1 2 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 6.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «История искусств» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, и на основе типовых программ Министерства культуры РФ 2002, 2003 годов под авторством Г.А. Морозовой, Т.М. Проненко, Е.А.Афанасьевой, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств. Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. Учебный предмет «История искусств» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями. Содержание учебного предмета «История искусств» тесно связано с содержанием учебных предметов «Композиция станковая», «Рисунок» и «Живопись». В результате изучения предмета учащиеся должны осмыслить, что произведение искусства - целый мир. У него есть свое пространство и время, свой «пульс» (энергия) – ритм – та сила сплочения, которая обеспечивает живое единство, единство смысла. Изображать – значит устанавливать отношения, связывать и обобщать. Композиция есть форма существования произведения искусства как такового – как органического целого, как выразительно-смыслового единства. Предмет «История искусств» направлен на осмысление отношения композиции художественного произведения и зрителя как акта общения, а восприятия его как деятельность зрителя; на формирование умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности. 4 Срок реализации учебного предмета Предмет «История искусств» реализуется 3 года, с 1 по 3 классы. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «История искусств» при 3-летнем сроке обучения составляет 105 часов, при 35 учебных неделях в учебном году. Форма проведения учебных занятий Занятия по предмету «История искусств» осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность занятия – 40 минут. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Срок обучения 3 года. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: Аудиторные занятия: 1 - 3 классы – 1 час Цель и задачи учебного предмета Цель: художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории изобразительного искусства. Задачами учебного предмета является формирование: • знаний основных этапов развития изобразительного искусства; • знаний основных понятий изобразительного искусства; • знаний основных художественных школ в западноевропейском и русском изобразительном искусстве; 5 • умений определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности; • умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников; • навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств; • навыков анализа произведения изобразительного искусства. Обоснование структуры программы Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения • объяснительно-иллюстративный; • репродуктивный; • исследовательский; • эвристический. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета 6 Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут использовать Интернет для сбора дополнительного материала в ходе самостоятельной работы. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по истории мировой культуры, художественными альбомами. Основной учебной литературой по предмету обеспечивается каждый учащийся. Учебная аудитория, предназначенная для изучения учебного предмета «История искусств», оснащена видеооборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами), и оформлена наглядными пособиями. 7 II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИE ПЛАНЫ Учебно-тематический план. «История искусств» 1 класс № Наименование темы Кол-во часов 1 Культура народов мира. Место истории искусства в культуре России. 1 2 Виды искусств. 1 3 Виды изобразительного искусства. 1 4 Виды живописи. 1 5 Жанры живописи. 1 6 Виды графики. Техническая графика. 1 7 Виды скульптуры. 1 8 Архитектура. 1 9 Дизайн. 1 10 Происхождение искусства. 1 11 Искусство первобытного общества. Палеолит. 1 12 Искусство Мезолита и Неолита. 1 13 Искусство Бронзового века. Эпоха железа. 1 14 Искусство Древнего мира. Египет. 1 15 Искусство Додинастического периода. 1 16 Искусство Древнего царства. 1 17 Искусство Среднего царства. 1 8 18 Искусство Нового царства. 1 19 Искусство позднего времени. 1 20 Античное искусство. 1 21 Греческая классика. 1 22 Высокая классика. 1 23 Поздняя классика. 1 24 Эллинизм. 1 34 9 Учебно-тематический план. «История искусств» 2 класс № Наименование темы Кол-во часов 1 Вводная беседа. Задачи на год. Разделы изучения.. 1 2 Искусство Рима и Римской империи. 3 3 Искусство Византии. 4 4 Романский стиль. 2 5 Готический стиль. 3 6 Эпоха Возрождения. 8 7 Зарубежное искусство 17 века. 3 8 Зарубежное искусство 18-19-20 веков. 10 34 10 Учебно-тематический план. «История искусств» 3 класс № Наименование темы Кол-во часов 1 Искусство Киевской Руси. 2 2 Искусство периода феодальной раздробленности 12 -13 веков и периода монголо-татарского ига. 4 3 Искусство Русского централизованного государства 15-16 века. 4 4 Искусство 17 века 6 5 Русское искусство 18 века. 9 6 Русское искусство 19 и начала 20 веков 9 34 11 III.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «История искусств» 1 класс. В процессе бесед об изобразительном искусстве под влиянием художественных образов у детей накапливаются разнообразные знания, впечатления, представления, способствующие обогащению и воспитанию их эмоций. Показ и разбор произведений искусства воспитывают общения с искусством. Программа предусматривает два основных вида деятельности: беседы об изобразительном искусстве и выполнение практической работы, направленной на более прочное усвоение материала. В конце полугодия проводятся контрольные уроки. К концу учебного года учащийся должен уметь: - рассказать о видах и жанрах изобразительного искусства с приведением 1-2 примеров; - рассказать о Древнем искусстве вообще и искусстве Древнего Египта в частности; - находить общие и отличительные черты в произведениях Античного периода. «История искусств» 2 класс. История искусств – один из важнейших факторов, формирующих личность человека, расширяющих его представления об окружающем мире. Основой для формирования отношения человека к искусству является художественное восприятие, поэтому развитие навыков восприятия искусства становится одной из существенных задач художественного воспитания. Познакомить с хронологическими рамками искусства; с влиянием, оказанным на искусство другими народами (этрусками, греческими колонистами, искусством эллинизма). Рассказать о ведущей роли архитектуры в период расцвета искусства Древнего Рима; о достижениях инженерного искусства, многообразии типов сооружений, о богатстве композиционных форм и масштабе строительства. Раскрыть красоту и мощь римской архитектуры в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, в лаконизме архитектурных средств. Сформировать представление о том, что скульптурный портрет и бытовой и исторический рельеф с характерным для него 12 документально точным повествовательным началом являются главным вкладом римлян в искусство скульптуры. Искусство Византии. Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило его новыми образами. Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой - под влиянием художественной культуры Ближнего Востока. Особенно важную роль в художественной жизни сыграло христианство. Сформировать представление об искусстве средневековья как едином нерасторжимом ансамбле, объединяющем вокруг архитектуры различные виды искусства (монументальную живопись, скульптуру и декор). Познакомить с возникновением термина «романский стиль»; с формами церковной (монастыри) и военной (замок феодала) архитектуры; с конструктивными и образно-художественными особенностями построек. Выявить особенности романской архитектуры: строгую простоту, монументальность монастырских церквей, тяжеловесность формы, сумрачность помещений. Познакомить со скульптурным декором храмов. Рельеф – как преобладающий вид романской скульптуры. Готический стиль Сформировать представления о том, что основным достижением европейской готики была разработка гигантского собора как архитектурно-художественного и культурного центра средневекового города. Возникновение стиля во Франции. Анализ конструктивных принципов новой архитектуры: каркасной системы и стрельчатого свода, позволивших увеличить высоту сооружений и наполнить их светом. Сформировать представление об архитектурном стиле Возрождения. Познакомить с происхождением термина «Возрождение»; с особенностями строительного дела в Италии. Дать представление о том, что основоположником реалистической живописи является Джотто. Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи. Дать представления о том, что Рафаэль в своем творчестве воплотил самые светлые и возвышенные идеалы гуманизма. Микеланджело. Венецианская живопись. Тициан. Творчество Веронезе и Тинторетто. Возрождение в Нидерландах. Босх и Питер Брейгель Старший. Возрождение в Германии. Альбрехт Дюрер. Формирование национальных школ. Разрушение целостного поэтического восприятия мира, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Титаны, воспетые эпохой Возрождения, уступили место человеку, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных 13 законов бытия. Стремление к широкому показу действительности привело к многообразию жанровых форм. В изобразительном искусстве самостоятельное значение завоевывают светские жанры: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт. Сложные взаимоотношения и борьба социальных сил порождают разнообразие художественно-идейных течений. Развиваются два больших стиля – барокко и классицизм. Наравне с ними возникает реалистическое искусство. К величайшим мастерам реализма принадлежат – Караваджо, Веласкес, Рембрандт, Хальс, Вермер Дельфтский. Архитектура и скульптура Италии XVII века. Стиль барокко. Искусство Франции XVIII века. Стиль рококо Сформировать представление о кризисе абсолютизма во Франции; основополагающее влияние философии просветителей; о сложении стиля рококо как ответвления угасающего барокко. Живопись и скульптура французского сентиментализма и классицизма XVIII века. Сформировать представление о французском сентиментализме и о возникновении новой волны классицизма. Английская школа живописи XVIII века. У. Хогарт. Джошуа Рейнолдс. Томас Гейнсборо. Искусство Западной Европы XIX века. Франциско Гойя. Искусство революционного романтизма во Франции на примере творчества Давида и Энгра. Особенность творчества Жака Луи Давида. Теодор Жерико - мастер героических монументальных форм. Эжен Делакруа как истинный вождь романтизма. Романтизм в Англии. Прерафаэлиты. Реализм во Франции. Барбизонцы. Сформировать представление об импрессионизме как художественном течении. Импрессионизм в скульптуре. Произведения Огюста Родена. Постимпрессионисты. «История искусств» 3 класс. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, использованные художником для характеристики данного образа, а также соотносить содержание данного произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и должно быть направлено обучение. Исторически сложившиеся условия развития русского искусства. 14 Ведущая роль церкви в искусстве средневековой Руси. Предания об основании Киева и деятельности первых русских князей. Сформировать представление о Новгороде как одном из уникальных и древнейших городов России, чьи памятники культуры не были разгромлены в средние века. Сформировать представление о белокаменной архитектуре Владимиро-Суздальского княжества как вершине русского искусства XII-XIII веков. Познакомить с деятельностью выдающихся иконописцев конца XIV – начала XV (Феофана Грека, Андрея Рублева); выявить особенности письма; развитие умения сравнивать почерки художников; воспитывать интерес к наследию русского искусства. Искусство Руси второй половины XV – XVII вв. Ансамбль Московского Кремля. Своеобразие русской архитектуры. Сформировать представление об иконостасе; о возникновении и развитии иконостаса в византийском искусстве и об особенностях русского иконостаса. Выдающиеся иконописцы. Дионисий и Симон Ушаков. Русское искусство XVIII века. Дать представление о крутом переломе, европеизации русского искусства, решительном сдвиге от средневековья к новому времени в результате реформ Петра I. Создание Академии художеств (1756). IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «История искусств»: 1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства. 2. Знание особенностей языка различных видов искусства. 3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства. 4. Владение навыками восприятия художественного образа. 15 5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу. 6. Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы). 7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.). V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Программа «История искусств» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме устного или письменного опроса с выставлением оценки за каждую четверть. Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции). Вид промежуточного контроля определяется выбором обучающегося. Контрольный урок проводится на последнем занятии II полугодия 4 класса в рамках аудиторного занятия в течение 1-2 уроков. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев. Критерии оценивания работ учащихся. 1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся). «5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов; «4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов; «3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов. 2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства. «5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале; 16 «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки; «3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов. 3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, доклада, выполнение творческой композиции. «5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи; «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта; «3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью. VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме. Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций; частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах); игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.). Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагог знакомит детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Самостоятельная работа учащихся 17 Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров). Средства обучения - материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; - наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; - электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; - аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи. VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Методическая литература 1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала XX века – М., 1989 2. Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993 3. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: «Смысл», 2001 18 4. Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996 5. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. – М., 1990 6. Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. – С-П. Государственный русский музей.- 1996 7. Каменева К. О чем рассказывают яблоки. – М., 1986 8. Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998 9. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002 10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995 11. Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград, «Музыка», 1989 12. Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002 13. Неверов О. Культура и искусство античного мира. – Л., 1981 14. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. – М., 1989 15. Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музеяусадьбы Останкино. – М., 1995 16. Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. – С-П., 1970 17. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХVII века. – М., 1981 18. Художник Борис Тузлуков. – М.: «Всероссийское театральное общество», 1983 19. Чижова А.Э. Березка. – М.: «Советская Россия», 1972 Учебная литература 19 1. Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI век», 2005 2. Громова И. Православные и народные праздники. – М.: «Дрофа плюс», 2005 3. Издательская группа Паррамон Эдисионис. Все о технике: Иллюстрация. – АРТ – РОДНИК, издание на русском языке, 2002 4. Кино. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «Астрель», 2008 5. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. – М.: «Амрита – Русь», 2004 6. Люси Миклтуэйт. Книга для малышей «Мир искусства». Великие картины. Первые слова. Дарлинг Киндерсли. – М., 1997 7. Моя первая священная история. Библия для детей «Вся Москва» - М, 1990 8. Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983 9. Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. – М., 1997 10. Пономарев Е. Пономарева Т. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2000. 11. Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.: «Владос», 2001 12. Элен и Питер Макнивен Маски. С-Пб., «Полигон», 1998 13. Энциклопедия «Музыка». М.: «Олма – Пресс», 2002 20