1 2 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка -Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; -Срок реализации учебного предмета; Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; -Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации; -Форма проведения учебных аудиторных занятий; -Цели и задачи учебного предмета; -Обоснование структуры программы учебного предмета; -Методы обучения; -Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета -Учебно-тематический план; -Годовые требования. Содержание разделов и тем; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список литературы и средств обучения - Список методической литературы; - Список учебной литературы; - Средства обучения 3 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество». Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в комплексе предметов программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре. Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение. 4 Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества. Срок реализации учебного предмета Программа рассчитана на 5 лет обучения, с 1 по 5 класс. Продолжительность учебных занятий составляет 33 недели. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество» при 5-летнем сроке обучения составляет 495 часов. Из них: 330 часов -аудиторные занятия, 165 часов самостоятельная работа. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации 32Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузкиЗатраты учебного времени, график промежуточной аттестацииВсего часовКлассы 1 23 4 5Полугодия12 34 5 6 7 8 9 10Аудиторные занятия 3234 3234 32 34 32 34 32 34330Самостоятельная работа1617 1617 16 17 16 17 16 17165Максимальная учебная нагрузка4851 4851 48 51 48 51 48 51495Вид промежуточной аттестациипросмотрпросмотрпросмотрпросмотрпросмотр 5 Форма проведения учебных занятий Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы - от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения. Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а также 1 час самостоятельной работы. Цели и задачи учебного предмета Цели: - выявление одаренных детей в области изобразительного искусства. -формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи: обучающие: научить основам художественной грамоты; овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства; научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках; научить творчески использовать полученные умения и практические навыки; воспитательно-развивающие: пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству; раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка; формировать творческое отношение к художественной деятельности; развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение; 6 приобщить к народным традициям; воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество. Обоснование структуры программы Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); 2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); 3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); 4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов). Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, 7 самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий: 1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале. 2. Освоение приемов работы в материале. 3. Выполнение учебного задания. Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества. 8 1.1. Солнечная поляна. Знакомство с особенностями декоративной композиции. 1.2. Замки и терема (выбор формата) 1.3. Осенняя мелодия(организация декоративной плоскости) 1.4. Пейзаж-настроение Урок 6 2 4 Урок 6 6 2 2 4 4 Урок 9 3 6 Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись 2.1. Филимоновская роспись Беседа об истории. Знакомство с элементами Урок 6 2 4 2.2. Копирование образца Урок 6 2 4 2.3. Творческая работа «Праздничное гуляние» создание композиции с использованием характерных образов данной росписи Урок 9 3 6 3.1. История ткацкого ремесла Основные технические приемы ткачества Экскурсия 3 1 2 3.2. Копирование гобелена Урок 6 2 4 3.3. Значение колорита в работе над гобеленом 3.4. Цветовые растяжки (птица) Урок Урок 6 6 2 2 4 4 3.5. Тепло-холодные цветовые гармонии(рыбка) Урок 6 2 4 3.6. Выполнение эскиза гобелена Урок 9 3 6 Раздел 3: Текстиль. Ткачество Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах 4.1. Плешковская игрушка-свистулька Урок 9 3 6 4.2. Чернышенская глиняная кукла» Урок 6 2 4 Учебно-тематический план 9 99 33 Аудиторное задание Задание для самостоятельной работы Наименование темы Максимальная учебная нагрузка № Вид учебного занятия Первый год обучения 66 Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа. 10 Аудиторное задание Задание для самостоятельной работы Наименование темы Максимальная учебная нагрузка № Вид учебного занятия Второй год обучения 99 33 66 9 3 6 6 6 9 2 2 3 4 4 6 3 1 2 Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж. 1.1. Мир, в котором я живу Урок 1.2. Натюрморт (техника коллажа) Урок 1.3. Открытка Урок 1.4. Зима в городе(панно) Урок Раздел 2: Традиционные виды роспись. Кистевая роспись. Гжель 2.1. Беседа о росписи. Знакомство с элементами Урок 2.2. Выполнение копии. Урок 6 2 4 2.3. Творческая работа создание композиции с использованием характерных образов данной росписи. Урок 9 3 6 Экскурсия 6 2 4 3.2. Копирование образцов Урок 9 3 6 3.3 Русский костюм. Создание декоративной композиции Урок 9 3 6 Урок 12 4 8 Урок 6 2 4 Раздел 3: Текстиль. Кружево и вышивка 3.1. Кружево и вышивка в русском традиционном костюме. 3.4.. Творческая работа по мотивам русских сказок Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах 4.1. Тряпичная кукла 11 4.2. Кукла « Мартиничка» 4.3. Кукла «Колокольчик». Урок 6 2 4 Урок 6 2 4 Аудиторное задание Задание для самостоятельной работы Наименование темы Максимальная учебная нагрузка № Вид учебного занятия Третий год обучения 99 33 66 Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. Объемное моделирование и конструирование 1.1 Способы создания фактуры на бумаге. урок 3 1 2 1.2. Монотипия и мраморирование. урок 6 2 4 1.3. Конструирование объемной формы урок 9 3 6 1.4. Конструирование из бумаги. Елка объемная. урок 6 2 4 1.5. урок 6 2 4 урок 3 1 2 урок 6 2 4 12 4 8 Бумажная бижутерия. Раздел 2:Традиционные виды росписи 2.1. Орнамент. Кельтские узоры. Зооморфные мотивы. Птицы. 2.2 Копирование образцов Выполнение творческой работы. урок Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани. 3.1. Роспись тканей. беседа урок 3 1 2 3.2. Цветовой круг урок 6 2 4 12 3.3. Аллегория. Портрет осени. 9 3 6 урок 3.4. Батик. Свободная техника росписи урок 12 4 8 3.5. Панно «Птица пава» урок 18 6 12 1.1 Стилизация. Силуэт. урок 6 2 4 урок 6 2 4 1.3. Монокомпозиция. Композиционный центр. урок 6 2 4 1.4. Уравновешенность композиции. Статика. урок 6 2 4 1.5. урок 3 1 2 2.1. Применение фактур в различных видах изобразительного искусства. Урок 3 1 2 2.2. Упражнения на передачу различных фактур: дерева, льда, камня, листьев и др 2.3. Тематическая композиция Урок 6 2 4 урок 12 4 8 урок 6 2 4 урок 6 2 4 урок 6 2 4 1.2. Раппортная композиция. Орнамент. Динамика. Раздел 2: Фактура. Раздел 3: Гармонизация цветов. 3.1. Основы цветоведения в текстильной композиции Цветовой круг. 3.2. Гармония контрастных цветов. 3.3. Гармония близких цветов. 13 3.4. Монохромная гармония. Раздел 4: Образная композиция. 4.1. Стилизация панорамных, природных, растительных мотивов. 4.2. Аллегория. 4.3. 4.4. Создание художественного образа. Выполнение композиции в материале (холодный батик, панно из ткани) урок 3 1 2 урок 6 2 4 урок 6 2 4 урок 6 2 4 урок 12 4 8 99 33 Аудиторное задание Задание для самостоятельной работы Наименование темы Максимальная учебная нагрузка № Вид учебного занятия Четвертый год обучения 66 Раздел 1: Основы формальной композиции. Пятый год обучения 14 Аудиторное задание Задание для самостоятельной работы Наименование темы Максимальная учебная нагрузка Вид учебного занятия № 99 33 66 Раздел 1:Понятие знаковость. Создание логотипа. 1.1 Знак.История возникникновения. Солярные знаки и д.р. Просмотр видеоматериалов. урок 3 1 2 1.2. Принципы абстрагирования. урок 6 2 4 1.3. Поэтапное создание знакового изображения животного 1.4. Создание фирменного знака. урок 6 2 4 урок 12 4 8 урок 3 1 2 2.2. Создание композиции используя ассоциативный ряд: театр – сцена, маски, куклы. урок 12 4 8 2.3. Выполнение работы в материале (батик) урок 18 6 12 3.1. Выбор темы: «Легенды мифы древней Руси», «Берегиня», «Мой край родной». урок 3 1 2 3.2. Сбор материалов. Эскизы. Решение формата. урок 6 2 4 3.3. Цветовые поиски. урок 6 2 4 3.4. Выполнение работы в материале. Коллективная работа. урок 24 8 16 Раздел 2:Клаузуры. Язык аналогий. 2.1. Язык ассоциаций. Беседа. Раздел 3: Итоговое задание. Годовые требования. Содержание разделов и тем 1 год обучения 15 Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа 1.1. Тема: Солнечная поляна. Познакомиться с особенностями декоративной композиции: плоскостность изображения, лаконичность и выразительность силуэта, локальные цветовые отношения. Использование контрастных отношений локального цвета фона и пестрой аппликации, которая на него наклеивается. Используется картон, цветная и пестрая бумага из журналов, клей, ножницы. Самостоятельная работа: «Подводный мир». Придумать и выполнить декоративную композицию с использованием отпечатков рук (гуашь, акварель, формат A3). 1.2. Тема: Замки и терема. Выбор формата. Знакомство с типами форматов (вертикальный, горизонтальный, квадрат). Выбор композиционного изображения (замок, терем). Изображение линейно-графическое графическими материалами: фломастер. Самостоятельная работа: собрать коллекцию осенних листьев. 1.3. Тема: Осенняя мелодия. Организация декоративной плоскости композиции. Задание направлено на развитие умения видеть изобразительную плоскость, где каждый элемент композиции является частью целого. Вводится понятие пятна и говорится о его условности. Большую роль в композиции играет линия. Сравнение пропорций частей в сложных составных формах. «Использование цветной бумаги, картона, шаблона листьев, декоративных маркеров. Самостоятельная работа: используя технику аппликации выполнить упражнение. Цветная мозаичная бумага, картон формат A5. 1.4.Тема: Пейзаж-настроение. Используя навыки, С одной доминантой. приобретенные на предыдущих уроках, выполнить композицию на передачу эмоционального состояния природы с помощью ритмически организованных пятен. Работа выполняется из осенних листьев, цветной мозаики на картоне формат A3. Самостоятельная работа: прочитать русские народные сказки, героями которых являются звери. 16 Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись 2.1. Тема: Филимоновская роспись. Беседа об истории возникновения и развития росписи деревни Филимоново Тульской области. Знакомство с ее орнаментальными филимоновскую Выполнение мотивами, игрушку и орнаментальных видами способами схем. узоров, их которыми нанесения Заполнение на плоской украшают поверхность. формы узором. Возможно создание коллективной композиции «Ярмарка игрушек». Работа ведется на формате A4 гуашью, с использованием шаблонов. Самостоятельная работа: вместе с родителями посмотреть информацию о мастерах филимоновской игрушки и вписать ее в альбом домашних заданий. 2.2. Тема: Копирование образца. Выполнить копию росписи филимоновской игрушки. Расписать нарисованную по шаблону фигурку или готовую белую игрушку-свистульку простой формы, используя в качестве образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы, выполненные на предыдущих уроках. Используется акварель, гуашь, формат A4. Самостоятельная работа: разработать узор для филимоновского всадника и барыни в альбоме домашних заданий. 2.3. Тема: Творческая работа «Праздничное гуляние». Создать композицию с фигурками людей, зверей, птиц выполнив их роспись. Закрепить пройденный материал. Используется акварель, гуашь, формат A3, орнаментальные схемы выполненные на первом уроке. Раздел 3: Текстиль. Ткачество 3.1. Тема: История ткацкого ремесла. Основные технические приемы ткачества. Просмотр фильма об истории ткацкого ремесла, об оборудовании, необходимом для ткачества. На основе музейных образцов познакомиться с видами ткачества. Самостоятельная работа: вклеить в альбом домашних заданий картинки с изображением тканых изделий. 17 3.3. Тема: Копирование гобелена. Используя возможности изобразительных средств (линия, точка) выполнить копию готового гобелена с натуры, имитируя технику ткачества. Используется формат A3, гуашь, акварель, фломастеры. Самостоятельная работа: в альбоме домашних заданий выполнить копию гобелена с его изображения на фотографии. 3.4. Тема: Значение колорита в работе над гобеленом. Выполнить ассоциативную цветовую композицию на заданную тему (грустно-весело). Возможно использование фактуры для достижения большей эмоциональной выразительности. Материалы: гуашь, формат A4. Самостоятельная работа: Выполнить колористическую композицию на заданную тему. 3.5. Тема: Цветовые растяжки (Птица) Работа с палитрой. Цветовые гармонии. Передать плавные переходы из одного цвета в другой. Добиться сложных оттенков. Материал: гуашь, формат А4. Самостоятельная работа: Выполнить колористическую композицию на заданную тему. Тема: Тепло-холодные цветовые гармонии (Рыбка). выразительность цветового пятна. Деление цвета на теплые и холодные оттенки. Формат А4. Самостоятельная работа: Выполнить колористическую композицию на заданную тему. 3.6. Выполнение эскиза гобелена. Симметрия и асимметрия в декоративной композиции. Выполнить эскиз гобелена в цвете, используя технику работы мазком, направленном только вертикально или только горизонтально. Используется гуашь, формат A3. Самостоятельная работа: Выполнить эскиз гобелена на заданную тему. Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. 18 4.1. Тема: «Плешковская традиционной глиняной выполнения. Освоить свистульки. Зарисовать Выполнить игрушку игрушка игрушкой приемы свистулька». Орловского лепки образцы, в - и декора фрагменты материале. края Познакомиться и особенностями плешковской декора с ее игрушки- игрушек-свистулек. Используется глина, красители. Самостоятельная работа: посмотреть информацию о мастерах игрушки, зарисовать некоторые их работы в альбом домашних заданий. 4.2. Тема: «Чернышенская глиняная кукла». Познакомиться с традиционной глиняной игрушкой Орловского края. Освоить приемы лепки и декора глиняной чернышенской куклы. куклы. Выполнить Зарисовать куклу в образцы материале. фрагментов декора Используется глина, красители. Самостоятельная работа: посмотреть информацию о мастерах игрушки, зарисовать некоторые их работы в альбом с домашними заданиями. 2 год обучения Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж 1.1.Тема: Мир, в котором я живу. На бумагу, согласно задумке наклеить вырезанный из пестрой ткани силуэт. Импровизируя на тему рисунка, нанесенного на ткань, выполнить композицию, дорисовывать фон, как органическую среду для данного мотива. В процессе работы необходимо соблюдение единого с рисунком ткани стиля (тот же колорит, характер рисунка, ритм, структура), таким образом, определяется значение стилевого единства в композиции. Используется ткань, гуашь, бумага формат А3. Самостоятельная работа: выполнить аналогичное задание на формате А5 1.2.Тема: Натюрморт. Равновесие. Симметрия и асимметрия. Используя технику коллажа выполнить композиционное выразительное размещение решение предметов на сюжета. плоскости. Выбрать Составить удачное эскиз аппликации, вырезать отдельные его части по заготовленным лекалам из тканей 19 различных по фактуре и цвету и наклеить их согласно рисунку. Материалы: ткань, кожа, бумага, фурнитура. Самостоятельная работа: собрать в коллекцию разные по фактуре ткани и бумагу.. 1.3.Тема: Открытка. Продумать сюжет и эскиз на основе знаний о симметрии и асимметрии, понятий ритмически расположенных форм. Согласно эскизу продумать порядок формирования изображения способом послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость. Используется в работе цветная бумага, картон, фетр, фурнитура (пуговицы, пайетки, бусины). Самостоятельная работа: выполнить композицию «Дерево» из пуговиц. 1.4. Тема: Зима в городе. Нарисовать эскиз панно, затем выполнить его в технике коллажа с использованием различных материалов и способов их обработки. Используя способ бумагокручения, основанный на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, возможно получение объемных деталей композиции. Использование бумаги, ткани, картона, дырокола и др. Самостоятельная работа: подготовить некоторые детали композиции Раздел 2: Традиционные виды росписи. Кистевая роспись. Гжель 2.1. Тема: Кистевая роспись. Гжель. Беседа об истории возникновения и развития кистевой росписи «Гжель». Знакомство с элементами (бордюр, «мазок с тенью», капелька и др.) Изучить элементы росписи, овладеть основными приемами их выполнения. Написать цветок или птицу в технике «Гжель». Использование материалов: гуашь, формат A3. Самостоятельная работа: в альбоме домашних заданий отработать навыки работы кистью полученные на уроке. 2.2. Тема: Кистевая роспись. Гжель. Выполнение копии. Копирование росписи. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Гуашь, керамическая плитка. Самостоятельная работа: внимательно рассмотреть изделия с росписью, и интересные элементы зарисовать в альбом домашних заданий. 20 2.3. Тема: Кистевая роспись. Создание композиции. Повторение основных особенностей выполнения гжельской росписи). росписи Создать (орнаментальные свой эскиз мотивы и и выполнить приемы роспись керамической плитки. Роспись выполняется на керамической плитке гуашью, по предварительно выполненному эскизу. Самостоятельная работа: выполнить свой вариант росписи в технике «Гжель». Раздел 3: Текстиль. Кружево и вышивка 3.1. Тема: Кружево и вышивка в русском традиционном костюме. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с предметами быта наших предков, уклад их жизни. Народный костюм - философия жизни русского народа, использование орнамента и цвета в костюме. Самостоятельная работа: прочитать литературу о женских ремеслах 3.2.Тема: Копирование образцов кружева и вышивки. Обратить особое внимание на использование ажурных решеток. Работа ведется на тонированной бумаге белой гелиевой ручкой. Самостоятельная работа: выполнить копию образца. 3.3. Тема: Русский костюм. Стилизация русского костюма. Графический характер задания: работа ведется на тонированной бумаге. Самостоятельная работа: посмотреть орнаментальное разнообразие кружева в разных информационных источниках. 3.4. Тема: Творческая работа по мотивам русских сказок. Беседа. Симметрия и уравновешенность в трехчастной композиции. Декоративное заполнение плоскости листа. Выполнение эскиза по мотивам народных вышивок. Знакомство с народными поверьями, связанными с изображениями птиц и разнообразными воплощениями этого образа в декоративно-прикладном искусстве. Работа ведется на тонированной бумаге гуашью. Самостоятельная работа: продумать варианты орнаментального решения композиции, её цветовое решение. 21 Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. 4.1. Тема: Тряпичная кукла. Историческая справка о тряпичной кукле. Традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. История сакрального значения данных фигурок. Эскизирование куклы, ее костюма. Самостоятельная работа: придумать возможные варианты фигурок. 4.2. Тема: Кукла «Мартиничка». Познакомиться с традицией выполнения куклы из ниток, с приемами ее изготовления из ниток разных цветов. Выполнить пару кукол (девочка и мальчик) и соединить их крученым шнурочком. Освоить технику работы с нитками при стягивания нитей в нужных местах для получения заданной формы. Используются нитки двух цветов. Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке, выполнив подобные куклы. 4.4. Тема: Кукла «Колокольчик». Познакомить с символичностью данной куклы, так как колокольный звон - один из самых сильных оберегов, и если верить тряпичному колокольчику, он станет обладателем таких свойств. Рассказать о порядке работы во время создания данной куклы. Отработать навыки и умения работы с тканями, которые способствуют развитию аккуратности и усидчивости в процессе выполнения заданий. Используются ткань и синтепон. Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке, выполнив подобную куклу. 3 год обучения Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. Объемное моделирование и конструирование 1.1. Тема: способами Способы создания создания фактуры фактуры на бумаге на бумаге. с помощью Познакомиться пленки и со соли. Результатом работы станут навыки получения цветной бумаги из обычной. Возможно, использование получившихся образцов в изготовлении изделий в 22 других заданиях, а также при изготовлении упаковки. Используется бумага, акварель, пищевая пленка. Самостоятельная работа: повторить эксперименты с красками дома. 1.2. Тема: Монотипия или мраморирование. Познакомиться со способами получения «единственного отпечатка». Плавные переходы тонов монотипии усиливают декоративный эффект. Мраморирование - оттиск с поверхности воды, монотипия - с любой гладкой плоскости. Используются в работе бумага, акварель, мыло, чернила для мраморирования. Самостоятельная работа: закрепление полученных на уроке навыков. 1.3. Тема: Конструирование объемной формы. Теоретические сведения. Понятие «круг», «овал». Правила деления круга на равные части. Художественное конструирование объемных форм на основе геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, цилиндр). Техника изготовления объемных фигур. Используемые материалы: цветная бумага, циркуль, клей ПВА. Самостоятельная работа: отработать навыки аккуратного резанья бумаги ножницами и ее сгибания. 1.4. Тема: Елка объемная. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Возможен индивидуальный подход: более подготовленным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий смысл задания сохраняется. Используя шаблон и правила симметричного вырезания подготовить детали елки. Согласно схеме соединить части в общую форму. Используется плотная бумага, линейка, ножницы, клей ПВА. Самостоятельная работа: создание своих вариантов силуэта елки. 1.5. Тема: Бумажная бижутерия. Такой эксперимент в работе с бумагой позволит детям увидеть привычные вещи по-новому. Освоить способы скручивания бумаги в трубочки. Форма бусины зависит от способа нарезки бумаги (прямоугольник или треугольник), дополнительными вставками в снизке могут стать гофрированные 23 элементы. Использование цветных страниц из глянцевых журналов (чем толще бумага, тем больше бусина), ножницы, линейка, зубочистка, клей. Самостоятельная работа: закончить работу над заданием дома собрать снизку из бусин. Раздел 2: Традиционные виды росписи 2.1.Тема: Орнамент. Кельтские узоры. Зооморфные мотивы. Птицы. Беседа. Просмотр материалов по теме. История. Самостоятельная работа: изучить литературу по данной теме. 2.2. Тема: Копирование элементов кельтского орнамента. Выполнение элементов в круге, полосе, угловой. Самостоятельная работа: продумать эскиз композиции. 2.3. Тема: выполнение творческой работы. Выбор углового мотива кельтских узоров. Повторяя его 4 раза образуем квадрат. Выбор цветовой гаммы «Времена года». Последовательное построение узора. Выбор мотива композиции. Цветовая гармония в композиции. Используется гуашь, формат А3. Самостоятельная работа: завершение работы Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани. 3.1. Тема: Роспись тканей. Провести беседу о способах нанесения узора на ткань ручным способом: набойка, холодный и горячий батик, свободная роспись; красители и инструменты, применяемые при росписи тканей. Возможность многообразия цветовых сочетаний при свободной росписи. Самостоятельная работа: изучить литературу по теме. 3.2.Тема: Цветовой круг. Построение цветового круга из 12 сегментов. Спектр насыщенности цветов, спектр разбелов и затемнений цветов. Познакомиться на практике с последовательностью спектрального расположения цветов. Изготовить модель цветового круга для использования его в выполнении последующих заданий. 24 3.3. Тема: Аллегория. Портрет осени. Вводится понятие «аллегория» в композиции. Примеры художественных произведений известных художников (М.Врубель «Царевна лебедь», «Леший» и т. д) Самостоятельная работа: изучить литературу по теме. 3.4.Тема: Батик. Свободная техника росписи. Познакомить с техникой свободной росписи ткани. Обратить внимание на цветовую гармонию, выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой. Продемонстрировать приемы работы кистью на ткани. Создать композицию "Цветы", работая с наглядным материалом. Выполнить рисунок на бумаге, узнать способы его перенесения на ткань, подготовить рамы к росписи, резервирование, роспись (работа с цветом). Декорирование выполненной композиции контурами. Использование красок для батика, ткани, декоративных контуров. Самостоятельная работа: читать сказки, найти образы птиц, собрать иллюстративный материал. 3.5. Тема: Панно «Птица-пава». Познакомиться с техникой росписи «Холодный батик». Освоить приемы работы (переведение рисунка на ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков). Работа над эскизом батика. Возможно использование геометрического орнамента при создании рамки вокруг основного мотива. Использование ткани, красок для батика, резерва, стеклянных трубочек. Самостоятельная работа: выполнить упражнения по отработке навыков работы кистью на ткани. 4 год обучения Раздел 1: Основы формальной композиции. 1.1. Тема: Стилизация. Силуэт. Знакомство с приемами стилизации. Реальное изображение цветка с листьями упростить до силуэтного изображения. Выполнить точечный рисунок растения со светотеневой разработкой, переработать в линейный рисунок, затем в силуэтный рисунок пятном. 25 Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке, выполнив подобную работу. 1.2.Тема: Раппортная композиция. Орнамент. Знакомство с особенностями построения орнаментов. Раппорт. 1)составить ленточный орнамент из силуэтного изображения цветка 2)заполнить пространство листа орнаментом, использовать раппорт со сдвигом; 3) решить орнамент в круге Самостоятельная работа: завершение работы 1.3.Тема: Монокомпозиция. Композиционный центр. Знакомство с выявлением центра композиции. Создать композицию: 1) из треугольников различных величин; 2) из кругов различных величин; 3) из кругов, треугольников и квадратов. Самостоятельная работа: завершение работы 1.4.Тема: Уравновешенность композиции. Статика. Выявление центра композиции. Выполнить композицию из отрезков цветной бумаги различной ширины и длины. 1) Из вертикальных и горизонтальных полос создать уравновешенную композицию; 2) Решить композицию из линий, где подчеркнута простая геометрическая схема – треугольник, круг, квадрат. Самостоятельная работа: завершение работы 1.5. Тема: Динамика. Создание динамичной композиции. Из цветных отрезков создать композицию: 1) направленную в верхний угол; 2) вниз; 3) создать объемную бумажную композицию с ощущением движения. Самостоятельная работа: завершение работы 26 Раздел 2: Фактура. 2.1. Тема: применение фактур в различных видах изобразительного искусства. Беседа. Просмотр видеоматериалов. Самостоятельная работа: изучить литературу по теме. 2.2. Тема: Упражнения на передачу различных фактур. Расширение палитры навыков. Передать в рисунке: 1) фактуру дерева; 2) фактуру льда; 3) фактуру листьев или травы, земли, камней. Задание служит развитию образного мышления Самостоятельная работа: продумать эскиз композиции. 2.3. Тема: Тематическая композиция. Составить супрематический натюрморт с применением различных фактур. Графическая работа. Формат А2. Самостоятельная работа: подготовить бумагу различных фактур, эскиз композиции. Раздел3: Гармонизация цветов. III.1. Тема: Основы цветоведения в текстильной композиции. Цветовой круг. Построение цветовых схем для гармонизации цветовых сочетаний. Работа выполняется гуашью. Формат А4. Самостоятельная работа: закончить работу над заданием дома III.2. Тема: гармония контрастных цветов. Выполнить несколько эскизов размером 10х10 см, сгармонировав красный-зеленый, голубой-оранжевый, желтый-фиолетовый, используя цветовой круг и схемы построения гармоничных сочетаний. Самостоятельная работа: закончить работу над заданием дома III.3. Тема: Гармония близких цветов; выполнить эскизы гармонических сочетаний родственных цветов: оранжевого цвета (эффект горения), темнокрасных, сине-зеленых и желто-зеленых, используя затемнение и высветление оттенков цвета. Самостоятельная работа: закончить работу над заданием дома 3.4.Тема:Родственно-контрастная цветовая гармония. Составить несколько эскизов родственно-контрастных цветовых отношений, используя цветовой круг. Самостоятельная работа: закончить работу над заданием дома 27 Раздел 4: Образная композиция. Тема: Стилизация панорамных, природных, растительных мотивов. 4.1. Изучение приемов стилизации. Выполнить несколько эскизов стилизации пейзажа и натюрморта. Гуашь. размер А5 Самостоятельная работа: изучить литературу по теме. 4.2. Тема: Аллегория. Просмотр наглядного материала. Применение аллегории в декоративно-прикладном искусстве, в разных стилях и направлениях. Самостоятельная работа: изучить литературу по теме. 4.3. Тема: Создание художественного образа. Беседа. Художественный образ в живописи и в декоративно прикладном искусстве. Самостоятельная работа: читать сказки, легенды, собрать иллюстративный материал. 4.4.Тема: Создание творческой композиции. Выполнение в материале. Выполнение самостоятельной работы. Выявление полученных навыков. Освоение практических навыков в технике холодный батик. Самостоятельная работа: выполнить упражнения по отработке навыков работы кистью на ткани. 5 год обучения Раздел 1: Понятие знаковость. Создание логотипа. 1.1. Тема: Знак. Ознакомление с принципами абстрагирования. Создать знаковое изображение животного поэтапно: 1) Реальное изображение; 2) Стилизация, упрощение через пластику линий; 3) Подчеркнуть характер образа. Решить фирменный знак. Отразить деятельность фирмы, используя принцип ассоциации. Самостоятельная работа: поиск материала в интернете, сбор аналогов. 1.2. Тема: Клаузуры. Освоение языка аналогий. 28 Создать композицию из предметов, отображающих деятельность: 1) Театра; 2) спорта; 3) Искусства; Использовать ассоциативный ряд: театр – сцена, маски, куклы. Контрасты, динамика, яркость, свет, музыка и т.д. Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке. 1.3. Тема: Натюрморт образный. Изучение особенностей декоративных композиций. Выполнить профессиональный натюрморт (врача, пекаря, учителя) Самостоятельная работа: изучить литературу по теме. 1.4. Тема: Витраж. Симметрия, асимметрия. Знакомство с особенностями витража. Освоение композиционных приемов. Выполнить эскиз витража с зеркальной симметрией «Цветы и птицы» Самостоятельная работа: поиск материала, выполнение эскизов. Раздел 2: Итоговое задание. Работа в материале. II.1. Тема: Обобщение полученных знаний. Создание эскиза итоговой работы. Выбор темы, сбор материала. Линеарные эскизы, варианта композиционных поисков. Тональные и цветовые поиски. Отрисовка картона. Выполнение цветовых эскизов в материале ( в технике батик) на маленьком формате. Выполнение окончательного варианта на формате в материале. Самостоятельная работа: изучить литературу по теме, поиск материала, выполнение эскизов, завершение работы. 29 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Прикладное творчество». 1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративноприкладного искусства и художественных промыслов. 2.Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности. 3.Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.). 4. Умение решать художественно - творческие задачи, пользуясь эскизом. 4. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла. 4. Умение работать с различными материалами. 4. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования. 4. Умение изготавливать игрушки из различных материалов. 5. Навыки заполнения объемной формы узором. 10. Навыки ритмического заполнения поверхности. 11. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения. 12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором. 13. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов. 14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения. 30 15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности. 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность. Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных теоретических знаний выставок творческих (текущий контроль) работ может обучающихся. проводиться Оценка в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования. 2. Критерии оценок Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся. 31 "5" (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения. "4" (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. "3" (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен. 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста. Применяются следующие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. 32 Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий: - тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; - частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов; - творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. Рекомендации по организации самостоятельной работы Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и образовательного заведения. Для эффективного выполнения домашней работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних заданий». 33 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Список методической литературы 1.Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. Учебник для художественнопромышленных училищ Москва, «Высшая школа»1979 2. Алексеева Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе Москва, «Просвещение» 1970 3. Аллахвердова Е.Л. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. Москва, «Астрель» 2001 4. Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки. Популярное пособие для родителей и педагогов. развития» Ярославль, «Академия 1997 5. Дорожин Ю.Г. Сказочная гжель. Москва,«Мозаика- Синтез» 1999 6. Дьюи К. Научитесь лепить животных. Минск, «Попурри» 2002 7. Искусство батика. Перевод Успенская Е. Москва, «АСТ», «Внешсигма» 2000 8. Каменева Е. Чтобы ожили стены… Москва, «Молодая гвардия» 1969 9. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. Учебное пособие по художественному труду для учащихся 2 кл. начальной школы. LINKA-PRESS Москва, 1996 10. Мейстер Н.Г. Бумажная пластика. Москва,«Астрель» 2001 34 11. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль, «академия развития» 1997 12. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития» 1997 13. Основы художественного ремесла. Практическое пособие для руководителей школьных кружков. Под ред. Барадулина В.А. «Просвещение» Москва, 1979 14. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство – детям. Москва, «Просвещение» 1976 15. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителей. Москва, «Просвещение» 1979 16. Диана Фишер. Расписываем керамику. «АСТ*Астель» Москва, 2006 17. Н.А.Ганрур «Материальная культура и декоративно-прикладное искусство кубанского казачества». МУ КМИВЦ г.Краснодар 2008 Средства обучения На уроках прикладного творчества используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель мог ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Типы пособий: • натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются детали увеличенного размера. Возможно использование предметно-технологической карты; 35 • образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными; • устное описание внешнего вида предмета и его конструкции - способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества; • электронные образовательные ресурсы - сетевые образовательные ресурсы; • аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи; • материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для батика), бумагой разных видов, гелиевыми ручки, материалами для изготовления кукол и др. 36