепление знаний учащихся в лепке объемной формы. Задачи: Научиться правильно передавать пластику движения фигур в композиции. Передача пропорций. 8.Композиция «Цирк» - 5 часов. Работа по памяти, представлению. Объяснение темы, показ лучших композиций из методического фонда. Беседа о возможности применения цвета, о декоративности задания. Уточнение темы для каждого учащегося. Работа над эскизом в маленьком размере, в пластилине. На первом уроке сделать 2-3 эскиза и отобрать наиболее интересные для дальнейшей работы. Начало работы над удачным вариантом композиции. Прокладка работы в общих массах, определение их динамического равновесия. Уточнение движения, пропорций, положения фигур в пространстве, их взаимосвязи и передачи настроения. Работа над выразительностью образов композиции, уточнение силуэта и отбор наиболее существенных деталей при круговом обзоре композиции. Обобщение и завершение работы. Возможна раскраска, обжиг. Задача: Беседа о декоративности этого задания, о возможности применения цвета, о различных способах обработки поверхности, т.е. о возможностях фактуры. На основе полученных знаний - создание композиции с включением 2-3 фигур на заданную тему. Передача равновесия масс, движения, выразительности композиции, силуэта, настроения. Работа должна быть рассчитана на круговой обзор. Материалы: керамическая глина. Размер: по выбору, но не более 20 см. Третий год обучения Задачи: 1. Освоение более трудных моделей при копировании классических гипсовых орнаментов, требующих большей концентрации внимания. 2. Дальнейшее развитие глазомера (только в крайнем случае следует пользоваться циркулем и промерами). 3. Знакомство с построением каркаса для лепки фигуры человека, работа с каркасом (уже в нем должно выявляться движение модели) и построение человеческой фигуры в движении. 4. Знакомство учащихся с закономерностями изменения и построения формы в уплощенном пространстве двухпланового рельефа. 5. Продолжение освоения подготовительной работы для создания композиции: использование документального материала, собственных наблюдений, взятых из окружающей действительности с интересными моментами; умение видеть главное, запечатлевать это в своих работах, как в эскизах, так и в композициях, в доступной возрасту форме. 6. Закрепление навыков правильного хода работы над композицией - от поиска композиционного решения в эскизе к работе в большом размере. 7. Повышение требования к работе учащихся: к ее выразительности, читаемости ее силуэта, пластическому построению композиции, ее образного решения. Работа должна быть рассчитана на круговой обзор. Содержание 1.Этюды (краткосрочные) с натуры «Осенние дары природы» - 2 часа. Постановка из овощей и фруктов, по форме напоминающие как простые, так и сложные геометрические тела. Прокладка объема в характерных для модели формах и пропорциях (натуральная величина). Выявление ее массы. (Два-три этюда). Задача: Продолжение работы по закреплению навыков, полученных в первом классе.: передача объема, пропорций, характера модели, ее массы. Выявление умения наблюдать и воплощать увиденное в скульптуре. Работа двумя руками. Материалы: глина, пластилин. Размер: натуральная величина. 2.Этюд с натуры - гипсовый орнамент «Лист» - 4 часа. Беседа об орнаменте, его декоративной роли в архитектуре, об особенностях орнамента разных архитектурных стилей. Объект постановки: гипсовый рельеф «Лист». Набивка щитов. Выравнивание (или подготовка) фона, рисунок на фоне. Прокладка орнамента по форме, уточнение пропорций, симметрии, рисунка. Надо набирать объем в целом, соблюдая его развитие от центра, следя за движением масс в пространстве. Работа двумя руками. Внимание на вынос и глубину рельефа. Уточнение характера и формы орнамента. Задача: Соблюдение в работе симметрии, выявление характерного строения данной модели. Соотношение объемов и глубин в рельефе. Точная проработка формы, законченность, но не заглаженность. Материалы: глина. Размер: натуральная величина. 3.Этюд «Сидящая фигура в несложной позе» - 4 часа. Объект постановки: сидящая модель (одетая) в простой спокойной позе. Прокладка объема, передача движения, состояния модели, определение ее пропорций и характера. Внимание на размещение масс в пространстве, глубину, круговой обзор. Посильная проработка деталей фигуры: головы, рук, ног. Завершение работы. Задача: Построение объема, решение работы в цельной, обобщенной форме. Передача движения и характера модели. Материалы: по выбору. 15-20 см. 4.Этюды с натуры в классе: «Животные и птицы» (в движении), в трех разных положениях (три этюда с примитивным каркасом) - 3 часа. Беседа о каркасе, его роли в создании скульптуры, необходимости учета расположения центра тяжести движения фигуры и сохранения подвижности арматуры головы и конечностей. Разумные пределы использования арматуры при работе с различными материалами. Объект постановки: животное, птица в классе (собака, сова, кошка). Построение каркаса, его особенности, выражение в нем движения. Проработка объема, передача характерного движения. Проработка деталей первой работы и набор объема второй работы, передача характерного движения, строения, пропорций модели. Проработка деталей второй работы и набор объема третьей работы, передача характерного движения. Проработка деталей третьей работы. Задача: Создание трех этюдов с одного и того же или с разных животных и птиц в трех положениях. Точность передачи движения, построения основных пропорций. Знакомство с построением каркаса, его трехмерностью. Одна работа обязательно выполняется на каркасе, две других - по желанию. Материалы: пластилин (если на каркасе), керамическая глина (возможен обжиг). Размер: 12-15 см. 5.Этюд с натуры - драпировка, висящая на стене - 3 часа. Постановка: драпировка (холст), висящая на стене. Подготовка щита, рисунок на глине, прокладка формы с учетом направления и распределения массы складок. Выявление сгиба складки, ее наиболее напряженной точки; внимание на передачу мягкой фактуры ткани; завершение работы. Задача: Знакомство с лепкой ткани, особенностями мягкого материала, принимающего произвольную форму. Внимание на выявление сгиба складок, их наиболее напряженных точек. Материалы: глина. Размер: 30-50 см. 6.Натюрморт из трех контрастных по форме предметов (составляется по предложению учащихся) - 4 часа. Постановка из трех предметов контрастных по форме, знакомых по предыдущим постановкам. Предметы небольшого размера. Выполнение работы на плинте или без него, в зависимости от композиции. Объяснение композиционной задачи. Выбор модели, установка натюрморта. Выбор материала. Прокладка композиции в материале в обобщенных формах. Уточнение соотношения масс, характера, формы и деталей; выявление взаимосвязи предметов. Проработка деталей и завершение работы. Внимание на круговой обзор и цельность композиции. Задача: Развитие чувства гармонии при составлении композиции, умения видеть ее и строить (лепить) в целом и каждый объем в отдельности; владение материалом; выявление характерного, присущего каждой детали в отдельности. Материалы: по выбору. Размер: не более 15-20 см. 7.Этюд Фигуры в движении (с применением каркаса. в положении стоя, на «глаголе» - 4часа. Объект постановки: одетый натурщик в несложном движении, стоя, с опорой на одну ногу. Построение каркаса. Работа на «глаголе», выявление в нем движения, положения фигуры в пространстве. Соблюдение правил кругового обзора. Уточнение размещения в пространстве объемов и весовых отношений, закономерности движения, пропорций. Внимание на цельность работы, взаимосвязь деталей. Проработка головы, рук, ног. Передача выразительности силуэта и деталей фигуры. Завершение работы. Задача: Грамотное построение модели. Передача движения, размещение основных масс в пространстве. Сосредоточение внимания на весомости цельного объема и деталей. Материалы: пластилин. Размер: около 25 см. 8.Эскизы двухфигурной композиции по наблюдению на тему «Животное в движении», «Человек и животное», жанровая сцена, композиции на тему труда) - 4 часа. Работа по наблюдению, по памяти. При необходимости построение несложного каркаса. Выявление в нем движения и пропорциональных отношений фигур. Прокладка объема, выявление весовых отношений, движения, определение пропорций, характера изображаемого. Выражение настроения и пространственной взаимосвязи двух фигур. Уточнение ритмического и пространственного строя композиции и выразительности силуэта. Задача: Развитие зрительной памяти учащихся. Построение каркаса с передачей в нем движения. Распределение весовых и пропорциональных отношений масс фигуры в пространстве с передачей движения, характерных особенностей изображаемого. Внимание на неперегруженность и целостность композиции. Материалы: глина, пластилин. Размер: 15-20 см. 9.Композииия (в объеме) на историческую, военно-патриотическую тему (не более трех фигур) - 5 часов. Беседа о видах и жанрах скульптуры (круглая скульптура, скульптура малых форм, станковая, монументальная, декоративная скульптура). Поиск темы, работа над эскизом в небольшом размере. Прокладка композиции в заданном размере. Распределение основных масс в пространстве, их взаимосвязь, круговой обзор. Уточнение ритмического строя и силуэта композиции, движения, пропорций. Работа над образным строем композиции. Отбор и уточнение деталей. Приведение работы к пластической цельности. Задача: Развитие у учащихся умения выбирать в большой теме конкретный сюжет, использовать вспомогательный документальный материал; передача в работе характера события, эпохи; пластическая организация объемнопространственной композиции. Внимание на четкость силуэта, неперегруженность и образную выразительность композиции; круговой обзор работы. Материалы: глина, пластилин. Размер: 20-25 см 3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция». 2. Знание оборудования и различных пластических материалов. 3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму. 4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов. 5. Умение работать с натуры и по памяти. 6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи. 7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки. 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание; Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м, полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования. Критерии оценки Оценивание работ осуществляется по следующим критериям: “5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи; “4” («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в пластическом решении, при работе в материале есть небрежность; “3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен. 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации педагогическим работникам Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы: объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях). Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры, эскизирование). Учащиеся имеют возможность посещать ремесленные мастерские (скульптура, керамика), работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке. 6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски; демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи. 7. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. Москва, «Высшая школа» 1979. 2.Алексеева Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе. – Москва, «Просвещение» 1970. 3.Алексеева Л.В. Скульптура. Москва, Ленинград, «Просвещение» 1964. 4.Аллахвердова Е.Л. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. Москва «Астрель» 2001. 5.Гордон Л. Техника рисования головы человека. Москва «Эксмо-пресс», 2002. 6.Гордон Л. Техника рисования фигуры человека в движении. Москва «Эксмопресс», 2000. 7.Дьюи К. Научитесь лепить животных. Минск, «Попурри», 2002. 8.Капланова С. От замысла и натуры к законченному произведению. Москва, «Изобраз. Искусство» 1981. 9.Конышева Н.М. Лепка в начальных классах; Пособие для учителя. Москва, «Просвещение» 1980. 10.Ланг Й. Скульптура . Для начинающих и студентов художественных вузов. Москва «Внешсигма». 2000. 11.Мазовецкая В.В. Скульптура для начинающих. Шаг за шагом. «Питер» 2014. 12.Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина В.А. Москва, «Просвещение» 1979. 13.Основы эстетики и искусствознания; Пособие для учителей. Под редакцией Любинского И.Л. Скатерщикова К.А. Москва, «Просвещение» 1979. 14.Радлов Н.Э. Рисование с натуры. Ленинград, «Художник РСФСР» 1978. 15.Рос Д. Керамика. Техника. Приемы. Изделия. Аст-Пресс, 2014. 16.Скотт М. Керамика. Энциклопедия. Арт- Родник, 2014. 17.Чиварди Д. Пластическая анатомия человеческого тела. Москва, «Эксмопресс», 2002. 18.Шембель А.Ф. Рисование и лепка. Москва, «Высшая школа», 1981.