Структура программы учебного предмета 1. • • • • • • • • • 2. • • 3. 4. • • 5. • • • 6. • • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета; Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации; Форма проведения учебных аудиторных занятий; Цель и задачи учебного предмета; Обоснование структуры программы учебного предмета; Методы обучения; Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно-тематический план; Годовые требования. Содержание разделов и тем; ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ - Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание; Критерии оценки; МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям; Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; Средства обучения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Список методической литературы. Список учебной литературы. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Основы дизайна. Композиция» Учебный предмет «Основы дизайна. Композиция» направлен на художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории зрителей. Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной композиции, о разных формах стилизации, о способах работы с различными художественными материалами и техниками, о новейших тенденциях графического дизайна. Общеразвивающая программа «Основы дизайна. Композиция» способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие способностей и возможностей к художественно - исполнительской и проектной деятельности; развитие творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного искусства. В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы лежит принцип «мастер-класса», когда преподаватель активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей учащихся. Программа рассчитана на учащихся 7-12 лет. Срок реализации учебного предмета Учебный предмет «Основы дизайна. Композиция» реализуется при 2 летнем сроке обучения. Продолжительность учебных занятий с первого по второй годы обучения составляет 34 учебные недели в год. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Основы дизайна. Композиция» при 2-летнем сроке обучения составляет 136 аудиторных часов. Самостоятельная (домашняя) работа предусмотрена: 1-2 год обучения по 34 часа. Сведения о затратах учебного времени Вид учебной работы, нагрузки Годы обучения Полугодия Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка Всего часов Затраты учебного времени 1-й год 2-й год 1 32 2 36 3 32 4 36 136 16 18 16 18 68 48 54 48 54 204 Объем учебной нагрузки в неделю составляет 2 часа аудиторных занятий и 1 час самостоятельной работы. Рекомендуемая продолжительность одного урока – 40 минут. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в малокомплектной группе, численность учащихся в группе составляет от 6 до 10 человек. Данная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Цель учебного предмета Целью программы «Основы дизайна. Композиция» является обще эстетическое воспитание, приобретение практических умений и навыков, развитие творческой индивидуальности учащегося, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Задачи учебного предмета Задачами учебного предмета являются: – знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства; – формирование знаний о правилах изображения предметов с натуры и по памяти; – формирование знаний об основах цветоведения; – формирование знаний о формальной композиции; – изучение исторического развития композиции, колористических принципов различных направлений в искусстве; – формирование умений и навыков работы с различными художественными материалами и техниками; – развитие зрительной и вербальной памяти; – развитие образного мышления и воображения; - формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства; - воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное. Структура программы учебного предмета Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса: – сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; – распределение учебного материала по годам обучения; – описание дидактических единиц учебного предмета; – требования к уровню подготовки учащихся; – формы и методы контроля, система оценок; – методическое обеспечение учебного процесса. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: – словесный (объяснение, беседа, рассказ); – наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); – практический; – эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видеоряда). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой в области изобразительного искусства. Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета представлено в учебно-тематическом плане. Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов. Задания адаптированы и доступны для учащихся 12-17 лет, учитывают возрастные и психологические особенности данного возраста. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к более сложному, от упражнений - к творческим заданиям. Предложенные в содержании программы разделы имеют общую методическую структуру подачи учебного материала: объяснение, мастер-класс, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п 1. 2. Наименование раздела, темы Понятие «Искусство». Вводная беседа . Вид Количество Самост. Максим. учебного аудиторных работа кол-во занятия часов часов Урокбеседа 2.2 2.3 2.4 2 6 10 5 15 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 10 5 15 Основы композиции. Урок 2.1 4 Введение. Законы и правила композиции. Понятия «Равновесие. Композиционный центр.» Понятия «симметрия» и «асимметрия». Понятия «статики» и «динамики». Урок Урок Урок Урок Понятие «метр» и «ритм». 2.5 3. Урок Цвет в композиции. Урок 3.1 Изучение цветового круга Иттена. Урок 3.2 Характеристики и свойства цветов. Урок 2 1 3 2 1 3 2 1 2 1 3 2 1 3 6 4 10 2 1 3 4 2 6 2 2 4 6 4 10 6 30 Контраст и нюанс. 3.3 3.4 3.5 4. 4.1 Урок Метрические и ритмические законы композиции Эмоциональная характеристика цвета. Урок Урок Выразительные средства живописи и графики Точки, линии, пятна -силуэт. Урок Методы рисования. 4.2 5. Урок Подготовка экспозиции. Просмотр Периодизация искусства. Урокбеседа 6. 7. 7.1 Основы структурной живописи. Изучение понятий «пространство», «геометрия объемов» на примере творчества великих мастеров. Изучение творчества Поля Сезанна. 24 Урок 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 8 9. Изучение «Фовизма». Изучение живописи. 4 1 5 4 1 5 4 1 5 4 1 5 4 1 5 4 1 5 4 2 6 2 2 4 68 32 100 творчества Урок Аппликативной Урок Изучение творчества «Кубизма». Урок Изучение творчества Василия Кандинского и Александра Родченко Изучение «Живописи цветовых полей». Формообразование на основе цвета. Урок Урок Урок Подготовка экспозиции. Просмотр Итого за год УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/ п Наименование раздела, темы Пейзаж как жанр 1. ИЗО. Разновидности пейзажа. Плановость. 2. Понятие «воздух». Изображение тумана, облаков, туч. 2.1 Изучение примеров Вид Количество учебного аудиторных занятия часов Урок2 беседа Урок Самост. работа 1 Максим. кол-во часов 3 12 6 18 2 1 3 МХК 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 3.3 4. 4.1 4.2 4.3 Изображение мягким материалом грозовых туч, сильного ветра. Живописное пастозное изображение, грозовых туч, сильного ветра. Графическое изображение грозовых туч, сильного ветра. Работа по-сырому в технике акварель. Туман. Понятие «вода». Изображение водной поверхности (дождь, снег, река, водопад, море) Работа по-сырому в технике акварель. Изображение воды (дождь, снег, река, водопад) Изучение техники многослойной живописи акварелью. "Кораблик на волнах" – работа в технике раздельного мазка (акварель). Живописное пастозное изображение (Гуашь, темпера) воды (дождь, снег, река, водопад) Понятие «огонь». Изображение пламени (свечение, взрыв, костер, пожар) Изображение Костра экспрессия мазка (гуашь, темпера) Изображение Салюта, взрыва в технике "пастель". Сюжетная композиция Урок 2 1 3 Урок 4 2 6 Урок 2 1 3 Урок 2 1 3 10 5 15 Урок 2 1 3 Урок 4 2 6 Урок 4 2 6 10 5 15 Урок 2 1 3 Урок 4 2 6 Урок 4 2 6 5. 6. 6.1 6.2 7. 7.1 7.2 7.3 7.4 8. 8.1 8.2 на тему «праздник», «Домашний очаг». Подготовка Просмотр экспозиции. Понятие «земля». Изображение разной текстуры поверхности (поля, горы, пустыни) Изучение Урок «вибрирующего мазка». Горный пейзаж в Урок технике "коллаж". Изображение растительности (деревья, кустарники, цветы) Изображение ветки с Урок листьями в различных техниках Изображение разных Урок пород деревьев Колористическая Урок живописная композиция «Времена года». Изучение строения Урок цветка. Колористическая графическая работа Понятие «архитектуры». Изображение окружающей среды (отдельно стоящие дома, здания, улицы, переулки). Понятие Урок «Перспективы». Изучение основных законов развития пространства. Изучение Урок пропорциональных взаимоотношений в сооружении. 2 2 4 2 1 3 4 2 6 14 7 21 2 1 3 4 2 6 4 2 6 4 2 6 16 8 24 4 2 6 4 2 6 Изображения Урок одноэтажных и 8.3 многоэтажных домов. Сельские и городские дома. Архитектурные мотивы Урок 8.4 в пейзаже. 9. Подготовка Просмотр экспозиции Итого за год 4 2 6 4 2 6 2 2 4 68 36 104 2.СОДЕРЖАНИЕ. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Понятие «Искусство». Виды и жанры искусства. Пластическое искусство. Искусство и природа, искусство и общество, искусство и культура, искусство и наука, роль искусства в организации среды. Язык изобразительного искусства: традиции и современность. Для чего нужно изучать историю искусства. Специфика изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. Занятие может проходить в выставочном пространстве. Тема 2. Основы композиции. 2.1. Введение. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве. Демонстрация репродукций произведений великих художников. Изучение понятий «композиция», «жанры в композиции». Знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций. Самостоятельная работа: просмотр репродукций и видеоматериалов в школьной библиотеке и в интернете самостоятельно. 2.2. Равновесие основных элементов композиции в листе. Композиционный центр. Изучение определения понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости». Знакомство с форматом как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла. Предлагаемые аудиторные задания: исполнение сюжетной композиции на заданную тему («Мои друзья», «Летние игры» и т.п.). Самостоятельная работа: зарисовки по памяти учащимися летних впечатлений. 2.3. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Изучение правил и методов достижения равновесия в композиции. Изучение зеркальной (двусторонней) и осевой; радиальной (лучевой) симметрий. Предлагаемые аудиторные задания: исполнение композиции на заданную тему («Бабочки», «Ромашки» т.п. в графической технике). Самостоятельная работа: зарисовки осенних листов разной формы в системе симметрии и асимметрии. 2.4. Понятия «статики» и «динамики». Изучение понятий статики и динамики. Особенности статической и динамической композиции. Изучение понятий «абсолютная статика», «Статика с минимум динамики», «Вертикальная, горизонтальная и диагональная динамика», «Динамика вращения», «Динамика к нам и от нас», «Взрывная динамика» Предлагаемые аудиторные задания: исполнение композиции на заданную тему («Состояние природы», «Морские обитатели», «Ветер, полет» и т.п. в живописной технике). Самостоятельная работа: создание динамических и статичных композиции из четырех-пяти фигур на формате А5 или 10*10см 2.5. Понятие «метр» и «ритм». Изучение понятий гармонизации композиции метрического и ритмического деления. Выполнение упражнение на сочетание в композиции несколько метрических рядов разного построения; выделение в метрическом ряду групп элементов; «оживление» метрического ряда за счёт включения в него акцентов; изменение отдельных свойств повторяющихся элементов Предлагаемые аудиторные задания: Создание различных графических метрических и ритмических композиций на основе вертикалей на форматах А5 или 10*10см. Самостоятельная работа: Отрисовка одного из эскизов графической композиции на формате А4 или 22*22см чертежными инструментами гелиевой ручкой. Тема 3. Цвет в композиции. 3.1. Изучение цветового круга Иттена. Основные цвета, составные и дополнительные. Изучение основных и дополнительных цветов. История цветоведения. Сопоставление чистого основного цвета с ведущим цветовым тоном, который его содержит. Рассматривание различных таблиц колористической систематизации. Понятие «спектральный» круг. Освоение техник и материалов тонального изображения. Предлагаемые аудиторные задания: Спектральный круг, помогающий учащимся применить на практике теоретические знания. Понимание тоновой разницы цветов. Умение создавать ровную выкраску отдельного элемента и целого цветового круга. Самостоятельная работа: Спектральный круг, помогающий учащимся применить на практике теоретические знания. 3.2. Характеристики и свойства цветов. Хроматические и ахроматические растяжки. Понятие «свет» и «цвет». Изучение основных параметров цвета: «Цветовой тон», «насыщенность», «яркость цвета». Понятие «интенсивности» цвета. Определение качественной характеристики заданного цвета. Освоение техник и материалов тонального изображения. Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение растяжки от белого до черного, добиваясь равноступенности по светлоте. Создание цветовых растяжек холодной гаммы: (чистый цвет + белила; чистый цвет + черная краска; чистый цвет + белила + черная краска); Построение равноступенного ахроматического ряда. Самостоятельная работа: Создание цветовых растяжек теплой гаммы: (чистый цвет + белила; чистый цвет + черная краска; чистый цвет + белила + черная краска). 3.3. Контраст и нюанс. Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Изучение понятий «контраст цвета по теплохолодности», «контраст форм», «силуэт», приобретение умения определять главное и второстепенное в работе. Освоение техник и материалов тонального изображения в единстве с закономерностями построения композиции на плоскости. Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение нескольких вариантов композиции различного светлотного диапазона. Выполнение 2-3 варианта нюансной композиции, используя три первых тона 9-ступенчатой ахроматической растяжки – нюанс светлый. Выполнение 2-3 варианта нюансной композиции, используя три последних тона 9-ступенчатой ахроматической растяжки – нюанс темный. Материал: карандаш, линейка, кисти, гуашь, бумага формата 10*10 см. Этюд по впечатлению «Осенние листья на асфальте», «Деревья осенью». Самостоятельная работа: Создание цветовых выкрасок в теплой и холодной цветовой гамме, цветовые эскизы образов деревьев. 3.4. Эмоциональная характеристика цвета. Изучение психологической и эмоциональной систематизации цвета. Составление колористической классификации. Изучение теории цветового зрения. Символика цвета. Попытка выражения «языка цветов». Предлагаемые аудиторные задания: Создание свободной композиции на основе выбранной цветовой гаммы. Самостоятельная работа: Создание свободной композиции на основе выбранной цветовой гаммы. Тема 4. Выразительные средства графики: точки, линии, пятна. 4.1. Замкнутая линия – пятно – силуэт. Знакомство с выразительными средствами графической композиции (точками, линиями, пятнами). Виды линий. «Замкнутая линия» как способ создания пятна. Виды пятен по форме (абстрактное, конкретное). Введение понятия «силуэт». Простые и сложные силуэты. Предлагаемые аудиторные задания: Заполнение формы шаблона - шмель (точка), рыбка (линия), ключ (пятно); Выполнение различных пятен (тушью, краской, чернилами). Использование сухой или влажной бумаги, трубочек для раздувания, промокашек. Связь формы пятна с образом. Создание выразительного образа из абстрактного пятна. Самостоятельная работа: выполнение сложного силуэта (кувшин, чайник, ваза). Рекомендуемый формат А4. Материалы на выбор: фломастер, маркер, тушь и др. 4.2. Методы рисования. Плоские и объемные изображения. Реалистичное и декоративное изображение. Классический рисунок, экспрессивный рисунок, примитивный рисунок, стилизованный рисунок. Знакомство с плоскими и объемными изображениями на примерах репродукций, детских работ, работ преподавателей. Предлагаемые аудиторные задания: Получение составных цветов путем смешивания акварельных красок. Поиск многообразия оттенков одного цвета. Изображение учебной постановки в нескольких вариантах: линейный рисунок, академическая графика и живопись, пятно на формате А4. Самостоятельная работа: поиск оттенков одного цвета на граненых поверхностях драгоценных камней. Рекомендуемый формат А4. Выполнение бытовой домашней постановки из двух предметов. Материал на выбор: акварель, гуашь, цветные (акварельные) карандаши. Тема 5. Подготовка экспозиции. Изучение грамотной подачи выполненного материала. Обсуждение. Тема 6. Периодизация искусства. Основные стили и направления. Методы рисования. Плоские и объемные изображения. Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изучение исторического развития искусства от общего к частному, от частного к общему. Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Систематизация учебного материала. Понятие «стиль», «жанр», «направление». Знакомство с произведениями разных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов). Тема 7. Основы структурной живописи. Изучение понятий «пространство», «геометрия объемов» на примере творчества великих мастеров. 7.1. Изучение творчества Поля Сезанна. Условная копия фрагмента. Живопись Постимпрессионизма, как попытка создания на основе реальности новую композиционную структуру, параллельную реальность. Изучение структурной живописи на примере творчества Поля Сезанна. Понятие «геометрия», «пространство», «объем». Предлагаемые аудиторные задания: Создание условной копии фрагмента работы с изучением цветовой палитры и структурности манеры мазка автора. Самостоятельная работа: Изучением цветовой палитры и структурности манеры мазка автора. 7.2. Изучение творчества «Фовизма». Условная копия фрагмента «живописи в один прием» Мориса де Вламинка. Изучение особенностей творчества Фовистов. Изучение техники «в один прием» на основе работ Мориса де Вламинка. Характеристика живописи яркостью цветов и упрощением формы. Предлагаемые аудиторные задания: Создание условной копии работы с изучением цветовой палитры и структурности манеры мазка автора. Возможная частичная фиксация черным цветом. Самостоятельная работа: Изучение цветовой палитры и структурности манеры мазка автора. Возможная частичная фиксация черным цветом. 7.3. Изучение Аппликативной живописи. Условная копия фрагмента живописи Анри Матисса в технике коллаж. Изучение восприятия новой реальности через открытый цвет на примере творчества Анри Матисса. Изучение локальности и многослойности цветового пятна. Композиционное взаимодействие живописных поверхностей и форм. Предлагаемые аудиторные задания: Создание условной копии работы с изучением цветовой палитры и структурности манеры мазка автора. Самостоятельная работа: Выполнение условной копии работы в технике коллаж. 7.4. Изучение направления «Кубизма». Условная копия фрагмента. Изучение особенностей творчества Кубистов на примере творчества Пабло Пикассо. Формирование строения геометрических форм разной сложности. Развитие навыков динамики, деформации и искажения пространства на двухмерной плоскости. Устойчивое и гармоничное наложение и сдвиги элементов композиции. Предлагаемые аудиторные задания: Создание условной копии работы с изучением цветовой палитры и структурности манеры мазка автора в сближенных цвето-тональных отношениях. Самостоятельная работа: Изучение цветовой палитры и структурности манеры мазка автора. Создание цветовых взаимосвязей сближенных тонов. 7.5. Изучение «Геометрической абстракции» и «Конструктивизма» на примере творчества Василия Кандинского и Александра Родченко. Условная копия фрагмента. Изучение вариантов перехода от линейной структуры к объему. Развитие навыков соединения точного линейного рисунка или пятна; композиционного соединения структурно расположенных элементов. Предлагаемые аудиторные задания: Создание условной копии работы с изучением цветовой палитры и структурности манеры мазка автора в сближенных цвето-тональных отношениях. Самостоятельная работа: Изучение цветовой палитры и структурности манеры мазка автора. Создание тональной структуры с выявлением акцентов с помощью линии. 7.6. Изучение «Живописи цветовых полей». Колористический эмоциональный портрет на основе творчества Марка Ротко. Изучение ассоциативных особенностей цвета. Тональное воздействие цвета на психологию восприятия. Понятие «Абстрактный экспрессионизм» на примере работ Марка Ротко. Особенности техники живописи на больших форматах. Предлагаемые аудиторные задания: Изучение цветовой палитры и структурности манеры мазка автора. Самостоятельная работа: Создание колористического ассоциативного портрета. Тема 8. Формообразование на основе цвета. Изучение понятия «формообразование». Изучение вариантов и стадий преобразования двумерного изображения в объем. Выявления «высоты цвета», Взаимодействие «объемов» цвета. Понятие «военная перспектива». Составление ахроматического и хроматического объемного пространства. Предлагаемые аудиторные задания: создание плоской композиции и преобразование ее в пространство (макет). Самостоятельная работа: Создание композиции с поворотом цвета на 180 градусов с сохранением тонального взаимодействия. Тема 9. Подготовка экспозиции. Изучение грамотной подачи выполненного материала. Обсуждение. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Разновидности пейзажа. Плановость. Знакомство с пейзажем - жанром изобразительного искусства. Разновидности пейзажа (сельский, городской (архитектурный), морской, горный и др.). Пейзаж в русском и западно-европейском искусстве. Художникипейзажисты. Световоздушная среда, плановость в пейзаже. Занятие может проходить в выставочном пространстве. Тема 2. Понятие «воздух». Изображение тумана, облаков, туч. Знакомство со стихией «воздух». 2.1. Изучение примеров мировой художественной культуры. Условная копия фрагмента. Предлагаемые аудиторные задания: Создание условной копии работы с изучением цветовой палитры и структурности манеры мазка автора. Самостоятельная работа: Зарисовки с натуры «разное состояние неба» (туман, облака, тучи). 2.2. Изображение мягким материалом (уголь, соус, мел, пастель) облаков, грозовых туч, сильного ветра. Изучение свойств различной бумаги (чертежная, акварельная, тонированная, крафт). Способы изображения облаков, грозовых туч, сильного ветра в технике «мягкий материал» (использование растирки (тканной, бумажной), ластика, высветление мелом, затемнение ретушью). Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение нескольких зарисовок природных явлений в формате А5. Использование «мягкого материала». Самостоятельная работа: Зарисовки с натуры «разное состояние неба» (туман, облака, тучи). 2.3. Живописное пастозное изображение (Гуашь, темпера) облаков, грозовых туч, сильного ветра. Изучение свойств акварельной бумаги. Способы изображения облаков, грозовых туч, сильного ветра в технике «многослойной пастозной живописи» (акрил, гуашь, темпера). Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение нескольких зарисовок природных явлений в формате А4, А5. Использование пастозных живописных материалов. Самостоятельная работа: Зарисовки с натуры «разное состояние неба» (туман, облака, тучи) в технике «живопись». 2.4. Графическое изображение (тушь-перо, черная гелиевая ручка) облаков, грозовых туч, сильного ветра. Изучение свойств акварельной бумаги. Способы изображения облаков, грозовых туч, сильного ветра в технике «графики» (тушь-перо, черная гелиевая ручка). Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение нескольких зарисовок природных явлений в формате А4, А5. Использование графических материалов. Самостоятельная работа: Зарисовки с натуры «разное состояние неба» (туман, облака, тучи) в технике «графика». 2.5. Работа по-сырому в технике акварели. Туман. Знакомство с техникой работы по-сырому. Материалы и инструменты. Технические приемы. Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение нескольких зарисовок природных явлений в формате А4, А5. В технике «а-ля прима». Самостоятельная работа: Зарисовки с натуры «разное состояние неба» (туман, облака, тучи) в технике «а-ля прима». Тема 3. Понятие «вода». Изображение водной поверхности (дождь, снег, река, водопад, море). Знакомство со стихией «вода». Свойства бумаги. Способы изображения дождя, ливня, водопада, реки. Приемы работы (вливание цвета в цвет, лессировки, раздельный мазок и др.). Изучение холодной цветовой гаммы. 3.1 Работа по-сырому в технике акварель. Изображение воды (дождь, снег, река, водопад) Знакомство с техникой работы по-сырому. Материалы и инструменты. Технические приемы. Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение нескольких работ водоемов (река, озеро, море и т.д.) в формате А4, А5. В технике «а-ля прима». Самостоятельная работа: Изображение дождя, снега, реки, водопада и т.д. в технике «а-ля прима». 3.2 Изучение техники многослойной живописи акварелью. "Кораблик на волнах" – работа в технике раздельного мазка (акварель). Изучение техники «раздельный мазок». Знакомство с творчеством художников-пуантилистов. Изучение работ С.Н. Андрияки. Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение нескольких зарисовок водных стихий в формате А4, А5. Самостоятельная работа: Зарисовки «разного состояния воды». Создание копии работ известных авторов (дождь, снег, река, водопад) в технике «а-ля прима». 3.3 Живописное пастозное изображение (Гуашь, темпера) воды (дождь, снег, река, водопад) Способы изображения дождя, снега, реки, водопада в технике «многослойной пастозной живописи» (акрил, гуашь, темпера). Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение нескольких зарисовок природных явлений в формате А4, А5. Использование пастозных живописных материалов. Самостоятельная работа: Зарисовки с натуры «разное состояние воды» (озеро, река, море, водопад) в технике «живопись». Тема 4. Понятие «огонь». Изображение пламени (свечение, взрыв, костер, пожар). Знакомство со стихией «огонь». Изучение теплой цветовой гаммы. Способы изображения свечения, взрывов, костра, пожара. Изучение способов изображения взаимодействия теплого свечения с окружающей средой. 4.1 Изображение Костра - экспрессия мазка. Изучение свойств акварельной бумаги. Способы изображения свечи, костра в технике «многослойной пастозной живописи» (акрил, гуашь, темпера). Изучение понятия «вибрирующего мазка». Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение изображений огня (костра) в формате А4, А5. Использование пастозных живописных материалов. Самостоятельная работа: Зарисовки с натуры «разное состояние костра» в технике «вибрирующего мазка». 4.2 Изображение Салюта, фейерверка в технике "восковая пастель и акриловые чернила", взрыв в технике "пастель". Предлагаемые аудиторные задания: изображение взрыва в многослойной технике «восковая пастель». Выполнение изображений огня (фейерверк) в формате А4, А5. Многостадийная работа с использованием пастели и черной гуаши (акрил). Самостоятельная работа: Композиция «Праздничный салют» изображение цветовых взаимоотношений в материале «сухая пастель». 4.3 Сюжетная композиция на тему «праздник», «домашний очаг». Предлагаемые аудиторные задания: Создание сюжетной композиции материалом на выбор. Изучение законов гармонизации станковой композиции. Самостоятельная работа: Создание эскизов сюжетной композиции. Тема 5. Подготовка экспозиции. Изучение грамотной подачи выполненного материала. Обсуждение. Тема 6. Понятие «земля». Изображение разной текстуры поверхности (поля, горы, пустыни, равнины). Изображение открытого пространства. Понятие «удаленности» объекта. Изучение взаимодействия земли и неба (световое и цветовое), влияния погодных условий на цветовую гамму работы. 6.1 Изучение «вибрирующего мазка». Живописное текстурное изображение с помощью щетины и мастихина (Гуашь, темпера). Особенности техники жесткой щетиной и мастихином. Свойства мазка и многослойной живописи (взаимодействие цвета) Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение нескольких копий работ известных мастеров с изображением поверхности земли в формате А4, А5. Самостоятельная работа: Создание эскизов сюжетной композиции с изображением поверхности земли. 6.2 Горный пейзаж в технике «коллаж». Создание горного пейзажа из фактурных оттисков, полученных ранее или из цветной бумаги. Предлагаемые аудиторные задания: горный пейзаж в технике «коллаж» с использованием фактурных оттисков, ножниц, клея. Самостоятельная работа: Создание эскизов сюжетной композиции. 7. Изображение растительности (деревья, кустарники, цветы). Знакомство с породами деревьев. Пластика ветки, листьев. Изучение методов выявления ближнего и дальнего плана, акцентирования смыслового и композиционного центра. 7.1 Изображение ветки с листьями. Использование различных техник (простой карандаш, чернила и кисть, тушь-перо). Изучение свойств графических материалов. Освоение работы с линией и штрихом. Изучение каллиграфии как средства декоративного граничного изображения. Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение зарисовок ветки дерева различными графическими материалами (простой карандаш, тушь-перо (гелиевая ручка), тушь-кисть, фломастер). Самостоятельная работа: Зарисовки ветки дерева различными графическими материалами (гелиевая ручка, тушь-кисть, фломастер). 7.2 Изображение разных пород деревьев (ель, сосна, береза, дуб и др.). Изучение изображения разных пород деревьев. Знакомство с примерами великих мастеров. Варианты схематичного (стилизованного) рисования деревьев. Работа над композицией. Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение зарисовок дерева различными живописными и графическими материалами (Гуашь, акварель, тушьперо (гелевая ручка), фломастер) или смешанной техникой. Самостоятельная работа: Эскизы к сюжетной композиции «В лесу» – работа формат А3 гуашью. 7.3 Колористическая живописная композиция («Времена года»). Изучение цветового контраста и нюанса в природных явлениях. Создание «сезонных» палитр цвета. Систематизация и объяснение данных цветовых взаимоотношений. Предлагаемые аудиторные задания: Живописная серия работ «времена года» на тему «В лесу (гуашь, акварель, темпера, акрил) Самостоятельная работа: Эскизы к сюжетной композиции «цветочная поляна». 7.4 Изучение строения цветка. Сюжетные композиции «Цветочная поляна» или «Букет». Предлагаемые аудиторные задания: Колористическая работа на тему «Цветы» графическими материалами (цветные карандаши, пастель) Самостоятельная работа: Колористическая работа на тему «Цветы» графическими материалами (цветные карандаши, пастель). 8. Понятие «архитектуры». Изображение окружающей среды (отдельно стоящие дома, здания, улицы, переулки). Термин «архитектура», знакомство с архитектурными элементами. Схемы изображения элементов архитектуры. Развитие пространственного мышления. Понятие «масштаба» и «сомасштабности к человеку» (эргономика). 8.1 Понятие «Перспективы». Изучение основных законов развития пространства. История развития изображения перспективы. Изучение законов перспективы. Составление схем. Понятие «линия горизонта», «точки схода». Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение зарисовок по схемам. Формат А4, материал: простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), фломастер. Самостоятельная работа: Выполнение зарисовок по схемам. Формат А4, материал: простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), фломастер. 8.2 Изучение пропорциональных взаимоотношений в сооружении. Зарисовки архитектурных элементов (окна, двери, крыши, перила и др.). История развития пропорций жилых и общественных сооружений. Создание схем классических исторических пропорции строения и фасада зданий. Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение зарисовок архитектурных элементов (строение Античного ордера; наличники, закомары и другие конструктивное декоративные элементы архитектуры Древней Руси). Самостоятельная работа: Выполнение зарисовок архитектурных элементов. Тональное и конструктивное решение наличников (творческая работа). 8.3 Изображения одноэтажных и многоэтажных домов. Сельские и городские дома. Пропорции зданий, масштаб. Конструктивный анализ формы зданий. Изучение внутренней структуры и ее влияние на внешний фасад сооружения. Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение зарисовок домов способом «монотипия» (гуашь, акварель, гелиевая ручка). Самостоятельная работа: улица (способ «монотипия»). 8.4 Архитектурные мотивы в пейзаже. Колористическая работа в свободной технике. Понятие «экстерьер». Перспективные особенности открытого пространства (улица, переулок, площадь). Понятие «Сомасштабности» пространства относительно человека. Предлагаемые аудиторные задания: Выполнение живописной сюжетной композиции «Любимый город». Изображение взаимодействия природы и архитектуры. Самостоятельная работа: Выполнение графической сюжетной композиции «Любимый город». Изображение взаимодействия природы и архитектуры. 9. Подготовка экспозиции к просмотру. 3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительного искусства и рисование»: - первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства; - знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти; - знания об основах цветоведения; -знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии); - умение и навыки работы с различными художественными материалами и техниками; - навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник; - умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах. 4.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль и итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого года обучения. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль). Итоговая аттестация в третьем классе проводится в форме просмотра рисунков за третий год обучения и итоговой работы. Итоговая работа предполагает создание работы, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, способность работать в различных техниках и материалах. Итоговая работа может быть выполнена в любой изученной технике и выбирается самими учащимися. Критерии оценок По результатам промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». 5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом. 4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки. 3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя. 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное учебное время программы отводится для выполнения учащимися творческих заданий. Весь учебный материал преподаватель обязан преподносить учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний, мастер-классов, индивидуальной работе с каждым учеником. Задания первого года обучения направлены на формирование базовых знаний по изображению отдельных предметов, групп предметов, что позволяет учащимся изучить творчество великих мастеров и овладеть основам композиционных решений. Второй год обучения нацелен на формирование базовых знаний по изображению явлений природы, природных элементов, что позволяет учащимся научиться рисовать пейзаж, простые композиции. Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся. Итогом освоения программы «Основы дизайна. Композиция» становится выполнение учащимися итоговой работы на заданную тему. Технику исполнения учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих возможностей и творческого замысла. Средства обучения - материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; - наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; - электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Методическая литература 1. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998 2. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., Просвещение, 1971 3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984 4. Искусство цвета. Иоханнес Иттен. М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2004. 5. Плоскостная колористическая композиция. Учебное пособие. Н.Г. Панова. М.: Издательство Библиотека дизайна архитектурной среды, 2016 6. Архитектурная колористка. Учебное пособие. А.В. Ефимов, Н.Г. Панова. М.: Издательство Библиотека дизайна архитектурной среды, 2014 7. Новый словарь дизайнера. А.П. Ефимов. М.: Типография LiniaGrafic, 2014 8. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009 9. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., Просвещение, 1977 10.Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., Просвещение, 1982 11.Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005 12.Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М., Астрель: АСТ, 2002 13.Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ, 2002 Учебная литература 1. 2. Искусство цвета. Иоханнес Иттен. М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2004. Плоскостная колористическая композиция. Учебное пособие. Н.Г. Панова. М.: Издательство Библиотека дизайна архитектурной среды, 2016 3. Архитектурная колористка. Учебное пособие. А.В. Ефимов, Н.Г. Панова. М.: Издательство Библиотека дизайна архитектурной среды, 2014 4. Новый словарь дизайнера. А.П. Ефимов. М.: Типография LiniaGrafic, 2014 5. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009 6. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008 7. Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник для художников. Издание на русском языке. М., АРТ–Родник, 1998 8. Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих. М., Издательство «АСТРЕЛЬ», 2002 9. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 10.Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие. М., Астрель: АСТ, 2006 11.Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006 12.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007 13.Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010 - .