ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБУДО ДХШ г.Тихорецка МО Тихорецкий район Протокол №1 от «#2» Ш 20^ г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН 2024 год г.Тихорецк I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы. Одной из главных задач модернизации российского образования является обеспечение современного качества образования. Понятие качества образования определяет образовательный процесс как развитие, становление личности, способностей к самостоятельным созидательным действиям, реализации своих способностей, совершенствованию своих умений и навыков. В решении этой задачи важная роль отведена дополнительному образованию детей как наиболее эффективной форме развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Одно из особых мест в системе дополнительного образования детей занимают детские художественные школы. Детская художественная школа – один из старейших видов образовательных учреждений России. При этом уникальность детской художественной школы как учреждения дополнительного образования детей определяется устойчивой традицией построения образовательного процесса на основании учебных планов и образовательных программ. Главная задача художественных школ – это сохранение и развитие сложившейся в России системы образования в сфере культуры и искусства, эстетического воспитания, профессионального и общего художественного образования во всех типах и видах образовательных учреждений для формирования созидательной, творческой личности. Образовательные программы в области изобразительного искусства реализуются посредством ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовнонравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира. Основные нормативные документы, положенные в основу образовательной программы: - Конституция РФ; - Конвенция ООН о правах ребенка; - Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г №1008; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденная Распоряжением правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р; - Национальная доктрина образования в РФ; - Федеральная программа развития образования; - Федеральная программа «Дети России»; - Федеральная программа «Молодежь России»; - Устав МБУДО ДХШ г.Тихорецка МО ТР; - Локальные акты МБУДО ДХШ г.Тихорецка МО ТР; - Программа развития учреждения; - Образовательные рабочие программы преподавателей. II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Цель программы: Создание в МБУДО ДХШ г.Тихорецка оптимальных условий обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей средствами искусства, приобщение обучающихся к сокровищнице мирового искусства, формирование социально-активной личности, соответствующей требованиям современного этапа развития общества. Задачи программы: - развитие творческих способностей детей в области изобразительного искусства, создание наиболее благоприятных условий для творческой самореализации; - формирование готовности к продолжению художественного образования в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях; - участие в конкурсной и выставочной деятельности учащихся на фестивалях и конкурсах в пределах Российской федерации и за рубежом; - развитие мотивации личности ребѐнка к познанию и творчеству; - профилактика асоциального проведения. III.ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ - обеспечение высокого уровня качества образования посредством тщательного планирования методической работы, разработки и реализации учебных программ, системы повышения квалификации преподавателей, прохождения процедуры аттестации педагогических кадров , - использование в образовательном процессе современных информационных технологий посредством использования компьютерных технологий на занятиях по композиции, истории искусств, декоративно-прикладному искусству; - активная конкурсная и выставочная деятельность обучающихся на всех уровнях – от школьного до международного; - повышение профессиональной квалификации педагогических кадров через создание условий для развития мотивации к научной, учебно–методической, педагогической и исполнительской деятельности; - развитие материально – технической базы через организацию бюджетного финансирования посредством: обновления натюрмортного фонда, приобретение технических средств обучения (компьютеров, оргтехники), обновление фонда учебной литературы. Формы работы - групповые занятия; - предусмотренные учебным планом и программой контрольно-проверочные мероприятия (просмотры, методические обсуждения, выставки, пленэр); - лекции-беседы; - фестивали, конкурсы; - внеурочные мероприятия (посещение музеев, выставок, классные собрания, просмотры, встречи с творческой интеллигенцией); - «мастер-классы» (в рамках методической работы) ведущих преподавателей художественных школ; - выставки преподавателей. ДХШ организует и проводит массовые мероприятия для своих обучающихся и учащихся образовательных учреждений города, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха и общения обучающихся и их родителей (законных представителей). Функции, выполняемые ДХШ: - образовательная; - учебно-методическая; - социальная; - культурно-досуговая; - начальная профессиональная ориентация; - просветительская. Организация образовательного процесса МБУДО ДХШ г. Тихорецка самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с Уставом, лицензией, аттестацией. Целью образовательного процесса является удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства. Образовательный процесс осуществляется в учебных группах и направлен на: - создание условий для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся; - социальную защиту, поддержку, реабилитацию, адаптацию и интеграцию обучающихся; - организацию широкого спектра видов деятельности; - личностно-нравственное и профессиональное самоопределение обучающихся. МБУДО ДХШ г.Тихорецка реализует дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие образовательные программы. Содержание образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми самостоятельно. Образовательные программы разрабатываются в соответствии с примерными образовательными программами. Организация образовательного процесса в МБУДО ДХШ г. Тихорецка регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий. Учебные планы и программы дисциплин разрабатываются МБУДО ДХШ г. Тихорецка в соответствии с примерными учебными планами и программами дисциплин, рекомендованными министерством культуры РФ. Обучение в Учреждении ведѐтся на русском языке в одновозрастных и разновозрастных группах. Сроки обучения в ДХШ ДХШ организует работу с обучающимися в течение всего учебного года согласно календарного графика образовательного процесса. Начало учебного года - 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день. Продолжительность учебных четвертей и школьных каникул утверждаются приказом директора. Продолжительность учебного года: Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства – 33 недели и 1 неделя пленэр. Дополнительные общеразвивающие программы в области искусств – 34 недели. Продолжительность учебной недели – 6 учебных дней. Обучение ведѐтся в 2 смены. Продолжительность осенних, зимних и весенних каникул суммарно не может быть менее 30 (тридцати) календарных дней. Продолжительность летних каникул не может быть менее 8 (восьми) календарных недель. ДХШ направляет на повышение квалификации преподавателей, специалистов учреждения не менее 1 раза в три года. Взаимодействует с предприятиями, организациями, учреждениями, осуществляя поиск современных форм работы, поддерживая социально значимые инициативы и движения. С детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа по месту жительства. Состав детских групп определяется исходя из количества поданных заявлений в соответствии с образовательной программой, санитарно-гигиеническими требованиями к помещению, материально-технической базой, возрастных и физических особенностей обучающихся, при согласовании с руководством. Продолжительность урока: Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства – 40 минут, в группах младшего школьного возраста – 30 минут. Дополнительные общеразвивающие программы в области искусств - 40 минут с переменами – 10 минут, продолжительность ОНЛАЙН урока, или с применением дистанционных технологий -20-30 мин. Количественный состав групп в среднем 8-15 человек. Обучение в ДХШ проводится согласно программам, рекомендованным Министерством культуры РФ, а также по адаптированным авторским и рабочим программам, утвержденным Методическим советом ДХШ. Занятия в группах могут проводиться как по программе одного профиля, так и по индивидуальным учебным планам (дети-инвалиды, одаренные дети) и т.д. В дополнение к учебным предметам, входящим в программу обязательных образовательных требований, установленных для школ художественного, эстетического образования, по выбору самих обучающихся или их родителей (законных представителей) могут вводиться групповые или индивидуальные занятия по дополнительным образовательным программам, направленным на реализацию и развитие их интересов, способностей и творческих возможностей, может быть введено преподавание специальных курсов и циклов дисциплин. Численный состав групп и продолжительность занятий определяется в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями, характером деятельности, возрастом обучающихся, условиями материально-технического обеспечения и учебной программой. Расписание занятий составляет руководство ДХШ с учетом графика работы общеобразовательных школ, пожеланий родителей, наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, их возрастных особенностей и установленных санитарногигиенических норм. Порядок приема обучающихся: ДХШ самостоятельно формирует контингент обучающихся в пределах, оговоренных лицензией. Правом поступления в ДХШ пользуются все граждане Российской Федерации в возрасте от 6,5 лет, граждане иностранных государств, проживающие на территории Российской Федерации, принимаются в ДХШ на общих основаниях. Продолжительность обучения в ДХШ 3 - 5 лет (для поступающих в возрасте 9-11 лет). Для детей в возрасте 6,5 - 9 лет разработаны и действуют программы художественно-эстетического развития на два учебных года. В отдельных случаях с учетом индивидуальных способностей поступающего по решению Педагогического Совета допускаются в порядке исключения отступления от установленных возрастных ограничений для лиц, поступающих на обучение. При приеме в ДХШ родители (законные представители) обучающихся подают на имя директора ДХШ заявление установленного образца, копию свидетельства о рождении. Продолжительность обучения в ДХШ: 2 года - для учащихся 6,5 лет по программе для младшего школьного возраста; 3 года - обучение по общеразвивающим общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства и рисования» и «Декоративно- прикладного искусства»; 5 лет - обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись» ФГТ. Предельная недельная учебная нагрузка учащегося не может превышать 13,5 учебных часов. Кроме того, предусмотрено прохождение учащимися учебной практики (пленэра) для учащихся по программе «Живопись» ФГТ в 2,3,4 и 5 классах, в количестве одной недели в течении учебного года. Предметы обучения, входящие в минимально приемлемый курс обучения, являются обязательными для посещения. За обучающимся сохраняется место в ДХШ на время болезни, прохождения санаторно-курортного лечения, карантина, государственного отпуска родителей (законных представителей), независимо от времени отпуска родителей (законных представителей). Система оценок промежуточной и итоговой аттестации В Учреждении устанавливаются система оценок промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с «Положением о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся». В ДХШ устанавливаются следующие системы оценок при промежуточной аттестации учащихся: - пятибалльная - при сдаче промежуточных экзаменов; - зачетная - при сдаче промежуточных зачетов. Устанавливаются следующие формы промежуточной аттестации: контрольные уроки, просмотры, выставки и т.п. Необходимость, формы и сроки контрольных мероприятий определяются Педагогическим Советом и утверждаются директором ДХШ. В выпускных классах проводятся предварительные просмотры по предметам «Рисунок», «Живопись», «Композиция станковая» и выпускные экзамены – в конце учебного года - в мае. Выпускники, не выполнившие требования предварительных просмотров, к выпускным экзаменам не допускаются. По предмету «История искусств» проводится выпускной экзамен. На все экзамены по перечисленным дисциплинам директором ДХШ создаются экзаменационные комиссии. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего учебного года по уважительной причине (болезнь, сложная семейная ситуация), могут быть оставлены на повторный курс обучения. Обучающиеся, окончившие полный курс обучения и сдавшие выпускные экзамены, на основании решения Педагогического Совета и приказа директора ДХШ получают свидетельство об окончании образовательного учреждения дополнительного образования детей установленного образца. IV. ПЕРЕЧЕНЬ РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В соответствии с Лицензией на право осуществления образовательной деятельности, учреждение реализует в полном объѐме на основании лицензии следующие образовательные программы: № п/п 1 1 Основные и дополнительные образовательные программы Вид образования Уровень (подвид) образования Наименование образовательной программы Норматив ный срок освоения 2 3 4 5 Дополнительное образование Дополнительная предпрофессиональная 5 лет Дополнительное образование детей общеобразовательная программа в области и взрослых изобразительного искусства «Живопись» Дополнительная 3 года общеразвивающая 2 года программа в области изобразительного искусства Программное обеспечение учебного процесса: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» 1. Предметная область (ПО.)01. Художественное творчество. У.П. 01. «Рисунок». Примерная программа по учебному предмету. Москва 2012 г. 2. Предметная область (ПО.)01. Художественное творчество. У.П. 02. «Живопись». Примерная программа по учебному предмету. Москва 2012 г. 3. Предметная область (ПО.)01. Художественное творчество. У.П. 03. «Композиция станковая». Примерная программа по учебному предмету. Москва 2012 г. 4. Предметная область (ПО.)02. История искусств. У.П. 01. «Беседы об искусстве». Примерная программа по учебному предмету. Москва 2012 г. 5. Предметная область (ПО.)02. История искусств. У.П. 02. «История изобразительного искусства». Примерная программа по учебному предмету. Москва 2012 г. 6. Предметная область (ПО.)03. Пленэрные занятия. У.П. 01. «Пленэр». Примерная программа по учебному предмету. Москва 2012 г. 7. Вариативная часть. В.01. «Скульптура». Примерная программа по учебному предмету. Москва 2012 г. 8. Вариативная часть. В.02. «Композиция прикладная». Примерная программа по учебному предмету. Москва 2012 г. Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства 1. Дополнительные общеразвивающие образовательные программы по предметам «Рисунок», «Основы изобразительной грамоты и рисование», «Лепка», «История изобразительного искусства», «Основы дизайн - проектирования», «Основы декоративно-прикладного искусства», «Основы изобразительного искусства» (для взрослых), «Основы изобразительного искусства и рисунка», «Основы дизайна и композиции» разработаны преподавателями Моденовой О.С., Кутяевой А.В., Дорошенко Н.С., Богатченко Н.А., Анкваб О.О., Гончаренко Н.А. на основе рекомендаций Министерства культуры РФ. программы «Рисунок, живопись, композиция» (углубленный курс) для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств, Москва, 2003 г.; программы «История изобразительного искусства» для ДХШ, Т. Яркина, Москва, 1986 г.; программы «Проект «Скульптура» для ДХШ и художественных отделений ДШИ, Москва, 1989 г.; программа «Декоративно прикладное искусство» для ДХШ,Москва,1984 г. Учебные планы ДХШ Целью учебных планов является: создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся, а также обеспечение задач индивидуального подхода к обучению, что позволит более точно определить перспективы развития каждого ребенка и, тем самым, даст возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования. Для ведения образовательного процесса в ДХШ утверждены штатное расписание и тарификационный список педагогических работников. Ресурсное обеспечение образовательного процесса (материально - техническая база) МБУДО ДХШ г. Тихорецка является муниципальной, поэтому, в основном, финансируется из бюджета Учредителя - Администрации муниципального образования Тихорецкий район, а также из внебюджетных средств, которые используются на развитие материально - технической базы учреждения. Бюджетное финансирование происходит по соответствующим статьям сметы, которая утверждается ежегодно, и в соответствии с Договорами, которые заключаются Учреждением напрямую с организациями, отпускающими тепло, воду, свет и т.д. Материально - техническая база Учреждения, согласно Федеральным требованиям соответствует противопожарным нормам, нормам охраны труда. Своевременно соблюдаются сроки ремонта и оснащения помещения, состояние здания удовлетворительное. Результаты освоения программы По окончании срока реализации Образовательной Программы оценить результативность работы управленческой команды и педагогического коллектива можно будет посредством оценки достижений целого комплекса показателей, сформированного на основании материалов по подготовке к процедуре самообследования ДХШ. Управленческая команда и педагогический коллектив ДХШ при оценке результатов работы будет использовать показатели: «Учебный процесс», «Выставочно-конкурсная деятельность», «Просветительские мероприятия: выставки, экскурсии, лекции», «Методическая деятельность», «Количество выпускников продолживших обучение по художественным специальностям» (результативность). Под результатами образования понимаются: 1. Результаты итоговой аттестации выпускников. 2. Соответствие качества подготовки выпускников запросам и потребностям родителей. 3. Сохранность контингента. 4. Творческие достижения учащихся. 5. Результаты промежуточной аттестации. Зам директора по учебной части МБУДО ДХШ г. Тихорецка А.В.Кутяева