Лепка

1

2

Структура программы
№
Наименование раздела
стр.
п/п
1.
Пояснительная записка
4
-характеристика, место и роль учебного предмета в
образовательном процессе;
-срок реализации учебного предмета;
-объем учебного времени на реализацию учебного предмета;
-сведения о затратах учебного времени и график промежуточной
аттестации;
-форма проведения учебных аудиторных занятий;
-цели и задачи учебного предмета;
-обоснование структуры учебного предмета;
-методы обучения;
-описание материально- технических условий реализации учебного
предмета.
2.

Содержание учебного предмета:
-учебно- тематический план;
-содержание разделов и тем, годовые требования.

7

3.

Требования к уровню подготовки обучающихся:
-требования к уровню подготовки на разных этапах обучения.

14

4.

Формы и методы контроля. Система
оценок. -аттестация: цели, виды, форма,
содержание; -критерии оценки.

14

5.

Методическое обеспечение учебного процесса:
-методические рекомендации преподавателям;
-рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся;
Средства обучения

15

Список рекомендуемой
литературы: -методическая
литература; -учебная литература.

16

6.
7.

3

15

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе и с учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить
образование детей в области изобразительного искусства, является одним из
предметов учебного плана образовательной общеразвивающей программы
реализующей платные образовательные услуги.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений,
навыков в области художественного творчества, развитие эстетического
вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих
творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Предметы учебного плана платной дополнительной общеобразовательной
программы, а именно: «Основы изобразительной грамоты», «Основы дизайна
и композиции», «Лепка»- взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.
При этом знания, умения и навыки, полученные учащимися на начальном
этапе обучения, являются базовыми для освоения предмета «Скульптура».
Особенностью данной программы является сочетание традиционных
приемов лепки из пластилина, глины, соленого теста с современными
способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика,
скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую
деятельность учащихся.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Лепка» реализуется при 2-летнем сроке обучения
в 1-2 классах, в рамках платных образовательных услуг.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Лепка» рекомендуется осуществлять в форме занятий в
малокомплектных группах численностью от 4 до 10 человек. Данная форма
занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия, 2 раза в
неделю, и самостоятельную работу.

4

ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛЕПКА»
СОСТАВЛЯЕТ 200 ЧАСОВ, ИЗ НИХ:
136 ЧАСОВ – АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ,
64 ЧАСА – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
КЛАССЫ
ПОЛУГОДИЯ
Аудиторные
занятия (в часах)
Самостоятельная
работа (в часах)
Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)
Вид
промежуточной
аттестации

Затраты учебного времени,
график промежуточной
аттестации
1

Всего
часов

2

1
32

2
36

3
32

4
36

136

16

16

16

16

64

48

52

48

52

200

зачет

зачет

Цели учебного предмета
Целями учебного предмета «Лепка» являются:
 Создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей.
 Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте.
 Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества,
позволяющих
в
дальнейшем
осваивать учебные предметы
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
«Живопись».
Задачи учебного предмета
1. Знакомство с оборудованием и различными пластическими
материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности,
глина, пластилин).
2. Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
5

3. Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция»,
«характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой
обзор», композиция».
4. Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем,
пропорции, форму.
5. Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные
особенности предметов.
6. Формирование умения работать с натуры и по памяти.
7. Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа
и росписи.
8. Формирование навыков владения приемами конструктивного
и пластического способов лепки.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля,
система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический; эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание
художественных впечатлений). Предложенные методы работы в рамках
программы
являются наиболее
продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к школьным
библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми
ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных
тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по специфике предмета.
6

Мастерская для занятий лепкой оснащена мебелью (столы, стулья, станки,
подиум, натюрмортные столики), наглядными пособиями, муфельной печью.
Для теоретических занятий используется класс истории искусства,
оснащенный необходимой техникой.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Лепка» построено с учетом
возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их
пространственного мышления.
Содержание программы включает следующие разделы:
- материалы и инструменты;
- пластилиновая живопись;
- пластические фактуры;
- рельефные изображения; - объемные изображения.
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит
рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески
подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные
методики. Темы заданий продуманы, исходя из возрастных особенностей
детей, согласно минимум требований к уровню подготовки обучающихся
данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по
принципу нарастания сложности поставленных задач, некоторые темы
предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить
полученные знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое
соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных
разделов в течение учебного года, что способствует поддержанию
творческого интереса к практической деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕЙ ПЛАН
1 год обучения

№
п/п

1
2

Наименование темы

Раздел : «Материалы и
инструменты»
Раздел:
«Пластилиновая
аппликация»

7

Общий объем времени в
Вид
часах
учебного
Макс. Самост. Ауд.
занятия нагрузка работа занятия
100
32
68
36
12
24
15

5

10

3

Раздел: «Пластические
фактуры»

18

6

12

4

Раздел: «Полу- объемные
изображения»

18

6

12

5

Раздел:
формы»

Урок

12

3

12

просмотр

2

-

2

6.

«Объемные

Итоговое занятие

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕЙ ПЛАН
1 год обучения

№
п/п

Наименование темы

Вид учебного
занятия

1

Раздел :
«Материалы и
инструменты»
1.1. Вводный
урок.
Инструменты
и материалы.
Свойства материалов.
1.2. Выполнение
несложной
композиции
из простых
элементов.
1.3. «Бабочки», «рыбка».
1.4.

«Волшебное
дерево», «букет
цветов».
1.5. «Декорированная
вазочка».
1.6. Знакомство с глиной,
лепка
фруктов
и
овощей с натуры
8

Общий объем времени в
часах
Макс. Самост. Ауд.
нагрузка работа занятия
100
32
68
36
12
24

Урок

3

1

2

Урок

3

1

2

Урок

6

2

4

Урок

9

3

6

Урок

9

3

6

Урок

3

1

2

1.7.

«Дары осени»

2

Раздел:
«Пластилиновая
аппликация»

2.1

Знакомство с
приемом
«пластилиновая
аппликация».

Урок

3

1

2

15

5

10

Урок

6

2

4

2.2. «Пластилиновый
алфавит».
2.3. «Снежинка».
3
Раздел:
«Пластические
фактуры»
3.1. Знакомство с
фактурами.

Урок

3

1

2

Урок

6
18

2
6

4
12

Урок

3

1

2

3.2.

Урок

6

2

4

Урок

9

3

6

18

6

12

Урок

6

2

4

Урок

12

4

8

Раздел:
«Объемные
формы»
5.1 «Робот»,
«Ракета»

Урок

12

3

12

Урок

3

1

2

5.2

Коллективная работа
«Город»

Урок

8

2

6

6.

Итоговое занятие

просмотр

2

-

2

«Лоскутное одеяло»

3.3. «Карнавальный
костюм».
4

Раздел: «Полуобъемные
изображения»
4.1. Рельефное
изображение.
4.2.

«Сказка».

5

9

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕЙ ПЛАН
2 год обучения

№
п/п

1
2

Наименование темы

Раздел : «Материалы и
инструменты»
Раздел:
«Пластилиновая
аппликация»

Общий объем времени в
Вид
часах
учебного
Макс. Самост. Ауд.
занятия нагрузка работа занятия
100
32
68
36
12
24
15

5

10

3

Раздел: «Пластические
фактуры»

18

6

12

4

Раздел: «Полу- объемные
изображения»

18

6

12

5

Раздел:
формы»

Урок

12

3

12

просмотр

2

-

2

6.

«Объемные

Итоговое занятие

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕЙ ПЛАН
2 год обучения

№
п/п

Общий объем времени в
Вид
часах
учебного
Макс. Самост. Ауд.
занятия нагрузка работа занятия
100
32
68
18
6
12

Наименование темы

1

Раздел : «Скульптурная
композиция»
1.1. «Изразец».
1.2. «Осенний букет».

Урок
Урок

10

6
6

2
2

4
4

1.3.

2

2.1

«Времена года»

Раздел: «Фактуры
в пластилиновой
композиции»
Изготовление «фактурных
валиков»

2.2

Композиция «Морозные
узоры».
2.3 Фактуры, текстуры
Способы выполнения.
2.4 Творческая работа
«Пенек с грибами».
3
Раздел «Коллаж»

Урок

6

2

4

2

15

5

10

Урок

6

2

4

Урок

3

1

2

Урок

6

2

4

Урок

6

2

4

27

9

18

3.1. «Морские камешки».

Урок

3

1

2

3.2

Урок

6

2

4

3.3. Декоративное панно
«Словообраз».

Урок

6

2

4

3.4. Декоративное панно «Русская
народная сказка (коллективная
творческая работа).

Урок

12

4

8

12

4

8

Урок

12

4

8

Раздел: «Объемные
формы»

Урок

12

3

12

5.1. Объемная лепка «Кошка»

Урок

6

2

4

5.2 Знакомство с
каркасом,
«Животные севера и юга»
«Человек»

Урок

12

4

8

Коллаж «Подводный мир».

4

Раздел «Композиция из
пластилина и декоративных
материалов»
4.1. Выполнение тематической
композиции: «Сказка».
5

11

5.3. Коллективная творческая
работа Басни Крылова

Урок

9

3

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Первый год обучения
1. Раздел «Материалы и инструменты»
1.1. Тема: Вводный урок: Мастерская скульптуры, инструменты и
материалы, физические свойства материалов, порядок работы в скульптурной
мастерской, знакомство с пластилином, его свойствами. Организация
рабочего места. Работа с пластилином, возможность получения разных
цветов путем смешивания. Самостоятельная работа:
упражнения на цветовые смешения (картон, цветной пластилин).
1.2. Тема: Выполнение несложной композиции по шаблону из простых
элементов: Работа по выполнению простого орнамента из простых элементов
(шарик, колбаска, жгут, пластина и др.). Формирование умения
комбинировать простые формы в изделии. Материалы: картон, пластилин.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок простых орнаментов.
выполнение зарисовок несложных орнаментов из простых элементов.
1.3. Тема: «Бабочки», «Рыбка» Выполнение композиции из сплющенных
шариков. Освоение техники пластилиновой мозаики, формирование умения
перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности. фантазии,
образного мышления. Выполнение творческого задания «Бабочки», «Рыбка»
Самостоятельная работ: выполнение набросков и зарисовок, подготовка
цветных пластилиновых шариков в заданной гамме.
1.4. Тема: «Волшебное дерево» Выполнение плоской композиции из
жгутиков. Освоение техники, выполнение творческого задания «Волшебное
дерево» Самостоятельная работа: выполнение эскиза.
1.5. Тема: Декорирование вазочки. Развитие наблюдательности,
творческого мышления, мелкой моторики. Выполнение творческого задания:
декорирование вазочки (пластилин, небольшая пластиковая бутылка для
основы). Самостоятельная работа: подготовка пластилиновых элементов для
декорирования (шарики, колбаски, жгутики) в заданной гамме.
1.6. Тема: Работа с натуры, лепка различных фруктов и овощей. глина,
освоение нового материала. Организация рабочего места при работе с глиной.
Изучение свойств материала и приемов лепки из куска. Работа с натуры,
лепка различных фруктов и овощей.
1.7. Тема: дары осени. Закрепление предыдущей темы, развитие
наблюдательности,
творческого
мышления,
мелкой
моторики.
Самостоятельная работа: эскиз композиции.
2. Раздел «Пластилиновая аппликация»
2.1. Тема: Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация».
12

Формирование умения равномерно раскатывать пластилин и вырезать
различные формы стеками. Выполнение композиции «Натюрморт», попытка
придумать натюрморт в определенной теме («Мастерская», «Игра»,
«Праздник», «Стол ученика» и т.д.) . Использование пластилина и цветного
картона. Самостоятельная работа: зарисовки бытовых предметов различной
формы.
2.2. Тема: «Пластилиновый алфавит». Дальнейшее формирование понятия
«декоративность», развитие моторики. Выполнение буквицы (попытка
оформления в различных стилях) с декорированием при помощи различных
элементов. Самостоятельная работа: работа с книгой.
2.3. Тема: «Снежинка» творческая работа
Формирование умения интерпретировать природные формы, развитие
наблюдательности, фантазии, образного мышления. Материалы: картон,
цветной пластилин. Самостоятельная работа: выполнение эскиза снежинки.
3. Раздел «Пластические фактуры»
3.1. Тема: Знакомство с фактурами. Способы выполнения. Развитие
наблюдательности, формирование умения работать с природными формами.
Выполнение упражнений на оттиски различных поверхностей (природные
материалы, мелкие предметы, фактурные ткани). Выполнение фактур с
помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки).
Выполнение фактур при помощи линий различного характера. Материалы:
пластилин, картон. Самостоятельная работа: подбор различных материалов и
приспособлений.
3.2. Тема: «Лоскутное одеяло». Выполнение композиции. Формирование
навыков поэтапной работы (выполнение оттисков, комбинирование,
составление композиции). Применение различных фактур на практике.
Материалы: пластилин, картон. Самостоятельная работа- выполнение
эскизов.
3.3. Тема: «Карнавальный костюм». Соединение пластилиновых фактур и
природных форм. Развитие фантазии, мелкой моторики. Творческое задание:
«Карнавальный костюм». В работе используются семечки. крупы,
макаронные изделия, пластилин, картон. Самостоятельная работа:
выполнение эскиза.
4. Раздел «Полу-объемные изображения»
4.1. Тема: Рельефные изображения.
Формирование умения постепенно набирать массу изображения при помощи
небольших кусочков пластилина, наклеивающихся на изображение- шаблон.
Творческое задание- «Ветка дерева», «Яблоки». Самостоятельная работа:
зарисовки.
4.2. Тема: «Сказка» Выполнение тематической композиции. Закрепление
умения набирать массу, развитие фантазии, образного мышления. Материалы:
картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: создание предварительного эскиза.
13

5. Раздел «Объемные изображения»
5.1. Тема: Робот. Ракета. Лепка геометрических форм. Знакомство с
объемом, первоначальные навыки формирования объема. Упражнения: лепка
шара (глобус), куба (кубик для настольных игр), конуса (мороженое).
Выполнение творческого задания: конструирование робота, космического
корабля. Выполнение Самостоятельная работа: изображение геометрических
фигур.
5.1. Тема: Город. Коллективная работа. Закрепление навыков работы с
объемными формами, развитие фантазии, воображения. Работа с
применением техники бумажной пластики. Материалы: бумага, картон,
гуашь, пластилин. Самостоятельная работа: наброски зданий различного
назначения («проект» школы, жилого дома, храма, музея, магазина).

Второй год обучения
1. Раздел «Пластилиновая композиция»
1.1. Тема: «Изразец». Знакомство с русскими изразцами, формирование
навыка стилизации природных форм в орнамент. Изготовление плакетки для
изразца, нанесение орнамента. Материалы: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала по теме
«Орнамент.
1.2. Тема: «Осенний букет». Композиция- аппликация из пластилина.
Закрепление навыка стилизации природных форм, выполнение творческого
задания «Осенний букет».
Материалы: картон, цветной пластилин.
Самостоятельная работа: собрать и высушить листья деревьев и трав.
1.3. Тема: «Времена года». Изготовление магнита либо рамки для фото на
тему Формирование способности добиваться выразительности образа,
развитие фантазии, воображения. Выполнение плоскостной композиции с
применением объемных деталей. Материалы: картон, цветной пластилин,
магнитная лента. Самостоятельная работа:
подбор и просмотр изображений природы.
2. Раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»
2.1. Тема: Изготовление «фактурных валиков». для дальнейшего
использования
в
пластилиновых
композициях.
Формирование
пространственного мышления, творческого воображения. знакомство и
освоение технологии изготовления фактурного валика. Использование
цилиндрических форм (основ для валика), различных подручных материалов.
Подбор различных приспособлений для передачи различных фактур.
2.2. Тема: Выполнение композиции «Морозные узоры». Закрепление ранее
изученных приемов на практике. Пластилин, картон. Самостоятельная
работа: выполнение эскиза замороженного окна.

14

2.3. Тема: Фактуры, текстуры. Способы выполнения различных. Развитие
наблюдательности, поиск технических решений для передачи фактуры коры,
меха, перьев. Самостоятельная работа: выполнение образцов фактур.
2.4. Тема: Творческая работа «Пенек с грибами». Закрепление изученных
приемов работы, применение на практике. Развитие наблюдательности,
формирование умения работать с природными формами. Самостоятельная
работа: зарисовки грибов с натуры.
3. Раздел «Коллаж»
3.1. Тема: «Морские камешки». Формирование умения передавать характер
предметов и поверхностей, их пластическое решение, развитие фантазии.
Самостоятельная работа: разработать подборку фактур для камешков.
3.2. Тема: Коллаж «Морские сокровища». Закрепление приобретенных
знаний, применение их в творческой работе. Развитие способности сохранять
цельность композиции при обработке ее отдельных элементов.
Использование картона, цветного пластилина и природных материалов в
композиции. Самостоятельная работа: зарисовка отдельных элементов
композиции, работа с иллюстративным материалом.
3.3. Тема: Декоративное панно «Слово-образ». Формирование умения
находить цельную форму изображаемой композиции, развитие фантазии,
освоение художественных приемов декора. Использование картона, цветного
пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: работа с книгой,
знакомство со шрифтами, шрифтовыми композициями. Копирование
отдельных букв.
3.4. Тема: Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная
творческая работа). Развитие умения передавать характер сказочных
персонажей средствами лепки. Развитие навыков работы в коллективе.
Самостоятельная работа:
выполнение эскизов к русским сказкам.
4. Раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов»
4.1 Тема: «Царевна- лебедь», «Жар- птица». Использование картона,
цветного пластилина и различных декоративных материалов (ниток, кружева.
бусин, декоративных булавок) в композиции. Самостоятельная работа: сбор
подготовительного материала, изучение иллюстраций.
5. Раздел «Объемные формы»
5.1. Тема: Объемная лепка «Кошки». Развитие наблюдательности, умения
найти и подчеркнуть в натуре характерные особенности, передача характера.
Материал: пластилин Самостоятельная работа: сбор иллюстративного
материала.
15

5.2. Тема: Лепка на каркасе: «Животные», «Человек». Знакомство с
каркасом. Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры,
изучение пропорций животных на примере лепки собаки, кошки, лошади,
попытка передачи характерных и наиболее выразительных движений
изображаемого объекта. Самостоятельная работа: подборка иллюстративного
материала, фотографий
5.3. Тема: Коллективная творческая работа «Басни И.А. Крылова».
Развитие
способности
передачи
взаимоотношений
персонажей
пластическими средствами, закрепление знаний, умений, навыков
полученных за период обучения. Самостоятельная работа: выполнение эскиза
композиции.
работа: подбор иллюстративного материала, эскизы.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых
обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:
1. Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор»,
композиция».
2. Знание оборудования и различных пластических материалов.
3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов.
5. Умение работать с натуры и по памяти.
6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную
аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме
творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, полугодиях за счет
аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за
полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение
отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических
знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования,
обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.
Критерии оценок
16

Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
“5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы
композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно
подошел к решению задачи;
“4” («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в
композиции и в пластическом либо декоративном решении, при работе в
материале есть небрежность;
“3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством
преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует,
работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателю
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Помимо методов работы с учащимися,
указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития
навыков творческой работы учащихся программой применяются также
следующие методы:
 объяснительно-иллюстративные
(демонстрация
методических
пособий, иллюстраций);
 частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
 творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
 исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов);
 игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза,
проведение праздников и др.).
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и
укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой
деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с
работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Важной
составляющей
творческой
заинтересованности
учащихся
является
приобщение детей к конкурсно- выставочной деятельности (посещение
художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в
творческих мероприятиях).
17

Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных
качеств личности каждого ребенка рекомендуется выполнять и коллективные
творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой
предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу
учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, самостоятельная
работа включает выполнение домашних заданий
(упражнения к изученным темам, рисование с натуры, эскизирование, подбор
иллюстративного материала) и определяется в зависимости от темы.
Домашнее задание в случае с выполнением длительной творческой работы в
классе определяется индивидуально. Домашняя работа проверяется
еженедельно.
6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия,
карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации,
плазм, панель; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и
животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный
фонд;
- электронные
образовательные
ресурсы:
сетевые
образовательные ресурсы; - аудиовизуальные: слайд-фильмы,
видеофильмы, учебные фильмы, аудио-записи.
7. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И
МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.
3.
4.
5.

Список рекомендуемой методической литературы
1. Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей
в учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР,
1982. - №7, с. 106-111
Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004.
с.66-74
Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005
Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003
Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1
век до н.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977

18

6. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников
средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд.
пед. наук. – М., 1998
7. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и
подростков. – М.: «Владос», 2004
8. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие,
РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004
9. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.:
РХТУ им.
Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29
10. Керамика Абрамцева. Под ред. О.И. Арзуманова, В.А. Любартович,
М.В.Нащокина. М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77
11. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. М.:
«Владос», 2002. с.6-15
12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в
школе. Издание
3-е. – М.: «Агар», 1998. с. 179-184
13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 8-20
14. Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник»,
2000. - 1-я часть: с. 2830, 2-я часть: с.23-25
15. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.:
«Искусство в школе», 1995, с.9-29
16. Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с
англ.
П.А.Самсонова – Минск, 2003, с.31, 36, 56
17. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. – М.:
Просвещение, 1980
18. Русская
народная игрушка. Академия педагогических наук
СССР.
–
М:
Внешторгиздат, 1980, с.33-36
19. Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И.
- М.: Издательство «Знание», 1984, с.31-48.
20. Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под
ред.Е.Н.Евстратовой.
2002, с.8-17
21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999,
с.
246-250
19

22. Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 140-144 23.
Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. «Феникс»,
2000 с.51-56
Список рекомендуемой учебной литературы
1. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002, с. 315
2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском
кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28
3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение,
1979
4. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, Ленинградское
отделение,
1975
5. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.: «Сварог
и К», 1999. с.129, 135, 150
6. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982 7. Конышева Н.М.
Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985
8. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.:
Высшая школа, 1979
9. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002, с.44, 47
10. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.:
АСТ-ПРЕСС, 1997

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».