1 2 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета -Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Годовые требования III. Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы - Учебная литература - Методическая литература 3 Пояснительная записка. Педагогическая целесообразность Изобразительная деятельность людей очень многогранна. С еѐ различными сторонами дети знакомятся на протяжении всей жизни - в быту, в дошкольных учреждениях, в школе, в системе дополнительного образования. Один из видов изобразительной деятельности, доступный и интересный детям - лепка из пластилина. Художественная лепка позволяет решить широкий круг образовательных, воспитательных, развивающих задач. В процессе этой деятельности дети овладевают приемами, техникам работы с пластичным материалом, знакомятся с основами моделирования, осваивают знания изобразительно-художественного характера, имеют возможность проявить свои способности, выразить в процессе созидательной деятельности своѐ видение окружающего мира. Вместе с тем известно, что занятия по изобразительной лепке способны развивать познавательный кругозор, развивать наглядно-образное мышление, воспитывать мотив труда (потребность в труде, стремление принести пользу людям, желание овладеть профессией и достичь высоких результатов в работе). Лепка позволяет ребенку оттачивать высокое художественное мастерство, самостоятельно вводить новшества в искусство лепки, развивать выявленный талант. Пластилин в силу своих свойств (мягкости, пластичности, легкости в применении) позволяет ребенку уже в раннем возрасте создавать настоящие шедевры. Работа с пластилином позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах. Программа предназначена для занятий в 1-3 классах ДШИ. В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Программа составлена на основе типовой программы «Лепка. Программа для подготовительных групп детских художественных школ. 1987 г.». Актуальность данной программы заключается в том, что работа с различными материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику рук, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Подготовка ребѐнка к овладению более сложного раздела ИЗО –скульптура. Содержание программы характеризуется разнообразием материалов, используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов деятельности, разнообразием познавательных сведений. Практическая значимость 4 Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание материалов и их возможностей. Цель: развить интерес к предмету, раскрыть и развить потенциальные творческие спо-собности. Задачи: Задачи программы: 1. Обучающие: - Сформировать умения находить логическое объяснение всему, что получается в процессе творческой деятельности. - Сформировать стремление получать новую информацию и применять ее на практике. -Сформировать систему знаний по объемной и плоскостной лепке; -Обучить ребенка основам изобразительной лепки из пластилина. 2. Развивающие: - Развивать любознательность и наблюдательность. - Развивать у ребенка уверенность в себе (создавать для ребенка ситуацию успеха). -развивать эмоциональную сферу ребенка; -развивать наглядно – образного мышления, репродуктивное воображение; - развивать мотивации к творческому поиску 3. Воспитательные: -Прививать детям некоторые педагогические навыки: самоконтроль, терпение, аккуратность. - Сформировать чувство ответственности за свои поступки; 5 -Оказывать помощь семье в воспитании и обучении детей в домашних условиях. -Прививать аккуратность и дисциплинированность; -Прививать настойчивость в достижении поставленных задач и преодолении трудностей; -Воспитывать уверенность в собственных силах. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для формирования многих качеств личности, таких как активность, трудолюбие, аккуратность. Современная педагогика начальной школы нацелена на всестороннее развитие детей, их способностей. Многие ученые указывают на важность развития мелкой моторики, которая находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут результат. Задания должны приносить ребенку радость, интерес к работе и пользу. Существует много упражнений, заданий, игр и т.д. для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Одно из таких эффективных способов развития моторики это разминание пальцами пластилина и глины, т.е. – лепка. Это одно из занятий, которое приносит ребенку радость, успешность, уверенность. Ведь с лепкой дети встречаются с раннего возраста. Зимой лепят из снега, летом из песка, дома из теста, в учебном дошкольном заведении из глины. Можно лепить из воска, гипса, соленого теста, бумаги (папье-маше). Но самым удобным материалом является пластилин. Детям знаком этот материал, а значит, работая с ним, дети заведомо будут успешны, занятия интересны. Кропотливый труд по развитию мелкой 6 моторики и координации движений можно превратить в забавную игру и даже сказку. Занятия по изобразительной лепке способны расширять познавательный кругозор, развивать наглядно-образное мышление, воспитывать мотив труда (потребность в труде, стремление принести пользу людям, желание овладеть профессией и достичь высоких результатов в работе). Такие занятия косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а самое главное готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 9–11 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Так при разработке календарного планирования седьмой раздел может быть детально распределен по темам и фрагментам каждого раздела учебного плана с учетом уровня подготовки и способностей учащихся, материально-техническими возможностями, содержания тем учебного года. Педагог делает отбор и определяет место изучения того или иного материала на протяжении всего периода обучения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. Срок реализации программы составляет 3 года. Программа предназначена для учащихся от 9 до 11 лет. На изучение предмета отводится 2 часА в неделю. Принцип организации занятий – групповые. Основная форма занятия - практическое занятие. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально. Для достижения поставленных целей 7 используются различные методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический (упражнения воспроизводящие и творческие). Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год. Учебно-тематический план. «Лепка» 1 класс № Наименование темы Кол-во часов 1 Вводное занятие. 2 2 Композиция на свободную тему 2 3 Чудо – дерево 2 4 Черепашка 4 5 Мои любимые фрукты 6 6 Улитка 2 7 Мышка 2 8 Поросенок 2 9 Лягушонок 2 10 Черепаха 2 11 Петушок 2 12 Дерево 4 13 Декоративная пластина 4 14 Русский пряник 4 8 15 Декоративный сосуд 4 16 Композиция «Игрушка» 4 17 Стилизованная фигура человека. 4 18 Композиция «Цирк». 6 19 Композиция «Сказка» 4 20 Наброски птицы с натуры. 4 21 Дымковская птица. 4 22 Подведение итогов. 4 68 Содержание занятий Тема 1. Вводная беседа. Задачи: знакомство с предметом, с оборудованием и материалами, дать первоначальное понятие о композиции. Тема 2. Композиция на свободную тему. Задачи: выявление наклонностей детей и уровня их подготовки. Материалы: глина. Тема 3.Чудо-дерево. Задачи: развитие у детей интереса к предмету, развитие навыков коллективной работы, развитие мелкой моторики рук. Задание: украшение ветки цветами из глины. Материалы: глина, бисер для украшения. Тема 4.Черепашка. 9 Задачи: развитие образного мышления и фантазии, развитие мелкой моторики рук , воспитание аккуратности в работе. Задание: выполнение фигурки черепашки из ракушки и глины. Материалы: глина, ракушки. Тема 5. Мои любимые фрукты. Задачи : развитие мелкой моторики пальцев рук , приобретение навыков работы. Задание: выполнение картинки на картоне путем размазывания пальцами. Материалы: пластилин, картон, карандаш. Тема 6. Улитка. Задачи : развитие образного мышления, знакомство с приемами работы. Задание: выполнение фигурки улитки из валика переменной толщины. Материалы: соленое тесто. Тема 7. Мышка. Задачи: освоение приемов лепки из целого куска, приобретение навыков работы со скульптурными инструментами. Материалы: глина, стеки. Тема 8. Поросенок. Задачи : закрепление приемов лепки из целого куска, создание образа. Материалы: глина, стеки. Тема 9. Лягушонок. Задачи : закрепление приемов лепки из целого куска, создание образа, развитие фантазии. Материалы: глина, стеки. Тема 10. Черепаха. Задачи : закрепление приемов лепки, знакомство с видами декора. 10 Материалы: соеное тесто, стеки. Тема 11. Петушок. Задачи : закрепление приемов лепки, применение декора, учить подбирать гармоничные цвета. Материалы: соленое тесто, стеки, бисер для украшения. Тема 12. Дерево. Задачи : знакомство с рельефом, создать декоративное изображение из жгутиков. Материалы: глина. Тема 13. Декоративная пластина. Задачи : учить раскатывать пластину и придавать ей форму геометрической фигуры, закрепление понятия об орнаменте, знакомство с новым пластическим материалом. Задание : соленое тесто, орнаментальная роспись гуашью. Материалы: глина или соленое тесто. Тема 14. Русский пряник. Задачи : закрепление понятия о декоративном рельефе, переработка природных форм, знакомство с народными традициями. Материалы: глина. Тема 15. Декоративный сосуд. Задачи: познакомить с произведениями гончарных народных промыслов, закрепление приемов лепки . Задание: выполнить сосуд из жгутов. Материалы: глина. Тема 16. Игрушка. Задачи: познакомить с последовательность работы. народной 11 глиняной игрушкой, показать Задание: выполнить фигурку птички ( сорока). Материалы: глина. Тема 17. Стилизованная фигурка человека. Задачи: знакомство с пропорциями фигуры человека, развитие образного мышления, добиваться завершенности проработки форм. Материалы: глина. Тема 18. Композиция «Цирк». Задачи: развитие у учащихся наблюдательности, зрительной памяти, умения выражать эмоциональное состояние в композиции. Задание: выполнение рельефа. Материалы: глина. Тема 19. Композиция «Сказка». Задачи: выявление связи фигур, развитие умения передавать характеры персонажей, добиваться завершенности . Материалы : глина. Тема 20. Наброски птицы с натуры. Задачи: развитие у учащихся наблюдательности, способности передавать характер натуры, ее пропорции. Материалы: глина. Тема 21. Дымковская птица. Задачи: закрепление полученных ранее знаний и умений, понятие о стиле. Задание: выполнение индюка. Материалы : глина. Тема 22. Подведение итогов Задачи: Свободная тема 12 Ожидаемый результат. 1 год обучения. По окончании учащийся должен знать и уметь: - правила техники безопасности; - требования к организации рабочего места; -инструменты и приспособления; -свойства пластилина и способы работы с ним. Уметь: -правильно обращаться с инструментами и приспособлениями; -создавать объемные и плоские модели; -вносить изменения в конструкцию модели; -выполнять работу самостоятельно; -грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и сведения. По окончании курса у ребенка должен быть сформирован интерес к обучению. Методические рекомендации. В процессе реализации курса рекомендуются коллективные, групповые и индивидуальные формы организации работы. Объяснение последовательности работы над изделием даѐтся всему коллективу. На начальных этапах каждый учащийся выполняет свою работу индивидуально, а затем, когда ребѐнок получает определѐнную подготовку, возможна организация работы в группах. Это могут быть группы численностью от 4 до 6 человек. Преобладающими методами обучения являются словесные методы (объяснение, инструктаж, беседа, рассказ), наглядный (демонстрация), практический метод (упражнения). Важное место в программе занимает игровой метод, поскольку игра является потребностью растущего детского организма. Кроме того, в образовательном процессе используется метод аналогий с животным и растительным миром (использование известных образов, типичных поз, двигательных повадок и т.д.); Кроме указанных методов, в работе по курсу важное место занимает цветотерапия, которая подразумевает работу с пластилином определѐнной цветовой гаммы а также театрализация , позволяющая сделать работу более яркой, творческой и связать лепку с другими видами искусств. С учетом национально-регионального компонента в программе предусмотрено изучение народных сказок, стихов и выполнение персонажей этих сказок, панно по иллюстрациям книг. Учебно-тематический план. «Лепка» 2 класс № Наименование темы Кол-во часов 13 1 Вводное занятие. 2 2 Скульптура из фольги 2 3 Животное 2 4 Пенек. Рельеф 4 5 Сказочное дерево 2 6 Рыбка 4 7 Котик 2 8 Хитрая лиса 2 9 Трусливый заяц 2 10 Задиристые бычки 4 11 Овечка и барашек 2 12 Корзинка с фруктами 4 13 Сказочный персонаж 6 14 Орнамент 2 15 Сувенир 2 16 Рельеф на тему «Город» 4 17 Наброски фигуры человека 2 18 Праздничный венок 6 19 Человек и животное 4 20 Птичий двор. Коллективная работа 4 21 Итоговая работа. 2 22 Подведение итогов. 4 68 14 Содержание занятий 2 класс. Тема 1. Вводное занятие. Задачи: повторение знаний, полученных ранее. Задание: композиция на свободную тему. Материалы: глина. Тема 2. Скульптура из фольги. Задачи: приобретение навыков создания объемных предметов из плоского листа. Материалы: фольга. Тема 3. Животное. Задачи: закрепление приемов лепки из куска и работы со стеками, создать образ, сохранив форму шара. Материалы: глина. Тема 4. Пенек. Рельеф. Задачи: попытаться передать в рельефе плановость, закрепление приемов работы со стеками. Материалы: глина. Тема 5. Сказочное дерево. Рельеф. Задачи: применение различного декора, развитие умения гармонично подбирать цвета. Материалы: тесто, гуашь. Тема 6. Рыбка. Рельеф. Задачи: применение различного декора, развитие фантазии, воспитание аккуратности. Материалы: соленое тесто, бисер… 15 Тема 7.Котик. Задачи: развитие образного мышления, практических навыков. Задание: лепка объемной фигурки котика в корзинке. Материалы: глина, стеки. Тема 8. Хитрая лиса. Задачи: развитие образного мышления, практических навыков, передача эмоционального состояния. Задание: лепка объемной фигурки. Материалы: глина, стеки. Тема 9.Трусливый заяц. Задачи: развитие образного мышления, практических навыков, передача эмоционального состояния. Задание: лепка объемной фигурки. Материалы: глина, стеки. Тема 10. Задиристые бычки. Задачи: развитие образного мышления, практических навыков, передача эмоционального состояния, изучение различных способов лепки . Задание: лепка объемной фигурки. Материалы: глина, стеки. Тема 11. Овечка. Задачи: развитие образного мышления, усвоение художественных приемов декора, развитие мелкой моторики рук. Задание: лепка объемной фигурки. Материалы: глина, стеки. Тема 12. Корзинка с фруктами. 16 Задачи: развитие наблюдательности и зрительной памяти, закрепление полученных ранее знаний. Задание: выполнить рельеф по наблюдениям с натуры. Материалы: соленое тесто. Тема 13. Сказочный персонаж. Задачи: развитие образного мышления, способности передать характер сказочного героя пластическими средствами. Задание: выполнить объемную фигурку. Материалы: глина. Тема 14. Орнамент. Задачи: вписать орнаментальный мотив в квадрат, закрепить технические приемы лепки рельефа и росписи. Задание: выполнить орнамент из сочетания растительных и животных форм. Материалы: глина. Тема 15. Сувенир. Задачи: закрепление полученных ранее знаний о декоративности и приемах стилизации. Задание: изготовление небольших стилизованных фигурок людей или животных. Материалы: глина. Тема 16. Рельеф на тему «Город». Задачи: закрепление полученных ранее знаний, ритмическое расположение масс, выделение главного. Материалы: глина. Тема 17. Наброски фигуры человека. Задачи: дать понятие о пропорциях человеческой фигуры, закрепить понятие кругового обзора. 17 Задание: выполнить 3-4 наброска. Материалы: глина. Тема 18.Праздничный венок. Задачи: переработка природных форм, закрепление знаний о стилизации. Задание: выполнить декоративную композицию с росписью. Материалы: соленое тесто, гуашь, кисти. Тема 19.Человек и животное. Задачи: передача взаимосвязи персонажей пластическими средствами, передача пропорций человеческой фигуры. Материалы: глина. Тема 20.Птичий двор. Коллективная работа. Задачи: передача взаимосвязи персонажей, развитие навыков коллективной работы. Задание: выполнение фигурок птиц и людей и объединение их в единую композицию. Материалы: глина. Тема 21. Итоговая работа. Задачи: выявление качества полученных знаний, умений и навыков. Задание: выполнить композицию на свободную тему. Материалы: пластилин. Ожидаемый результат. 2 год обучения. По окончании учащийся должен знать и уметь: -рельефный, модульный, конструктивный, скульптурный и комбинированный способ лепки; - приемы лепки; 18 - способы оформления; - сравнивать, различать и называть предметы по цвету, форме, величине; -понятие пропорции; - технику безопасности работы со стекой; Уметь: -самостоятельно лепить; - различать и называть цвета пластилина и использовать несколько цветов пластилина в работе. - создавать игрушки, сувениры по образцу, аккуратно выполнять работу, работать с разными материалами; - лепить фигуру человека, животного, птицы; - использовать новые приемы лепки . -участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. -дополнять образ различными дополнительными деталями. -самостоятельно решать творческие задачи. Методические рекомендации. Лепка – это процесс создания культурного изображения из мягкого пластического материала путем придавливания к первоначально взятому объему небольших кусочков пластического материала, его уплотнения, вытягивания, заглаживания и пр. Физические усилия в наращивании объема, стремление придать ему характерную форму, выявить конструктивные особенности и пропорции способствуют развитию мускулатуры кистей рук, глазомера, воспитанию привычки последователь6ного выполнения работы. На занятиях по лепке дети приобретают умения и навыки работы с различными инструментами и материалами, развивается производительность и целенаправленность действий, формируется наблюдательность. В целом занятия способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка, раскрытию его творческих способностей, решать задачи трудового, нравственного и эстетического воспитания. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, 19 имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. Учебно-тематический план. «Лепка» 3 класс № Наименование темы Кол-во часов 1 Вводное занятие. 4 2 Кольцо с сухоцветами 4 3 Венок с бисером 4 4 Декоративная пластина с животными 6 5 Корзинка с цветами 4 6 Украшения по шаблонам 4 7 Объемные фигурки животных 4 8 В зоопарке 6 9 Декоративные рамки 4 10 Загадки и отгадки. 4 11 Декоративное панно на сказочную тему 4 12 Композиция «Мой двор» 6 13 Подарок маме. 6 14 Работа на свободную тему (итоговая) 6 20 15 Итог работы. Просмотр. 2 68 Содержание занятий 3 класс Тема 1. Вводная беседа. Задачи: оборудование и материалы, необходимые для лепки из соленого теста. Тема 2. Кольцо с сухоцветами. Задачи: приобретение навыков работы с новым материалом, применение природных материалов для декорирования, знакомство со способами их закрепления. Материалы: соленое тесто, природные материалы, лак. Тема 3. Венок с бисером. Задачи: закрепление навыков работы с новым материалом, применение различных материалов для декорирования, знакомство со способами их закрепления. Материалы: глина, бисер, лак, клей «Момент». Тема 4. Декоративная пластина с животными. Задачи: закрепление навыка работы в рельефе, применение на практике знаний о стилизации. Материалы: солное тесто, глина, гуашь, кисти, лак, клей «Момент». Тема 5. Корзинка с цветами (объемная композиция). Задачи: развитие пространственного мышления, работа в объеме. Материалы: глина, проволока или зубочистки, гуашь, кисти, лак, клей «Момент». Тема 6. Украшения по шаблонам. Задачи: закрепление навыка работы в рельефе, применение на практике знаний о стилизации. 21 Материалы: глина, гуашь, кисти, лак, картон, ножницы. Тема 7. Объемные фигурки животных. Задачи: развитие наблюдательности. пространственно-образного мышления, развитие Материалы: глина, гуашь, кисти, лак, проволока или зубочистки. Тема 8. В зоопарке. Задачи: учить передавать дополнительным орудием. выразительность образа , пользоваться Материалы: глина, стеки, природный материал. Тема 9.Декоративные рамки. Задачи: знакомство с новыми приемами работы и способами декорирования. Материалы: глина , гуашь, кисти, лак, проволока или зубочистки. Тема 10. Загадки и отгадки. Объемные и рельефные изображения. Композиции. Правила безопасности при работе стекой. Практическая работа: лепка отгадок, составление композиций, оформление выставки. 11.Декоративное панно на сказочную тему. Задачи: создание сложной декоративной композиции. Материалы: глина , гуашь, кисти, лак, картон, ножницы. Тема 12. Композиция «Мой двор» Задачи: Замысел в лепке. Характерные признаки. Разные приемы лепки. Правила безопасности при работе стекой. Практическая работа: лепка фигурок зверюшек, оформление выставки. Тема 13.Подарок маме. 22 Задачи: Сравнение разных способов изображения. Рельефная лепка. Правила безопасности при работе стекой. Практическая работа: изготовление сувенира. Тема14.Работа на свободную тему (итоговая). Задачи: выявление знаний, умений и навыков, полученных за время обучения. Тема15. Итоговая работа. Задачи: выявление качества полученных знаний, умений и навыков. Задание: выполнить композицию на свободную тему. Материалы: глина. Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. На уроки приглашаются (по возможности) родители и другие учителя. Ожидаемый результат. 3 года обучения. По окончании учащийся должен знать и уметь: -участвовать в коллективной работе; -приемы лепки с натуры; -приемы передачи выразительности образа; -приемы лепки по представлению; -приемы создания композиции; Уметь: -работать с разным пластическим материалом; - использовать различные приемы лепки; -передавать динамику движения; -воплощать замысел в работе; -вести поиск новых источников информации по интересующим вопросам; -делать самостоятельный выбор отдельного героя или сюжета, определять способ и приѐмы лепки, передавать персонажам индивидуальных особенностей; -моделировать и воспроизводить заданную композицию целиком; 23 Методические рекомендации. С одной стороны, при обучении по традиционным программам неизбежно непонимание такого самобытного творчества ребенка, навязывание стандартных, стереотипных образов и приемов. Зачастую единственной формой обучения является работа по образцу, который навязчиво демонстрируется детям, а как основной критерий оценки используется похожесть. В результате такого подхода ребенок не имеет средств к самовыражению, развитию, его работы становятся только несовершенными попытками копирования. С другой стороны существует "Теория спонтанного развития", в рамках которой отвергаются методы обучения рисованию. Ребенок остается предоставлен сам себе, он не получает новых знаний, замыкается, находится на несоответствующем его возрасту низком уровне художественного развития. И, как следствие теряет всякое желание к изобразительной деятельности. Возникает вопрос, как же необходимо строить занятия, чтобы с одной стороны сохранить живой неподдельный интерес, а с другой - дать необходимые для развития знания, научить владению художественными приемами и обогатить мир ребенка культурным наследием человечества? Прежде всего, необходимо помнить, что все виды изобразительной деятельности, имеют для детей данного возраста в первую очередь развивающее творческое значение и только потом становятся предметом обучения. Не важно насколько "красивым", отвечающим общепринятым человеческим представлениям, будет результат работы ребенка. Важно, что происходит в самом процессе изобразительной деятельности, какие душевные струны затронуты в этот момент. Однако не стоит забывать и о конкретных приемах, развивающих воображение, творческую инициативу, художественный выплеск эмоций, аккуратность, умение работать в коллективе, и ознакомляющих ребенка с разнообразными видами и техниками изобразительного искусства. Дети уже могут преднамеренно создавать образы предметов и явлений. У них зачастую хорошо развиты элементарные и быстро развиваются более совершенные чувства композиции, формы, цвета, объемных форм в лепке. Для детей этого возраста характерна устойчивость замысла, большее проявление сосредоточенности и целенаправленности. Простота, доступность и разнообразие приемов – главное условие продуктивного обучения и достижения ярких эстетических результатов в любом из направлений изобразительной деятельности. Передача пропорции предметов имеют важный характер. Лепка 24 как вид деятельности с пластическим материалом полезна не только для развития мелкой моторики и координирования движения рук. Действенное ознакомление с объемной формой обогащает сенсорный опыт. У детей уточняются представления о форме предметов, их строении. Особенно продуктивно проводить занятия лепки перед рисованием, познав объемную форму, пропорции в пространстве дети легче воспроизводят ее на плоскости. Перспективный план занятий, выстраивается в зависимости от преследуемых целей, ставящихся с учетом уровня подготовки и общих личных качеств учащихся. Осуществляются занятия по ознакомлению с различными приемами, умению их использовать и их закреплению, а так же занятия, посвященные развитию творческой самостоятельности, умению заниматься сотворчеством, варьировать или выполнять конкретное задание. Задания усложняются постепенно, вначале предпочтение следует отдавать ознакомлению с простыми формами (округлые, ассиметричные) и приемами (простейшие техники работы), и лишь постепенно переходить к более сложным. Темы занятий так же выстраиваются по данному принципу: сначала детей ознакомляют с более простыми формами, а затем уже переходят к усложненным сюжетным композициям. Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов Активность участия. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. Самостоятельность. Оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы Для подтверждения результативности курса обучения разработаны показатели и критерии, которые необходимы для определения уровня освоения и продвижения обучения. Направленные на анализ они помогают своевременно корректировать образовательный процесс. Кроме того, в течение учебного года между учащимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в школьных тематических выставках, что позволяет сделать срез и 25 выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания, приемами работы с пластическим материалом. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Формы контроля уровня обученности • Викторины • Кроссворды • Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ • Тестирование Литература для преподавателя: 1. Ватагин В. Изображение животных. – М., 1957. 2. Величкина Г.А. «Дымковская игрушка» - М., 2009 г. 3. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - М., 2006 г. 4. Евстратова Е. Скульптура. – М., 2001. 5. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина». – М., 2009 г. 6. Лыкова Л.А.«Слепи свой остров». – М., 2006 г. 7. Лыкова И.А. «Дымковская игрушка» - М., 2007 г. 8. Дьюн К. «Научитесь лепить животных» - Минск, 2002 г. 9. Ляукина М.В., Чаянова Г.Н. «Подарки своими руками» - М., 2007 г. 10. Михайлова И. Лепим из соленого теста. – М.: Изд-во Эксмо, 2004 11. Морозова О.А. «Волшебный пластилин» - М., 2003 г. 12. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. – М., 1982. 13. Рогов А.П. Кладовая радости. – М., «Просвещение», 1982. 26 14. Рубцова Е.С. «Фантазии из глины» - М., 2007 г. 15. Румянцева Е.А. «Простые поделки из пластилина». – М.. 2008 г. 16. Салабай Е. «Лепим из пластилина» - Смоленск, 2002 г. 17. Скребцова Т.О. «Мини-картины из соленого теста» - Ростов-на-Дону, 2008 г. 18. Хессенберг К. «Скульптура для начинающих» - М., 2006 г. 19. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство». – М., 2007 г. 20. Шпикалова Т.Я. «Художественный труд» - М., 2006 г. 21. Чаварра Х. «Ручная лепка» - М., 2006 г. 22. Чибрикова О. «Нескучный дом» - М., 2008 г. . Психолого-педагогическая литература. 1. Асеев В.Г. Возрастная психология / В.Г. Асеев / Учебное пособие. - Иркутск, 1989 2. Божович Л.И. Возрастная психология / Л.И. Божович / Учебное пособие. - М., 1968 3. Возрастная и педагогическая психология / Под. Ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1979 – 330 с. 4. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1988 – 300 с. 5. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий / Учеб. для учащихся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1986. - 336 с. 6. Левитов Н.Д. Психология Характера / Н.Д. Левитов/ Учебное пособие. - М., 1969 7. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999 – 176 с. 27 8. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов / Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999 9. Аникеева Н. Воспитание игрой.- М., 1996 10. Карпова С. Игра и нравственное развитие ребѐнка. - М., 1993 11. Соловейчик. Педагогика для всех. 2 издание, 2001 12. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика). 13. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование. Формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 14. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.: Сфера, 1999. 15. Играйте с нами (из опыта работы Пономаревой Н.Ю.) Учебно-методическое пособие. Под ред. Н.Д. Епаченцовой – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2008. 16. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. 17. Малышева А.Н. Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2006. 18. Леонтьев Д.П. Сделай сам. – Л.: Детская литература, 1978. 19. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2006. 20. Перевертень Г.И. Поделки из шишек.- М.: Сталкер, 2005 21. Петрова И.М. Объемная аппликация. - СПб: Детство – Пресс, 2003. 22. Салабай Е. Игры из пластилина. - Смоленск: Русич, 2000. 23. Столяров Ю.С. Уроки творчества. – М.: Педагогика, 1981. 24. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. 28 29