1 2 Содержание 1. Пояснительная записка. 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. 2. Срок реализации учебного предмета. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным образовательного учреждения на реализацию учебного предмета. планом 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий. 5. Цели и задачи учебного предмета. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета. 7. Методы обучения. 8.Описание предмета. материально-технических условий реализации учебного 2. Содержание учебного предмета. 1. Учебно-тематический план. 2. Годовые требования. Содержание разделов и тем. 3. Требования к уровню подготовки обучающихся. 4. Формы и методы контроля, система оценок. 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. 2. Критерии оценки. 5. Методическое обеспечение учебного процесса. 1. Методические рекомендации педагогическим работникам. 2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. 6. Список литературы и средств обучения. 1. Список методической литературы. 3 2. Список учебной литературы. 3. Средства обучения. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработана на основе программы для ДХШ и художественных отделений ДШИ «Композиция прикладного искусства и работа в материале» (сост. Т.Ф. Терещенко), Москва, 1984г., с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств. Учебный предмет «Декоративно-прикладное искусство» входит в вариативную часть общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «Живопись» и является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Программа учебного предмета направлена на создание условий для познания обучающимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребѐнка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре. Программа включает в себя несколько тем, содержанием которых являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на 4 выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремѐсел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение. Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приѐмов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества. 2. Срок реализации учебного предмета. Программа рассчитана на 3 года обучения для обучающихся, поступающих в возрасте 9 лет. Продолжительность учебных занятий составляет 34 недели из расчета 3 часа в неделю в 1-2 год обучения и 4 часа в 3 год обучения. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Основы декоративно-прикладного искусство» при 3-летнем сроке обучения составляет 340 аудиторных часа. В связи с большой загруженностью обучающихся в общеобразовательной школе самостоятельная работа программой не предусмотрена. 4. Форма проведения учебных занятий Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в групповой форме, численность группы – от 10 до 15 человек. Для развития навыков творческой работы обучающихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения. Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими 5 учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности школы. 5. Цели и задачи учебного предмета Цели: формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества; формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи: обучающие: научить основам художественной грамоты; сформировать стойкий интерес к художественной деятельности; овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства; научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества; научить приѐмам составления и использования композиции в различных материалах и техниках; научить творчески использовать полученные умения и практические навыки; научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы; воспитательно-развивающие: пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству; раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребѐнка; формировать творческое отношение к художественной деятельности; 6 развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение; приобщить к народным традициям; воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество. 6. Обоснование структуры программы Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения . Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); 2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); 3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); 4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов). Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий: 1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале. 2. Освоение приѐмов работы в материале. 7 3. Выполнение учебного задания. Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале. 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремѐслам, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями. Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с учѐтом возрастных особенностей детей, а также с учѐтом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает знакомство обучающихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества. Содержание программы включает следующие основные направления: 1. Работа с бумагой. 2. Традиционные виды росписи. 3.Декупаж. 4. Батик. 5. Гобелен. 5. Текстильная кукла. Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремѐслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества. 8 1. Учебно-тематический план «Основы ДПИ» 1 класс № 1 Наименование темы Кол-во часов Беседа о ДПИ. 3 Аппликация 2 Виды и структуры орнаментов. Аппликация из цветной бумаги «Осенняя сказка». Понятия о геометрическом и растительном орнаменте. Раппорт. 3 3 Стилизация природных форм. Художественная аппликация. 3 Традиционные виды росписи. 4 Народные художественные промыслы. Эскиз для росписи разделочной доски. 6 5 Стилизованная роспись по твердому материалу. Роспись разделочной доски .Акрил, вскрытие лаком. 6 6 Городецкая роспись на шкатулке. От эскиза до изделия. 12 Декупаж 7 Декупаж как техника декорирования. Основы, теория и приемы. 3 8 Изготовление разделочной доски в стиле декупаж. 3 9 Изготовление ключницы или чайного домика 6 9 в стиле декупаж. Гобелен 10 Введение, история развития ткачества. Гобелен. 3 11 Оборудование, инструменты и материалы, применяемые в ткачестве. Заправка небольшого станка рамы основой. 3 12 Разработка эскиза образца с рисунком из геометрических фигур. 3 13 Плетение гобелена по разработанному эскизу. 6 Батик 14 История росписи по ткани. Трафаретная роспись, набивная техника. 15 Холодный батик. Основные методы и приемы росписи по ткани. «Золотая рыбка» . Композиция в холодных оттенках. 16 17 Виды и особенности композиционного построения в ДПИ и технике батик. Декоративная композиция(витраж или модульное построение)Букет с цветами. Использование в композиции цветных контуров. Контраст. Составление композиции «Ночной город». Применение контуров для ткани при декорировании. Соль. итого 10 3 3-эскиз 6-изготовление 6-эскиз 6-изготовление 3-эскиз 9-изготовление 102 «Основы ДПИ» 2 класс № Наименование темы Кол-во часов Аппликация 1 Выполнение эскиза аппликации «Мой любимый герой книги» или «Сказочный персонаж» 9 2 Выполнение аппликации «Мой любимый герой книги» или «Сказочный персонаж» 9 Батик 3 Горячий батик . Основы техники. Выполнение салфетки в узелковой технике. 3 4 Выполнение эскиза салфетки в технике «горячий батик» в одно перекрытие. Растительная композиция, силуэт. Позитив и негатив. 6 5 Выполнение горячего батика «Позитив, негатив». 9 6 Выполнение эскиза в технике холодного батика «Бабочка» с использованием черного контура. 9 7 Выполнение панно в технике холодного батика «Бабочка» с использованием черного контура. 9 8 Выполнение эскиза в технике холодного батика «Зимняя сказка» . 6 9 Выполнение панно в технике холодного батика «Зимняя сказка» 6 Гобелен 10 Ткачество в одеже народов России. Гобелен. 11 3 11 Основы плетения поясов в народных костюмах. 3 12 Плетение пояса. 9 13 Разработка эскиза сумки в технике гобелен. «Этнические мотивы» . Геометрический орнамент. 6 14 Изготовление сумки в технике гобелен. «Этнические мотивы» . Геометрический орнамент. 15 15 Сборка сумки, закрепление ручки, сшивка, декор. 3 итого 12 102 «Основы ДПИ» 3 класс № Наименование темы Кол-во часов Текстильная кукла 1 Текстильная кукла в ДПИ 3 2 Разработка эскизов текстильной куклы в национальных костюмах народностей России. 9 3 Выкройка тела куклы, набивка, формирование головы. 6 4 Сборка куклы. 6 5 Вывязывание и закрепление волос. 9 6 Оформление лица куклы. 6 7 Выкраивание одежды куклы. 3 8 Шитье одежды куклы в национальном стиле. 12 9 Вязание или шитье обуви. 6 10 Сбор готового изделия. Декорирование. 6 Батик 11 Выполнение платка в узелковой технике 3-4 цвета. 9 12 Роспись прозрачными акриловыми красителями элементов одежды. (майки, футболки) 9 13 Выполнение эскизов к батику «Подсолнух, Мак» 6 14 Выполнение батик «Подсолнух, Мак» с применением узелковой техники окрашивания 15 13 ткани. Гобелен 15 Разработка эскиза к гобелену . «Растительные мотивы» в технике полотняного плетения. 9 16 Выполнение гобелена . «Растительные мотивы» в технике полотняного плетения. 22 итого 136 2. Годовые требования. Содержание разделов и тем 1 год обучения Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве . Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием , с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе. 2. Виды и структуры орнаментов. Аппликация из цветной бумаги «Осенняя сказка». Понятия о геометрическом и растительном орнаменте. Раппорт. Виды орнаментов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. Типы орнамента – ленточный, сетчатый и замкнутый. Ритм и симметрия в орнаменте. 3. Стилизация природных форм. Художественная аппликация. Отбирая главное преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю изображения. Цель: Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможностями декорирования. 4. Народные художественные промыслы. Эскиз для росписи разделочной доски. Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Приемы нанесения различных мазков. Цветовая палитра в каждом виде росписи. 14 Цель: знакомство с художественными промыслами России. Задача: Овладение техническими навыками. Изображение элементов различных росписей. Материал: гуашь, бумага, кисти 5. Стилизованная роспись по твердому материалу. Роспись разделочной доски .Акрил, вскрытие лаком. Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся. 6. Городецкая роспись на шкатулке. От эскиза до изделия. Декупаж. 7. Декупаж как техника декорирования. Основы, теория и приемы. История возникновения техники декупаж. Основные материалы и инструменты. Знакомство с материалами, которые используются в работе. 8. Изготовление разделочной доски в стиле декупаж. Приклеивание салфетки классическим способом. «Что может декупаж». Дизайнерские возможности декупажа. 9. Изготовление ключницы или чайного домика в стиле декупаж. Понятие композиции. Декупаж на дереве. Гобелен. 10.Введение, история развития ткачества. Гобелен. Обзор-ознакомление с историей возникновения и развития гобелена, его видами и географией изготовления: мильфлѐры, аррасы, вердюры, гротески, петербургские шпалеры и т.д. 11.Оборудование, инструменты и материалы, применяемые в ткачестве. Заправка небольшого станка рамы основой. Ознакомление с основными этапами выполнения гобелена, их последовательностью. Ознакомление с инструментами, материалами и приспособлениями для ручного ткачества: основные понятия и определения, виды и свойства, приѐмы работы, техника безопасности. Темы практических занятий. Работа с наглядными пособиями. Организация рабочего места. 12.Разработка эскиза образца с рисунком из геометрических фигур. Гуашь,пастель. 13.Плетение гобелена по разработанному эскизу. Ознакомление с техниками ткачества: для школьников младшего и среднего звена – уточный репс, кромка, закрепление утков на общей нити основы, контур. Завершение 15 работы над изделием (украшения, аксессуары).Выполнение этапов обработки гобелена (выполнение цепочки-плетѐнки, срезание гобелена с рамы для ткачества, связывание концов основы, примѐтка концов основы) оформление работы сообразно назначения изделия (использование бисера) Батик. 14.История росписи по ткани. Трафаретная роспись, набивная техника. Провести беседу о способах нанесения узора на ткань ручным способом: набойка, холодный и горячий батик, свободная роспись; красители и инструменты, применяемые при росписи тканей. Материалы и приспособления, необходимые для работы. Знакомство с технологией натягивания ткани на подрамник. Изготовление платка 30×30 см. 15.Холодный батик. Основные методы и приемы росписи по ткани. «Золотая рыбка» . Композиция в холодных оттенках. Основные приѐмы и методы росписи по ткани. Холодный батик. Упражнения или мини-композиция, например «Золотая рыбка» (пяльцы или подрамник 20х30). Основы цветоведения. Использование в композиции холодных цветов. Эскиз (акварель, восковые мелки). 16.Виды и особенности композиционного построения в ДПИ и технике батик. Декоративная композиция(витраж или модульное построение)Букет с цветами. Использование в композиции цветных контуров. Основы цветоведения. Использование в композиции контрастных цветов. Эскиз гуашь, формат, например 40х50 и др. 17.Контраст. Составление композиции «Ночной город». Применение контуров для ткани при декорировании. Соль. (эскиз – гуашь, 40х50), перенос рисунка при помощи кальки. Применение контуров по ткани. Содержание разделов и тем 2 год обучения Аппликация 1. Выполнение эскиза аппликации «Мой любимый герой книги» или «Сказочный персонаж». Гуашь,акварель. Развитие чувства ритма как неотъемлемого выразительного средства в организации пространства и плоскости. 2. Выполнение аппликации «Мой любимый герой книги» или «Сказочный персонаж». Картон, цветная бумага. 16 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Батик. Горячий батик . Основы техники. Выполнение салфетки в узелковой технике. Освоение новых приемов и закрепление ранее пройденных знаний о росписи по ткани. Узелковая техника. Выполнение горячего батика «Позитив, негатив». освоение практических навыков работы. Простой батик в два цвета; применение изобразительных средств – линия и пятно. Декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью изменения форм, цветовых отношений, наполнения декором называется стилизацией. Выполнение горячего батика «Позитив, негатив». Выполнение эскиза в технике холодного батика «Бабочка» с использованием черного контура. Акварель, пастель. Выполнение панно в технике холодного батика «Бабочка» с использованием черного контура. освоение практических навыков работы; изучение технологических и изобразительных особенностей работы. Натягиваем ткань, переносим с картона рисунок. Обводим рисунок черным резервом при помощи стеклянной трубочки. При помощи фена сушим резерв. Роспись выполняем анилиновыми красителями в соответствии с эскизом. После высыхания красителя проверяем тональность. Выполнение эскиза в технике холодного батика «Зимняя сказка» . освоение навыков составления декоративной композиции; выделение сюжетно-композиционного центра; плоскости листа; выразительное колористическое решение. Форэскизы, эскиз в тоне, эскиз в цвете. Картон. Выполнение панно в технике холодного батика «Бабочка» с использованием черного контура. Перевод рисунка на ткань. Окрашивание ткани оттенками светлых тонов. Просушка ткани феном. Нанесение прозрачным резервом линий. Просушка резерва феном. Окрашивание ткани разведенным водой красителем средней тональности. Просушка ткани феном. Нанесение прозрачным резервом линий. Просушка резерва феном. Окрашивание ткани неразведенным водой красителем. Необходимо следить за грамотным наложением цвета на цвет, избегая перекрытий контрастным цветом. Гобелен. 10.Ткачество в одеже народов России. Гобелен. 17 11.Основы плетения поясов в народных костюмах. Знакомство с местными традициями художественного ткачества. Тканые пояса и их характерные особенности. 12.Плетение пояса. Знакомство с приемами выполнения витого пояса на основе двух, трех и четырех нитей, простейшие цветовые гармонии. Выполнить шнур, опояску или пояс. Оформить конец простой кистью. 13.Разработка эскиза сумки в технике гобелен. «Этнические мотивы» . Геометрический орнамент. Выполнение эскиза в цвете, затем увеличение эскиза до нужного размера. 14.Изготовление сумки в технике гобелен. «Этнические мотивы» . Геометрический орнамент. Заправка небольшого станка-рамы основой. Сновка основы вкруговую через верхний и нижний вал с сохранением ровного натяжения нитей по всей длине сновки и равномерной укладкой нитей. Выполнение образца гобелена с рисунком из геометрических фигур в материале. 15.Сборка сумки, закрепление ручки, сшивка, декор. Содержание разделов и тем 3 год обучения Текстильная кукла. 1.-10. Ознакомление с видами кукол: мягкая, бескаркасная кукла; кукла на проволочном каркасе; кукла марионетка; классическая кукла; авторская кукла; народная кукла. Жанры, техника исполнения, назначение. Особенности тканых, гобеленовых кукол. Этапы их изготовления. Правила выполнения эскиза, правила подготовки рамы для ткачества, технология ткачества, правила обработки изделия, способы оформления. Анализ характерных ошибок. История и методика Вольдорфской куклы. Правила . Изготовление Вольдорфской куклы (куклы-«Бабочки», «Сплюшки»). Особенности изготовления головы куклы, вышивки глаз и ротика. Ткани и материалы необходимые для работы. Практическая работа. Изготовление вальдорфской текстильной куклы. подбор ткани и раскрой тельца куклы соединение деталей кроя 18 выворачивание и плотное набивание тельца синтепоном изготовление головы куклы соединение головы с туловищем изготовление одежды для куклы окончательная отделка Повторение пройденной темы. Анализ работ. Мини- зачѐт. Батик. 11. Выполнение платка в узелковой технике 3-4 цвета. «Узелковый батик». Материалы и разновидности узлов. Этапы работы: вощение верѐвки, принципы вязания узлов - виды узлов, крашение. Используемые материалы: шѐлковый платок, анилин, восковая свеча, бечѐвка. 12. Роспись прозрачными акриловыми красителями элементов одежды. (майки, футболки). Применение навыков росписи по ткани в дизайне одежды. освоение практических навыков работы;изучение технологических и изобразительных особенностей работы. Майку, футболку можно натянуть при помощи английских булавок на картонную коробку 13.-14. Выполнение батик «Подсолнух, Мак» с применением узелковой техники окрашивания ткани. Сочетание холодного или горячего батика с приемами окрашивания ткани с помощью узлов Задачи: - усвоение новых знаний по данному виду оформления ткани; - освоение практических навыков работы; - изучение технологических и изобразительных особенностей работы; - знакомство с законами цветоведения; - воспитание исследовательских качеств. В соответствии с замыслом окрашиваем ткань при помощи узлов, перевязывания, прошивания. Доработка ведется в техниках холодного или горячего батика. Гобелен. 15-16. Выполнение гобелена . «Растительные мотивы» в технике полотняного плетения. Подбор материала для составления эскиза Разработка эскизов (выбирается лучший эскиз). Выполнение эскиза в цвете, затем увеличение эскиза до нужного размера и внесение пропорциональных и цветовых уточнений. Подбор нитей нужного цвета и качества. 19 Заправка небольшого станка-рамы основой. Сновка основы вкруговую через верхний и нижний вал с сохранением ровного натяжения нитей по всей длине сновки и равномерной укладкой нитей. Выполнение работы на станке-раме. 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Декоративно-прикладное искусство». 1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов. 2. Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности. 3. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.). 4. Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом. 5. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла. 6. Умение работать с различными материалами. 7. Умение работать в различных техниках. 8. Навыки заполнения объѐмной формы узором. 9. Навыки ритмического заполнения поверхности. 10. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения. 11. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором. 12. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов. 13. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения. 14. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности. 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и 20 корректирующую функции. Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости обучающихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность. Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (контрольный урок) проводится в форме творческих просмотров работ обучающихся по полугодиям за счет аудиторного времени. На просмотрах обучающимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования. 2. Критерии оценок Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку обучающихся. «5» (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объѐме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения. «4» (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. «3» (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен. 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1. Методические рекомендации педагогическим работникам. Для развития навыков творческой работы обучающихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребѐнка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста. Применяются следующие средства дифференциации: 21 а) разработка заданий различной трудности и объѐма; б) разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала обучающимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Обучающиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий: тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; частично-поисковые, где обучающиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов; творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. 2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и школы искусств. Для эффективного выполнения домашней работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних заданий». 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 1. Список методической литературы 1. Аверьянова М.Г. Гжель – российская жемчужина. – М., 1993 22 2. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. – М., 1989 3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. – М., 2010 4. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность. – Северный паломник, 2008 5. Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. – М.: Аст-Пресс Книга, 2009 6. Вернер Шульце. Украшения из бумаги. – М.: Арт-Родник, 2007 7. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. – М.: Аст-пресс, 2005 8. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. – М.: Изобразительное искусство,1984 9. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994 10. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. – Горький,1988 11. Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник / Сост. А.А. Теличко, В.И. Рыженко. – М.: Оникс, 2008 12. Русские художественные промыслы. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010 13. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, – М., 2006 14. Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. – М.: Аст-пресс, 2006 15. Неменский Б.М. Программы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс. – М.: Просвещение, 2009 16. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. – М.: Просвещение, 1985 2. Список учебной литературы 1. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 2. Дорожин Ю. Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 3. Клиентов А. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2010 4. Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2003 5. Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел. – М.: Эксмо, 2003 6. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия / Сост. Н.Г. Юрина. – М.: АСТ, 1998 3. Средства обучения На уроках прикладного творчества используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель 23 мог ознакомить обучающихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приѐмами работы над заданием. Типы пособий: натуральные наглядные пособия – образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Для показа сложных приѐмов обработки материала используются детали увеличенного размера. Возможно использование предметно-технологической карты; образец – это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленѐн на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными; устное описание внешнего вида предмета и его конструкции – способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества; электронные образовательные ресурсы – мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные – слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи; материальные – для полноценного усвоения заданий каждого раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для батика), бумагой разных видов, гелевыми ручками и др. 24