Основы изобразительного искусства и рисунка

1

2

Структура программы учебного предмета.
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных
аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
3

- Средства обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Программа учебного предмета «Основы изобразительного искусства и
рисование» разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации дополнительных
общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусств»
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013
№191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в
области изобразительного искусства в детских школах искусств. Учебный
предмет «Основы изобразительного искусства и рисование» направлен на
художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем
самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества,
заинтересованной аудитории зрителей. Программа направлена на знакомство
учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства,
о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов)
окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной композиции, о
способах работы с различными художественными материалами и техниками.
Общеразвивающая программа «Основы изобразительного искусства и
рисование» способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию
художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков
и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные
знания по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и
техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный
язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут
передавать свои мысли и впечатления. В основе педагогических принципов
подачи учебного материала программы лежит принцип «мастер-класса», когда
преподаватель активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой
творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей
учащихся. Программа рассчитана на учащихся 9-11 лет.
4

Срок реализации учебного предмета.
Учебный предмет «Основы изобразительного искусства и рисование»
реализуется при 3-летнем сроке обучения. Продолжительность учебных занятий
с первого по третий годы обучения составляет 34 учебные недели в году.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета.
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы изобразительного искусства и
рисование» при 3-летнем сроке обучения составляет 272 аудиторных часа. В
связи с большой загруженностью учащихся в общеобразовательной организации
самостоятельная работа программой не предусмотрена. Объем учебной нагрузки
в неделю составляет 3 часа. Рекомендуемая продолжительность урока – 40
минут.
Форма проведения учебных занятий.
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе
составляет от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета.
Целью программы «Основы изобразительного искусства и рисование» является
общеэстетическое воспитание, приобретение практических умений и навыков,
развитие творческой индивидуальности учащегося, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности.
Задачи учебного предмета.
Задачами учебного предмета являются:


знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах
изобразительного искусства;
 формирование знаний о правилах изображения предметов с натуры и по
памяти;
 формирование знаний об основах цветоведения;
5

 формирование знаний о формальной композиции;
 формирование умений и навыков работы с различными художественными
материалами и техниками;
 развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной
свободы в процессе создания художественного образа;
 развитие зрительной и вербальной памяти;
 развитие образного мышления и воображения;
 формирование эстетических взглядов, нравственных установок и
потребностей общения с духовными ценностями, произведениями
искусства;
 воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.
Структура программы учебного предмета.
Программа содержит следующие разделы, отражающие основные
характеристики учебного процесса:







сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:





словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видеоряда).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
6

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд
укомплектовывается печатными, электронными изданиями,
учебно-методической литературой в области изобразительного искусства.
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными
необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание учебного предмета представлено в учебно-тематическом
плане.Учебно-тематический план отражает последовательность изучения
разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов. Задания
адаптированы и доступны для учащихся 9-11 лет, учитывают возрастные и
психологические особенности данного возраста. Формирование у учащихся
умений и навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к
более сложному, от упражнений - к творческим заданиям. Предложенные в
содержании программы разделы имеют общую методическую структуру подачи
учебного материала: объяснение, мастер-класс, выполнение учащимися
упражнений, закрепление знаний в процессе выполнения творческих заданий в
различных техниках.
«Основы ИЗО и рисунка» 1 класс
№

Наименование темы

Кол-во часов

1

Волшебный мир ИЗО. Знакомство с
материалами. Произвольный рисунок.

3

2

Выразительные средства графики.

3

3

«Радуга-дуга». Основы цветоведения.
Цветовой круг. Основные и составные цвета.

3

4

Теплые и холодные цвета. Рисунок листьев в
теплых и холодных оттенках.

6

5

Изображение веток, насекомых, листьев.
Упражнение освоения линий . (вертикальные,
горизонтальные, тонкая, толстая)

6

7

6

Упражнение на тональную растяжку.
Заполнение формы тоном с добавлением
разнообразных графических узоров.

3

7

Рисунок мячика. Понятие о объеме.

3

8

Контраст. Лоскутный коврик. (Божьи коровки
на зеленой траве, красный зонтик под
дождем, желтая ракета в космосе.)

6

9

Ваза с фруктами. Знакомство с жанром
натюрморт.

6

10

«Весенний сад». Знакомство с жанром пейзаж.

6

11

Зарисовка посуды с использованием фактур.
Знакомство с осью симметрии.

6

12

«В волшебном сундучке». Понятие декора ,
орнамента, разработка мелких деталей.

9

13

Мой портрет. Знакомство с жанром портрет.

6

14

Монотипия «Бабочка». Знакомство с новой
техникой. Кляксография. Оттиск со стекла.
Дополнение тонкой костью.

6

15

Аквариум. Способы построения кубических
предметов.

6

16

Домашние животные. Пушистые образы.
Акварель.

9

17

«Ночной город». Рисунок свечой в холодных
оттенках.

3

18

«Сказочные птицы». Работа в смешанной
технике

6

19

Постановка из двух предметов. «Кувшин и
яблоко». Композиция листа, определение

6

8

формы.
102
«Основы ИЗО и рисунка» 2 класс
№

Наименование темы

Кол-во часов

1

Противостояние линий. Характерные
особенности линий. Графика

3

2

Работа с геометрическими формами. Применение
тона.

6

3

Стилизация цветов, листьев с сохранением
характерных черт. Понятие стилизации.

6

4

«Осенний лес» . Композиция с использованием
трех основных и трех
дополнительных(контрастных) цветов,
противоположных в цветовом круге.

6

5

Построение предметов прямоугольной формы.
Рисуем домик.

3

6

Абстракция. Понятие. Аппликация. Животное.

6

7

«Подводное царство». Воскография. Выделение
композиционного центра.

6

8

Парные рисунки «доброе- злое». Живописная
композиция с активным добавлением черного и
белого цвета . «Царица-ночь», «Девушка-зима».

9

9

Ахроматическая шкала (растяжка от светлого к
темному). Тема: «Город» или «Пейзаж», в технике
гризайль.

3

10

Светотень: свет, блик, полутень, тень, рефлекс.
Рисунок предмета с тоновым решением
(кастрюля).

3

9

11

Этюд с натуры чучела птицы, в технике гризайль

6

12

Рисунок мягкой игрушки с четкими
геометрическими формами.

6

13

Цветовые рефлексы. Этюды с натуры фруктов,
поставленных так, чтобы ясно читались рефлексы
от драпировок.

6

14

Этюд с натуры 2-х предметов (один из них
светлый) на теплых драпировках.

6

15

Ритм. Графика.

6

16

Зарисовки игрушек

6

17

Цветовой контраст. «Декоративный коврик».

6

18

Контраст в композиции. Тема «Большое и
маленькое», «Мир насекомых».

6

19

«Моя мама» портрет

6
102

«Основы ИЗО и рисунка» 3 класс
№

Наименование темы

Кол-во часов

1

Дары осени. Цветы и плоды. Рисование по
наблюдению и с натуры. Этюды.

6

2

«Жар – птица» Композиция.

6

3

Наброски с фигуры человека. Рисунок.

3

4

Углубляясь в пространство. Изучаем угловую

9

перспективу. «Фантастический город»
10

5

Композиция «Новый год».

6

6

Зимний пейзаж по впечатлению от натуры,
наблюдаемой на прогулке или композиция
«Зимние игры и забавы»

8

7

Портрет хорошо знакомого человека. Ан фас.
Моя мама, мой папа. Рисунок.

6

8

Силуэт. Королевство графики. Чѐрное и белое
«Жених и невеста», «Шахматный король и
королева». Графика. Карандаш, тушь, перо.

6

9

Черно-белая воскография. Изображение
животного. Черепашка, жираф, медведь, тигр,
крокодил.

6

10

Рисунок по представлению на тонированной
бумаге «На оленях по снегу» в холодной
цветовой гамме.

9

11

Рисунок по представлению на тонированной
бумаге «На верблюдах по пустыне» в теплой
цветовой гамме.

9

68

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Тема 1. Волшебный мир изобразительного искусства.
Виды и жанры изобразительного искусства. Рисование как возможность
самовыражения. Техники. Инструменты и материалы. Язык изобразительного
искусства: традиции и современность. Виды и жанры изобразительного
искусства. Знакомство с основными техниками графики и живописи на примерах
(детские работы, работы преподавателей или художников). Материалы и рабочие
11

инструменты, их свойства и правильное использование. Занятие может
проходить в выставочном пространстве.
Тема 2: Выразительные средства графики.
Точка, линия, пятно. Замкнутая линия – пятно – силуэт. Знакомство с
выразительными средствами графической композиции (точками, линиями,
пятнами). Виды линий. «Замкнутая линия» как способ создания пятна. Виды
пятен по форме (абстрактное, конкретное). Введение понятия «силуэт». Простые
и сложные силуэты.
Упражнение 1. Заполнение формы шаблона - шмель (точка), рыбка (линия),
ключ (пятно).
Упражнение 2. Выполнение различных пятен (тушью, краской, чернилами).
Использование сухой или влажной бумаги, трубочек для раздувания,
промокашек. Связь формы пятна с образом. Создание выразительного образа из
абстрактного пятна. Творческое задание :выполнение сложного силуэта
(кувшин, чайник, ваза). Материалы на выбор: фломастер, маркер, тушь и др.
Тема 3: «Радуга-дуга». Основы цветоведения. Цветовой круг. Основные и
составные цвета.
Многообразие оттенков. Цветовое пятно - основное выразительное средство
живописи. Знакомство с понятием «цветовое пятно». Цветовой круг,
последовательностьспектрального расположения цветов. Знакомство с
основными и составными цветами.
Упражнение 1. Получение составных цветов путем смешивания акварельных
красок. Поиск многообразия оттенков одного цвета.
Творческое задание:поиск оттенков одного цвета на граненых поверхностях
драгоценных камней. Материал на выбор: акварель, гуашь, цветные
(акварельные) карандаши.
Тема 4: Теплые и холодные цвета.
Знакомство с теплыми и холодными цветами. Цветовые контрасты.
Использование знаний о теплых и холодных цветах в композиции.
Упражнение 1. Композиция из теплых и композиция из холодных цветов.
12

Творческое задание: изображение с использованием теплых и холодных цветов.
Тема 5: Изображение веток, насекомых, листьев.
Упражнение освоения линий . (вертикальные, горизонтальные, тонкая, толстая)
Характер стебля - прямой, пластичный, колючий. Виды листочков - округлые,
острые, резные и др. Реалистичное и декоративное изображение.
Упражнение 1.Зарисовки гелевыми ручками разных веток с соцветиями
(сакура,жердела, магнолия).
Творческое задание: сказочный цветок. Материал: гуашь.
Тема 6: Упражнение на тональную растяжку.
Заполнение формы тоном с добавлением разнообразных графических
узоров.Способы работы гуашью: мазками, мягкими переходами. Реалистичное и
декоративное изображение. Классическое, экспрессивное, примитивное,
стилизованное изображение. Знакомство с плоскими и объемными
изображениями на примерах репродукций, детских работ, работ преподавателей.
Творческое задание:астры в вазе. Материал: гуашь, бумага.
Тема 7: Рисунок мячика. Понятие о объеме.
Знакомство с объемом. Свет,тень, полутень. Блики.
Тема 8: Контраст. Лоскутный коврик. (Божьи коровки на зеленой траве,
красный зонтик под дождем, желтая ракета в космосе.)
Упражнение 1.Работа на создание цветового и тонового контраста.
Тема 9: Ваза с фруктами. Гуашь.
Как рисовать фрукты и овощи? Простые и сложные формы. Садовые и
экзотические фрукты. Овощи. Фрукты и овощи, состоящие из простых форм
(круг, полукруг, овал, треугольник и др.). Сложные (составные) формы фруктов
и овощей.
Творческое задание: выполнение зарисовок фруктов . Материал: гуашь, бумага.
Тема 10: «Весенний сад» . Знакомство с жанром пейзаж.

13

Способы работы гуашью: мазками, мягкими переходами. Реалистичное и
декоративное изображение. Классическое, экспрессивное, примитивное,
стилизованное изображение. Знакомство с плоскими и объемными
изображениями на примерах репродукций, детских работ, работ преподавателей.
Творческое задание: Цветущий сад. Материал: гуашь, бумага.
Тема 11:Зарисовки посуды с использованием фактур.
Как рисовать посуду? Простая форма. Сложный силуэт. Зарисовки посуды
цветными карандашами и фломастерами. Знакомство с понятиями «ось
симметрии», «овал». Простые симметричные предметы (кружка, сахарница,
кастрюля и др.). Посуда со сложным асимметричным силуэтом (чайник, ваза).
Понятие фактуры.
Упражнение 1. Зарисовки посуды простой и сложной формы фломастерами и
карандашами.
Творческое задание: зарисовка посуды цветными карандашами и фломастерами с
использованием различных фактур. Материал: цветные карандаши и
фломастеры, бумага.
Тема 12:«В волшебном сундучке».
Гелевые ручки и акварель. Изображение различных предметов разнообразных
форм, размеров, текстур, фактур, объединенных в одной композиции.
Творческое задание:предметы в сундучке в технике акварельной заливки с
дальнейшей проработкой гелевыми ручками различных цветов. Материал на
выбор: гелевые ручки, акварель, бумага.
Тема 13:«Мой портрет».
Гуашь. Изображение автопортрета. Постараться передать сходство внешнее
черт лица, одежды, а также попробовать изобразить и черты характера,
настроение.
Творческое задание: изображение автопортрета. Материал: гуашь.
Тема 14: Монотипия «Бабочка».

14

Кляксография. Оттиск со стекла. Дополнение тонкой костью.Изучение
нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с новыми техниками и их
возможностями. Освоение новых техник. Монотипия Кляксография +
раздувание («лунные цветы»). Использование акварели, гуаши, свечек, туши,
кружев, гелиевых ручек и др.
Тема 15: Аквариум.
Способы построения кубических предметов. Акварель.
Тема 16:Домашние животные.
Пушистые образы. Акварель. Использование техник акварели в изображении
животных. Размытые очертания животного с дальнейшей прорисовкой деталей.
Творческое задание: изображение животного. Материалы:акварель, бумага.
Тема 17: «Ночной город». Рисунок свечой в холодных оттенках.
Тема 18: Сказочные птицы. Графика.
Использование графических материалов в изображении птиц.
Творческое задание: композиция с изображением птиц. Материал: разный
графический материал.
Тема 19: Постановка из двух предметов. «Кувшин и яблоко». Композиция
листа, определение формы.
Использование графических материалов в постановке.
Творческое задание: композиция с изображением предметов быта. Материал:
разный графический материал.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Тема 1: Противостояние линии.
Характерные особенности линий. Графика. Продолжать знакомить с
разнообразием линий в природе. Пластика линий. Выполнение зарисовок
(например, два образа, противоположные по пластическому решению:
голубь-орел; лебедь-коршун). Использование белой и черной гелиевых ручек.
Тема 2:Работа с геометрическими формами.
15

Применение тона. Изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение
зарисовок с натуры (например, «Пуговицы», «Печенье», и т.д.). Использование
простого карандаша.
Тема 3: Стилизация цветов, листьев с сохранением характерных черт.
Понятие стилизации.. Графика. Преобразование геометризированной формы в
пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и
преобразовывать геометрическую форму в пластичную.
Выполнение упражнения - наброска схематичного изображения (растения.) и
творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом. Использование
фломастеров, гелиевых ручек.
Тема 4: «Осенний лес».
Гуашь. Нюансы. Многообразие оттенков цвета.Знакомство с понятиями:
«локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры. Использование
гуашь.
Тема 5: Построение предметов прямоугольной формы.
Рисуем домик. Анализ и сравнение форм и размеров. Гуашь.
Тема 6:Абстракция.
Аппликация. Преобразование пластической формы в геометризированную.
Развитие умения сравнивать и преобразовывать пластическую форму в
геометрическую, работать над цельностью образа. Выполнение зарисовки
сказочного животного (лисичка-сестричка, бычок - смоляной бочок, косолапый
мишка, мышка-норушка). Сначала преподаватель демонстрирует изображение
реального животного, затем образ сказочного (книжного героя или
мультипликационный персонаж), а после предлагает выполнить образ из
геометрических фигур. Геометрические формы разные по размеру и характеру.
Использование фломастеров, гелиевых ручек.
Тема7:«Подводное царство». Гуашь.
Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными парами цветов,их
способностью «усиливать» друг друга. Выполнение композиции из предметов,
контрастных по цвету. Использование акварели, пастели.
16

Тема8: Парные рисунки «доброе» - «злое». «Баба Яга», « Царица Ночь»,
«Девушка –Зима», «Снегурочка». Живописные композиция с активным
добавлением краски чѐрногои белого цвета.
Материалы, техника исполнения: Акварель, гуашь, пастель
Цели и задачи: передача отношения к изображаемому через цвет, линии (острые,
плавные).
Тема9: Ахроматическая шкала (растяжка от светлого к темному). Тема:
«Город» или «Пейзаж», в технике гризайль.
Тема10: Светотень: свет, блик, полутень, тень, рефлекс. Рисунок предмета с
тоновым решением (кастрюля). Натюрморт из 2-х предметов быта,
приближенных по форме к геометрическим телам.
Материалы, техника исполнения: Карандаш
Цели и задачи: Усвоение знаний по передаче объѐма в пространстве. Цельность и
завершѐнность светотеневого рисунка.
Тема11: Этюд с натуры чучела птицы, в технике гризайль.
Тема12: Рисунок мягкой игрушки с четкими геометрическими формами.
Условный объем. Освещенность предметов. Учить передавать свет посредством
цвета. Использование гуаши.
Цели и задачи: развить умение внимательно рассматривать предметы,
построение игрушки на основе построения геометрических тел.
Тема13: Цветовые рефлексы.
Этюды с натуры фруктов, поставленных так, чтобы ясно читались рефлексы от
драпировок. Выделение композиционного центра посредством цвета.
Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры.
Использование акварели или гуаши.
Тема14: Этюд с натуры 2-х предметов (один из них светлый) на теплых
драпировках. Постановка из двух предметов. «Кувшин и яблоко».
17

Материалы: Гуашь, Акварель
Цели и задачи: Определение формы предметов, композиции листа, знакомство с
понятием о соотношении величин разных предметов.
Тема15: Ритм. Графика.
Дать представление о ритмичной композиции, знакомить с понятием ритма в
композиции (простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы,
выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры. Выполнение
композиции из цветов, сухих растений, водорослей и т.д. Использование гуаши,
акварели.
Тема16: Зарисовки игрушек.
Этюд с натуры детской игрушки. Условный объем. Освещенность предметов.
Учить передавать свет посредством цвета. Использование гуаши.
Тема17: Цветовой контраст. «Декоративный коврик».
Материалы, техника исполнения по желанию гуашь, пастель, акварель с тушью.
Цели и задачи: Понятие о композиции как о выразительной гармонии, попытка
выделения главного. Развитие фантазии и образного мышления. Особое
внимание на эмоциональную образную нагрузку цвета.
Тема18: Контраст в композиции. Тема «Большое и маленькое», «Мир
насекомых». Материалы, техника исполнения: Акварель, гуашь, цветные
карандаши, мелки,кисти, бумага, картон
Цели и задачи: Понятие о композиции как о выразительной гармонии, попытка
выделения главного. Развитие фантазии и образного мышления. Передача
выразительного решения графическими средствами (белый, черный).
Использование для достижения нужного эффекта различных известных приемов
и техник.
Тема19: «Моя мама» портрет
Материалы по желанию.

18

Цели и задачи: Знакомство с жанром, изучение строения лица. Характеристики
овалов лица: пухленькое, худышка

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Тема1: Дары осени. Цветы и плоды. Рисование по наблюдению и с натуры.
Этюды.
Материалы, техника исполнения: гуашь, пастель, акварель.
Цели и задачи: Выбор удачного формата. Сравнение крупных и мелких форм.
Тема2: «Жар – птица» Композиция.
Материалы, техника исполнения: гуашь, пастель, акварель.
Цели и задачи: фантастический образ-рассказ о своей птице.
Тема3: Наброски с фигуры человека.
Материалы, техника исполнения: Карандаш, пастель.
Цели и задачи: Передача основных пропорций человека, устойчивости
фигуры. Знакомство с возрастными изменениями пропорций фигуры.
Тема4: Углубляясь в пространство. «Фантастический город»
Материалы, техника исполнения: гуашь, пастель, акварель.
Цели и задачи: Изучение угловой
композиционного и цветового решения.

перспективы.

Развитие

фантазии,

Тема5: «Новый год».композиция
Материалы, техника исполнения: гуашь, пастель, акварель.
Цели и задачи: работа по памяти и представлению, передача отношения автора к
изображаемому, особое внимание на эмоциональную, образную нагрузку цвета,
знакомство с цветовым кругом, использование цветовых контрастов.
Тема 6: Зимний пейзаж по впечатлению от натуры, наблюдаемой на
прогулке или композиция «Зимние игры и забавы»
19

Материалы, техника исполнения: гуашь, пастель, акварель.
Цели и задачи: знакомство с жанром «пейзаж», передача эмоционального
настроя с помощью цвета. Самостоятельное составление композиции,
достижение точности характера.
Тема 7: Портрет хорошо знакомого человека. Ан фас. Моя мама, мой папа.
Материалы, техника исполнения: гуашь, пастель, акварель.
Цели и задачи: Знакомство с жанром, изучение строения лица. Материалы по
желанию.
Тема 8: Силуэт. Королевство графики. Чѐрное и белое «Жених и невеста»,
«Шахматный король и королева»
Материалы, техника исполнения: тушь, перо.
Цели и задачи: работа по памяти и представлению, передача отношения автора к
изображаемому, особое внимание на эмоциональную, образную нагрузку
силуэта: экспрессивность позы, изобилие острых, волнистых линий.
Тема 9: Изображение животного. Черепашка, жираф, медведь, тигр,
крокодил.
Материалы, техника исполнения: Процарапывание. Чѐрно – белая воскография,
гуашь, тушь, свеча.
Цели и задачи: Выбор удачного формата. Компоновка рисунка на листе бумаги.
Передача особенностей природной формы.
Тема 10: Рисунок по представлению на тонированной бумаге «На оленях по
снегу» в холодной цветовой гамме.
Материалы, техника исполнения: гуашь, пастель, акварель.
Цели и задачи: Выбор удачного формата, понятие о композиционном ритме.
Тема 11: Рисунок по представлению на тонированной бумаге «На верблюдах
по пустыне» втеплой цветовой гамме. Композиция с изображением движения
группы животных.

20

Материалы, техника исполнения: аппликация или печать гуашью на
тонированной бумаге.
Цели и задачи: понятие о композиционном ритме, акценте, ритмическом ряде.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Основы изобразительного искусства и
рисование»: - первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства; знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти; - знания об
основах цветоведения; - знания о формальной композиции (принципа
трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности,
центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии); умение и навыки работы с различными художественными материалами и
техниками; - навыки самостоятельного применения различных художественных
материалов и техник; - умение раскрывать образное решение в
художественно-творческих работах.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль и итоговую
аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческого просмотра по окончании каждого года обучения. Преподаватель
имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные
просмотры по разделам программы (текущий контроль). Критерии оценок. По
результатам промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно». 5 (отлично) – ученик
самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается
оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом. 4
(хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но
прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные
ошибки. 3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые
21

ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы
необходима постоянная помощь преподавателя.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Основное учебное время программы отводится для выполнения учащимися
творческих заданий. Весь учебный материал преподаватель обязан преподносить
учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит
наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний,
мастер-классов, индивидуальной работе с каждым учеником. Задания первого
года обучения направлены на формирование базовых знаний по изображению
отдельных предметов, групп предметов, что позволяет учащимся овладеть
рисованием несложных натюрмортов. Второй год обучения нацелен на
формирование базовых знаний по изображению явлений природы, природных
элементов, архитектуры, что позволяет учащимся научиться рисовать пейзаж.
Третий год обучения знакомит учащихся с изображением животных, птиц и
человека, что способствует формированию навыков изображать простую
композицию. Программа знакомит учащихся с различными материалами и
техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности
учащихся. Итогом освоения программы «Основы изобразительного искусства и
рисование» становится выполнение учащимися итоговой работы на заданную
тему. Технику исполнения учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих
возможностей и творческого замысла.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Методическая литература.
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга
для учителя. – М., Просвещение, 1984
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М.,
Просвещение, 1991
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для
учителя. М., Просвещение, 1991
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. - М., Педагогика,1989
22

5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996
6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие
дошкольника. М., Педагогика, 1983
7. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., Просвещение,
1971
8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998
9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.,
Просвещение, 1985
10. Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985
11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.,
Просвещение, 1977
12. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., Просвещение,
1982
13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания
в начальной школе. М., Академия, 2008
14. Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005
15. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный
иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М., Астрель: АСТ,
2002
16. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое
руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ,
2002
17. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.,
Просвещение, 1985
18. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в
начальных классах. М., Просвещение, 1990
Учебная литература.

23

1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.:
Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
3. Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник для
художников. Издание на русском языке. М., АРТ–Родник, 1998
4. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М.,
Просвещение, 1998
5. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. М.,
Просвещение, 1998
6. Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих.
М., Издательство «АСТРЕЛЬ», 2002
7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб.пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М.,
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
8. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб.пособие. М., Астрель: АСТ, 2006
9. Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на
русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006
10. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007
11. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010
Средства обучения.
 Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
 -наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные
доски, интерактивные доски;
 демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

24

 электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
 аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».