Основы изобразительной грамоты и рисование

Содержание
№
п/п
1.

Наименование раздела

2.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ

5.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

6.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

7.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и
рисование» разработана на основе и учетом федеральных государственных
требований к дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области изобразительного искусства
«Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование»
занимает важное место в учебном плане платных образовательных услуг,
ориентированных на подготовку учащихся для поступления в группы
обучения по предпрофессиональным программам «Живопись»
и «Декоративно-прикладное творчество». Он является базовой
составляющей для последующего изучения предметов в области
изобразительного искусства.
Рабочая программа предмета «Основы изобразительной грамоты
и рисование» состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два
направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной
категории.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и
согласно минимум требований к уровню подготовки обучающихся данного
возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают
введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные
детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из
разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого
интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты
и рисование - 2 года в рамках платных образовательных услуг.
Аудиторные занятия -136 часов.
Самостоятельная работа - 136 часов.
Максимальная учебная нагрузка -272 часа.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачёта - просмотра
Итоговая аттестация проводится в форме – экзамена, который может быть
засчитан, как вступительный экзамен, на обучение по
предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства
«Живопись».

ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
Вид учебной
работы,

Затраты учебного времени, график
промежуточной аттестации

Всего
часов

аттестации,
учебной нагрузки
КЛАССЫ

1

Полугодия

Аудиторные
занятия (в часах)

1

32

2
2

3

4

36

32

36

136

Самостоятельная 32
36
32
36
136
работа (в часах)
Максимальная
72
64
72
272
учебная нагрузка 64
(в часах)
Вид
Зачёт.
Экзамен.
промежуточной
и итоговой
аттестации
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Форма занятий –малокомплектная группа, количество человек в группе –
от 4 до 10 человек, что позволяет преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного обучения
и индивидуального подхода при групповой форме обучения.
Занятия подразделяются: на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели:
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного
искусства в раннем детском возрасте.
2. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
3. Формирование понимания основ художественной культуры, как
неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:
 Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии,
эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего
мира, зрительно-образной памяти).
 Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на
прекрасное.
 Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а
также профессиональной требовательности.
 Формирование элементарных основ изобразительной грамоты
(чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности
и т.д.).
 Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
 Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира.
ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам
обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями
и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков
творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие
основные методы:
 объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических
пособий, иллюстраций);
 частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
 творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
 исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам
и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться
Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов
народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о
мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд комплектуется печатными и электронными изданиями
основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по
изобразительному искусству, а также альбомами по искусству.
Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями,
интерактивной доской, местами для хранения материалов и инструментов
2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
п/
п

1.

2.

Наименование
раздела,
темы

Вид
учебного
занятия

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
и по пути
эвакуации на
случай ЧС.

Беседа.
Инструкта
ж.

Раздел
«ГРАФИКА»

3.

Раздел
«ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
»
4. Итоговое занятие за
1 полугодие
Итого

Общий объем времени в часах
Максимальна Самостоятельна Аудиторны
я учебная
я работа
е занятия
нагрузка
4

2

2

Урок

60

30

30

Урок

64

32

32

Зачётпросмотр

8

4

4

136

68

68

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН – 1 ГОД.
№
п/п

Наименование раздела,
темы

Вид
учебного
занятия

1.

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
и пути эвакуации на
случай ЧС.

Беседа.
Инструктаж.

2.

Общий объем времени в часах
Максимал Самостоятел Аудиторные
ьная
ьная работа
занятия
учебная
нагрузка
4

2

2

Раздел «ГРАФИКА»

Урок

60

30

30

Многообразие линий в
природе
2.2 Выразительные средства
композиции: точки, линии,
пятна

Урок

4

2

2

Урок

4

2

2

2.3

Выразительные
возможности цветных
карандашей

Урок

4

2

2

2.4

Техника работы пастелью

Урок

4

2

2

2.5

Орнамент. Виды
орнамента

Урок

8

4

4

2.6 Орнамент. Декорирование
конкретной формы

Урок

4

2

2

2.7

Кляксография

Урок

4

2

2

2.8

Пушистые образы.
Домашние животные

Урок

8

4

4

2.9

Фактуры

Урок

8

4

4

Урок

8

4

4

Зачёт-

4

2

2

2.1

2.1 Техника работы пастелью
0
2.1
Итоговое занятие за 1

1

полугодие

просмотр

3.

Раздел
«ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

Урок

68

34

34

3.1

Вводное Творческое
задание «Чем и как рисует
художник»

Урок

4

2

2

3.2

Цветовой спектр.
Основные и составные
цвета

Урок

4

2

2

3.3

Цветовые растяжки

Урок

4

2

2

3.4

Теплые и холодные цвета

Урок

8

4

4

3.5 Техника работы акварелью
«вливание цвета в цвет»

Урок

8

4

4

3.6

Техника работы
акварелью «мазками»

Урок

8

4

4

3.7

Техника работы
акварелью «по - сырому»
на мятой бумаге.
Многообразие оттенков
серого цвета
Техника работы
акварелью «сухая
кисть»
Техника работы гуашью.
Выразительные
особенности белой
краски и ее оттенков

Урок

8

4

4

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

3.1
0

Творческое задание
«Портрет мамы».

Урок

8

4

4

3.1
1

Смешанная техника.
4 стихии
Итоговое занятие
за 1-й год обучения.

Урок

4

2

2

Экзамен
просмотр

8

4

4

3.8
3.9

4.

ИТОГО:

136

68

68

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№
п/
п

1.

Наименование
раздела,
темы

Вид
учебного
занятия

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
и пути эвакуации
на случай ЧС.

Беседа.
Инструкта
ж.

Общий объем времени в часах
Максимальна Самостоятельна Аудиторны
я учебная
я работа
е занятия
нагрузка
4

2

2

2.

Раздел
«ГРАФИКА»

Урок

60

30

30

3.

Раздел
«ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
»

Урок

64

32

32

Экзамен
просмотр

8

4

4

136

68

68

4. Итоговое занятие за
2 год обучения
Итого

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН – 2 ГОД
№
п/п

1.

Наименование
раздела, темы

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
и пути эвакуации
на случай ЧС.

Вид
учебного
занятия

Беседа.
Инструктаж.

Общий объем времени в часах
Максимал
ьная
учебная
нагрузка

Самостоятельная
работа

Аудиторные
занятия

4

2

2

2.

Раздел «ГРАФИКА»

Урок

60

30

30

2.1

Противостояние
линии. Характерные
особенности линий
Работа с
геометрическими
формами.
Применение тона.
Стилизация формы..

Урок

4

2

2

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

2.4

Абстракция.
Обобщение формы.

Урок

8

4

4

2.5

Текстура

Урок

4

2

2

2.6

Урок

4

2

2

2.7

Ритм. Простой,
усложненный
Симметрия. Пятно.

Урок

4

2

2

2.8

Асимметрия

Урок

4

2

2

2.9

Линия горизонта.
Плановость
Техника работы
фломастерами
Буквица. «Веселая
азбука»

Урок

8

4

4

Урок

8

4

4

Урок

4

2

2

2.2

2.3

2.10
2.11

2.12 Итоговое занятие за 1
полугодие

Зачётпросмотр

4

2

2

34

34

3.

Раздел
«ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

Урок

68

3.1

Цветовой круг.
Тёплохолодность.

Урок

4

2

2

3.2

Нюансы. Оттенки
цвета

Урок

4

2

2

3.3

Контрасты.
Контрастные пары
цветов
Цвет в тоне.

Урок

8

4

4

Урок

4

2

2

Ахроматические
цвета.
Творческое задание
Локальный цвет и
его оттенки
Плановость

Урок

4

2

2

Урок

4

2

2

Урок

4

2

2

3.8

Композиционный
центр. Цветовая
доминанта, акцент

Урок

8

4

4

3.9

Условный объем.
Освещенность
предметов.

Урок

4

2

2

3.10

Нетрадиционные
живописные
техники.
Творческая
композиция

Урок

8

4

4

Урок

8

4

4

3.12
.

Творческая
композиция

Урок

4

2

2

4.

Итоговое занятие
за 2 год обучения.

Экзамен
просмотр

8

4

4

3.4
3.5
3.6
3.7

3.11

Итого

136

68

68

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает
особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот
предмет является базовой составляющей для последующего изучения
предметов в области изобразительного искусства.
Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с
различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий
призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание,
наблюдательность, зрительную память.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Раздел.
1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
и пути эвакуации на случай ЧС. Беседа. Инструктаж о предупреждении
травматизма и оказании первой доврачебной помощи.
2. Раздел «ГРАФИКА»
2.1. Тема: Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим
разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического
языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с
льющимся вареньем). Использование формата
½ А4
(белый или
тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых
ручек.
Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий:
волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
2.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна.
Знакомство с выразительными средствами графической композиции.
Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей,
лыжников и т.д.).
Использование Формата А4, черного фломастера, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб
(точка), ваза (пятно).
2.3 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей.
Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство
с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например,

праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья).
Использование формата ½ А4, цветных карандашей.
Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов
(цветовые растяжки).
2.4. Тема: Техника работы пастелью. Освоение навыков рисования
пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка,
штриховка, затирка). Выполнение эскизов (например, гриб, цветок, ёжик,
рыбка). Использование пастельной бумаги (формат А4), пастели, фиксажа.
Самостоятельная работа: посещение действующих выставок работ
художников.
2.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента. Знакомство с классификацией
орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное
одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А4, фломастеров
или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов
(круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).
2.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы. Дать понятие о
композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого
ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек,
перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А4.
Самостоятельная
работа:
выполнение
просты геометрических,
растительных орнаментов.
2.7 Тема: Кляксография. Знакомство с понятием образность. Создать пятно
(кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в
нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов (например, «Космический
зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование
формата ½ А4, акварели, туши, белой гуаши, гелиевых ручек.
Самостоятельная
работа:
закрепление
материала
посредствам
дорисовывания пятен (связь формы пятна с образом).
2.8 Тема: Пушистые образы. Домашние животные. Продолжать обучать
основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в
творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или
собак).
Использование формата А4, туши или черной акварели, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с работами художников-иллюстраторов
детских книг.
2.9 Тема: Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира
средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (мох,
ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с грибами,
морские камушки с водорослями). Использование формата 1/2 А4, черного
фломастера, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: изображение моха, камней, коры деревьев.
2.10 Тема: Техника работы пастелью. Использование различных фактур
(кожа, мех, перья, чешуя). Выполнение зарисовок с натуры (мех, перья,

кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (например, животные севера или
юга, мама и дитя). Использование формата А4, пастели.
Самостоятельная работа: выполнение рисунка домашнего животного
в технике «пастель».
2.11. Тема: Итоговое занятие по итогам 1–го полугодия. Зачёт.
Просмотр.
3. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
3.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник».
Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и
рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием.
Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков,
заливок. Использование формата ½ А4, карандаша, акварели, гелиевых
ручек.
Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
3.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с
понятием
"цветовой
круг",
последовательностью
спектрального
расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.
Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные
игрушки). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.
3.3 Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его
преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например,
«Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек.
3.4 Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и
холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние»,
«Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование
акварели, формата ½ А4.
Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы.
3.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие
и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов
(например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять
корабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами»).
Использование акварели, формата ½ А4,
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение акварельных
заливок.
3.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и
совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов –
упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы
(например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников,
работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.)

3.7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге.
Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование
навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон,
бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А4, акварели, мятой
бумаги. Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда
с натуры (например, клубки ниток).
3.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и
совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов
(например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д).
Использование формата А4, акварели).
Самостоятельная работа: закрепление приема.
3.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой
краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить
составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.
Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые
лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.
3.10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы». Обогащение
чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной
живописи. Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов (например,
портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор:
акварель, гуашь, пастель, формат А4).
Самостоятельная работа: знакомство с жанром «портрет» (на примере работ
известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П.
Гоген и др.)
3.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить применять разные
техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные
темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные
светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные
пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование
материалов на выбор учащихся, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение творческой работы на заданную тему в
формате ½ А4.
4. Тема: Итоговое занятие за 1-й год обучения. Экзамен. Просмотр.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Раздел.
1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и пути эвакуации на случай ЧС.
Беседа. Инструктаж о предупреждении травматизма и оказании первой
доврачебной помощи.
2. Раздел «ГРАФИКА»
2.1Тема: Противостояние линии. Характерные особенности линий.

Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий.
Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по
пластическому решению: голубь-орел; лебедь-коршун).
Использование формата А4, белой и черной гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения на характер линий
(колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.), формат
А4.
2.2 Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона.
Изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с
натуры (например, «Пуговицы», «Печенье», и т.д.)
Использование формата ½ А4, простого карандаша.
Самостоятельная работа: заполнение штрихом простых геометрических
форм (ромб, треугольник, квадрат, трапеция, круг и др.).
2.3 Тема: Стилизация. Преобразование геометризированной формы в
пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и
преобразовывать геометрическую форму в пластичную. Выполнение
упражнения - наброска схематичного изображения (посуда, обувь, и т.д.) и
творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом.
Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: изображение геометрического и пластического
рисунка одного и того же предмета быта.
2.4 Тема: Абстракция. Преобразование пластической формы в
геометризированную. Развитие умения сравнивать и преобразовывать
пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа.
Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичка-сестричка, бычок
смоляной
бочок, косолапый
мишка, мышка-норушка). Сначала
преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем
образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а
после предлагает выполнить образ из геометрических фигур.
Геометрические формы разные по размеру и характеру. Использование
формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с образами героев детских книг.
2.5 Тема: Текстура. Развитие художественных способностей, воспитание
внимательного отношения к изображаемому объекту и стилизованного
представления его в виде рисунка. Выполнение зарисовок природных форм
с натуры, (например, ракушка, снежинка, перо, паутинка). Использование
формата ½ А4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: наблюдение за природными формами, выполнение
фотографий собственных наблюдений.
2.6 Тема: Ритм. Дать представление о ритмичной композиции, знакомить с
понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм), природные

(растительные) ритмы, выполнение зарисовок и набросков природных форм
с натуры. Выполнение композиции из цветов, сухих растений, водорослей и
т.д. Использование формата ½ А4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: принести примеры ритмических композиций (из
журналов, газет).
2.7 Тема: Симметрия. Пятно. Знакомство с понятием «симметрия»,
закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции.
Выполнение копий и зарисовок с натуры (например, насекомых, морских
животных, фантастических образов). Использование формата ½ А4,
гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: вырезание симметричного изображения из черной
бумаги.
2.8 Тема: Асимметрия. Знакомство с понятием «асимметрия», асимметрия
в природе. Выполнение зарисовок предметов быта сложной формы
(например, чайник, графин, фонарик, и др.). Использование формата ½ А4,
гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: фотографирование предметов асимметричной
формы.
2.9 Тема: Линия горизонта. Плановость. Знакомство с понятием «линия
горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки любого
пейзажа с 2-3-мя планами. Использование гелиевой ручки, формата А4.
Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников,
работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея
изобразительных искусств.
2.10 Тема: Техника работы фломастерами. Создание декоративного
образа. Выполнение эскиза - образа (например, волшебный цветок, улитка).
Использование формата А4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений на различные техники
(заполнение шаблона точками, штрихами, сетками, ровным тоном).
2.11 Тема: Буквица. «Веселая азбука». Знакомство с буквицей, как
элементом книжной графики, воспитание эстетического вкуса через
рисование структурного элемента книжной графики – буквицы. Выполнение
эскиза образа буквицы, подчеркивая характерные особенности буквы.
Использование формата ½ А4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с видами шрифтов, буквицами, со
стихотворениями детских поэтов о русском алфавите (И. Токмакова, Б.
Захадер).
2.12 Тема: Итоговое занятие по итогам 1–го полугодия. Зачёт. Просмотр.
3. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
3.1 Тема: Цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга.
«Тепло-холодность» цвета. Знакомство с большим цветовым кругом,

основными, составными цветами, с дополнительными холодными и
теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков одного
цвета (например, «Братья-гномы» и др.). Использование формата А4,
акварели. Самостоятельная работа: выполнение упражнения, поиск теплого
и холодного оттенка в пределах одного цвета.
3.2 Тема: Нюансы. Оттенки цвета. Знакомство с понятиями:
«локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры (например,
«ягоды», ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы). Использование
формата А4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков в
пределах одного цвета.
3.3 Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов. Знакомство с
контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга.
Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например,
фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование
формата А4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: упражнение-аппликация
«Пары контрастных
цветов).
3.4 Тема: Цвет в тоне. Знакомство с понятием «тон».
Выполнение эскиза (например, «Котенок с клубками ниток», «Свинья с
поросятами»). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: выполнить упражнение на растяжку 1-2 цветов.
3.5 Тема: Ахроматические цвета. Познакомиться с понятиями
«ахроматические цвета», «светлота», с техникой их составления.
Выполнение эскиза (например, иллюстрация к сказке В. Сутеева «Три
котенка», образы домашних животных и др.). Использование формата А4,
гуаши черной и белой.
Самостоятельная работа: знакомство с искусством черно-белой фотографии.
3.6 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Развить у детей способность
видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков.
Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе).
Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: упражнение «лоскутное одеяло».
3.7 Тема: Плановость. Повторить некоторые законы композиции в пейзаже
(плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение этюда
пейзажа (например, морской, горный, лесной). Использование формата А4,
акварели.
Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников,
работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея
изобразительных искусств.
3.8 Тема: Композиционный центр. Цветовая доминанта, акцент.

Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры
(например, «Корзина с урожаем», «Дары природы»). Использование формата
А4, акварели или гуаши.
Самостоятельная работа: выполнение аппликации из геометрических форм с
доминантой и акцентом.
3.9 Тема: Условный объем. Освещенность предметов. Учить передавать
свет посредством цвета. Выполнение этюдов с натуры (например, игрушки,
предметы быта, овощные портреты). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: фотографии освещенных объектов, выполнение
упражнений: круглая форма (рисунок яблока, мячика), четырехгранная
форма (кубик, домик), сложная форма (игрушка, человечек).
3.10 Тема: Нетрадиционные живописные техники. Знакомство с новыми
техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение
упражнений. Вощение(например, морская волна с «барашками», морозные
узоры, цветы и т.д.).
Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия
зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции
«Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»). Использование
формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
3.11 Тема: Творческая композиция. Формирование умения работать над
сложной тематической композицией. Выполнение композиции (например,
«Подводный замок Нептуна», «Космос», «Сказочный остров» и др.).
Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев,
гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: изучение аналогов композиций.
3.12 Тема: Творческая композиция. Продолжение формирования умения
работать над сложной тематической композицией. Выполнение композиции
(например, «Подводный замок Нептуна», «Космос», «Сказочный остров» и
др.). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев,
гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: изучение аналогов композиций.
4.Итоговое занятие за 2 год обучения.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и
рисование»:
1. Знание различных видов изобразительного искусства.
2. Знание основных жанров изобразительного искусства.
3. Знание терминологии изобразительного искусства.

4. Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый
и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и
др.).
5. Знание разнообразных техник и технологий, художественных
материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в
творческой работе.
6. Знание основных выразительных средств изобразительного
искусства.
7. Знание основных формальных элементов композиции: принципа
трехкомпонентности,
силуэта,
ритма,
пластического
контраста,
соразмерности,
центричности-децентричности,
статики-динамики,
симметрии-асимметрии.
8. Навыки организации плоскости листа, композиционного решения
изображения.
9. Навыки передачи формы, характера предмета.
10. Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках,
набросках.
11. Наличие творческой инициативы, понимания выразительности
цветового и композиционного решения.
12. Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения
к действительности.
13. Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли,
эмоции.
14. Умение правильно оценивать и анализировать результаты
собственной творческой деятельности.
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль успеваемости,
промежуточную аттестацию.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом
практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся
программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за
фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из
выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы.
Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ
учащихся во 1-м и 3-м полугодиях за счет аудиторного времени. На
просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие.

По окончании предмета проводится итоговая аттестация,
вид
аттестации – экзамен, оценка за который выставляется в 2-м и 4-м
полугодиях и заносится в свидетельство об окончании предмета «Основы
изобразительной грамоты и рисование». Учащемуся предлагается
выполнить сюжетную композицию на заданную тему (например, «Человек и
животное», «В мире сказок», «Каникулы», «Я путешествую»).
На выполнение задания отводится 4 часа. Оценка работ учащихся
ставится исходя из прописанных ниже критериев.
Критерии оценки
Для развития творческого потенциала учащихся, а также
стимулирования творческого роста программой предлагается введение
поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию,
композицию, технику исполнения (выразительность цветового или
графического решения).
«Фантазия». На первом этапе оценивается оригинальность мышления
ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.
5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение
задачи;
4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя; 3
(удовлетворительно) - использование готового решения
(срисовывание с образца).
«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение
величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин,
знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость,
загораживание, статика, динамика и др.).
5 («отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае
незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты
самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за
работу не снижается;
4 («хорошо») - имеются незначительные ошибки;
3 («удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает
формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Техника исполнения» (выразительность цветового и (или)
графического решения» предполагает обобщение знаний по изученным
разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения),
законченность работы.
5 («отлично») — учащийся способен самостоятельно применять
полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное
решение поставленной задачи и законченность работы;
4 («хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в
большей
части словесно);
3
(«удовлетворительно») работой
учащегося руководит
преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших
удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят
много радости и положительных эмоций, являясь источником развития
творческих способностей. Особенностью этого возраста является
любознательность, желание познавать окружающую действительность,
отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и
начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить
свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и
укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой
деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с
работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и
графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки
школьной библиотеки).
Важной
составляющей творческой
заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсновыставочной деятельности (посещение художественных выставок,
проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных
качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные
мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических
дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить
детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся.
Для полноценного усвоения материала учебной программой
предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную
работу учащихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые
выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам,
рисование с натуры, применением шаблонов), а также в виде экскурсий,
участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски,
интерактивные доски);
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство.
Художник. Педагог. школа: книга для учителя.
– М.: Просвещение, 1984
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском
возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991
3. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства:
Из опыта работы:Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт
теоретического и экспериментального психологического
исследования. - М.:Педагогика,1989
5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное
развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
7. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:
Просвещение, 1971
8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998
9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. –
М.: Просвещение, 1985
10.Курчевский В.В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985
11.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. –
М.: Просвещение, 1977
12.Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.:
Просвещение, 1982
13.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
14.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду. – М.: Просвещение, 1985
15.Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные
работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990

Учебная литература
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный
рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание
ВЛАДОС, 2008
3. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. –
М.: Просвещение, 1998
4. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. – М.:
Просвещение, 1998
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное
искусство"– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
6. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.: Астрель:
АСТ, 2006
7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,
2009
8. Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».