Структура программы учебного предмета 1.Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цель и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета 2. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Годовые требования 3. Требования к уровню подготовки учащихся - Требования к уровню подготовки на различных этапах 4. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание - Критерии оценки 5. Методическое обеспечение учебного процесса 6. Список литературы и средств обучения - Методическая литература - Учебная литература - Средства обучения 1.Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Данная общеразвивающая программа учебного предмета «История изобразительного искусства» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-0139/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства. За основу данной учебной программы взята программа по истории изобразительного искусства для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств,1986 года Ю.Н. Протопопова. Составлена программа с учѐтом рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации по разработке программ учебных предметов дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств. Так как общеразвивающие программы, в отличие от предпрофессиональных, не завязаны на подготовку профессиональных деятелей культуры, значит, они должны развивать «многие свойства личности понемногу», и не выделять приоритетов среди многообразных способностей. Поэтому автор программы считает, что учащийся по предмету « История изобразительного искусства» должен получить «общее развитие». Общее развитие отождествляется с развитием способностей – свойств личности, обуславливающих успешность решения человеком тех или иных задач. Занятие историей изобразительного искусства по данной программе будут способствовать выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретут умение видеть прекрасное и научатся любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; научатся преобразовывать действительность «по законам красоты». Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребѐнка в современном обществе. В младшем школьном возрасте ребенок наиболее любознателен, открыт для познания нового, поэтому этот возраст благоприятен для развития творческого начала личности ребенка. Педагогическая целесообразность: в процессе обучения дети в интересной, увлекательной форме учатся совместным действиям и переживаниям, знакомятся с лучшими образцами художественного слова, получают стимул к собственному творчеству. Предложенная учебная программа «История изобразительного искусства» включает основные разделы по истории западно-европейского, русского и советского искусства и построена таким образом, что данный курс освещает ключевые периоды в развитии и формировании европейского и русского искусства: Первобытное искусство, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Эпоха Возрождения, Древнерусское искусство, Русское искусство 18- нач.21в.. Периоды (древний Рим, Искусство Средних Веков, искусство Европы 17-20 вв.) даются обзорно, чтобы у учеников сложилась целостная картина развития мирового и отечественного искусства. . История русского изобразительного искусства изучается во взаимосвязи с региональным компонентом. Региональный компонент представлен изучением истории изобразительного искусства Кубани. В ходе реализации программы ученик должен овладеть знанием основных этапов развития изобразительного искусства. Также иметь представление о наиболее известных творческих направлениях и течениях в изобразительном искусстве и уметь дать им обоснованную оценку Знакомство с миром искусства даѐт учащимся возможность повысить свой уровень культуры. Духовное осмысление и художественное освоение действительности настраивает человека на самосовершенствование и гармонизацию внутреннего "я" с внешней средой. Наверно, поэтому понятие "искусство" часто заменяют синонимами "художественная культура", "духовные ценности" или "эстетика". Обращая внимание на связь этих понятий, содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных и душевных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также осваивать формы эстетической деятельности. Основные принципы программы: История изобразительного искусства» - предмет, направленный на развитие художественного восприятия учащихся. Логика построения данного курса подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях изобразительного искусства, через уяснение взаимоотношений его с окружающей действительностью, формирование представлений об основных этапах развития искусства. Таким образом, учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями Реализация программы позволит включить механизм воспитания каждого члена коллектива, даст педагогу возможность увидеть ребенка в активной деятельности, сформировать индивидуальный план его развития и своевременно скорректировать издержки и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Срок реализации учебного предмета При реализации программы учебного предмета «История изобразительного искусства» в области изобразительного искусства со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «История изобразительного искусства» при 3-летнем сроке обучения составляет 204 часа. Из них 102 часа – аудиторные занятия, 102часа – самостоятельная работа. Сведения о затратах учебного времени Вид учебной работы, нагрузки, аттестации. Годы обучения Полугодия Количество недель Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка Вид промежуточной аттестации Затраты учебного времени Всего часов 1-й год 1 2 16 18 2-й год 3 4 16 18 3-й год 5 6 16 18 102 16 18 16 18 16 18 102 16 18 16 18 16 18 102 32 36 32 36 32 36 204 зачет зачет зачѐт Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в форме аудиторных занятий фронтально (мелкогрупповая и групповая форма занятий) или в индивидуальной форме, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения. Консультации контрольным проводятся урокам, зачетам, с целью творческим подготовки конкурсам учащихся и к другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Цель и задачи учебного предмета Так как общеразвивающая программа не готовит будущих профессиональных деятелей культуры, а даѐт общее развитие и развивает многие свойства личности понемногу, поэтому содержание учебного предмета должно способствовать успешному решению учащимися тех или иных задач. Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, формирование практических умений, навыков и компетенций осуществлять универсальные действия: -личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация), -регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), -познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем), -коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера). Основная цель общеразвивающей программы «История изобразительного искусства»: Общее знакомство учащихся с изобразительной культурой человечества на материале пластических искусств. Развитие у учеников художественного восприятия, кругозора, эстетического вкуса и чувства стиля эпохи, научить их анализировать и систематизировать явления и достижения мирового искусства. Цель достигается решением ряда задач: 1. Формирование общих представлений об изобразительном искусстве, знакомство с видами пластических искусств, получение представлений об основных этапах развития искусства. 2. Получение первичных знаний в области историко-теоретической подготовки: - первичных знаний о видах народного художественного творчества; -первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области изобразительного искусства; -знаний основных средств выразительности в области изобразительного искусства; -знаний наиболее употребляемой терминологии в области изобразительного искусства; 3. Расширение общеобразовательного и культурного кругозора учащихся, развитие их эстетического вкуса. 4. Обучение основам работы со специальной литературой по изобразительному искусству, систематизации и обобщению почерпнутой информации, адаптации еѐ для решения творческих задач. Содержание учебного предмета должно соответствовать целям и задачам общеразвивающей программы, в том числе: создания условий для художественного образования, воспитания, духовно-нравственного развития детей; эстетического овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира; Таким образом, данный предмет развивает способности, которые дают общее развитие. История изобразительного искусства способствует: формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства. Содержание учебного предмета направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об изобразительном искусстве, приобретение детьми начальных, базовых художественнотворческих умений и навыков. Одна из основных задач курса –постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с эти необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих в борьбе идеалы своего времени. Обоснование структуры программы Дополнительные общеразвивающие программы не опираются на федеральные государственные требования, содержание образования и сроки обучения в них определены разработчиками (педагогами) и утверждены организацией Обоснованием дополнительного структуры программы являются образования. «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-0139/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства и программа по истории изобразительного искусства для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств, 1986 года Ю.Н. Протопопова. Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» построено с учетом возрастных особенностей учащихся и включает следующие разделы и темы: Раздел I.Искусство Древнего мира и Средневековья Раздел II. Русское искусство X - XVII вв. Раздел III. Искусство Западной Европы XIV-XVII вв. Раздел IV. Искусство Западной Европы XVII - XIX вв. Раздел V. Русское Искусство XVIII века- XIX века Раздел VI. Западно – Европейское искусство конца XIX - XX вв. Раздел VII. Русское искусство XX в.- XXI в. Структура программы учебного предмета 1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процесс 2.Срок реализации учебного предмета 3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета 4.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; 5.Распределение учебного материала по годам обучения; 6.Описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; 7.Формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Содержание учебного предмета соответствует целям и задачам общеразвивающей программы, в том числе: создания условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей; овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира. Методы обучения объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; исследовательский; эвристический, метод стимулирования и формирования мотивации к учебной деятельности, методы эмоционального стимулирования , методы развития познавательного интереса методы формирования ответственности и обязательности, методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (наблюдения за учащимися, устный опрос, тесты, контрольные работы, проверка домашних заданий, самопроверка) Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Учащиеся могут использовать Интернет для сбора дополнительного материала в ходе самостоятельной работы. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по истории мировой культуры, художественными альбомами. Учебная аудитория, предназначенная для изучения учебного предмета «История изобразительного искусства» оснащена видеооборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлена наглядными пособиями. Технические средства обучения: диапроектор, интерактивная доска, компьютер, принтер, сканер, ксерокс и т.д. Фонд: Методический фонд (репродукции, слайды, диски и т.д.) II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно-тематический план Первый год обучения № п/п Наименование темы Количество часов I полугодие 1. Введение 3 2 Раздел I.Искусство Древнего мира и 13 Средневековья 3 Тема 1.1.Первобытное искусство 3 4 Тема 1.2.Античное искусство 6 5 Тема 1.3.Искусство Средних веков 4 Количество часов за 1-е полугодие 16 II полугодие 6 Раздел II. Русское искусство X -XVII вв. 12 7 Тема2.1.Древнерусское искусство X - XV вв. 5 8 Тема 2.2.Древнерусское искусство XVI -XVII вв. 7 9 Раздел III. Искусство Западной Европы XIVXVII вв. 6 10 Тема 3.1. Возрождение 6 Количество часов за 2-е полугодие 18 Итого: 34 Второй год обучения № п/п Наименование темы Количество часов I полугодие 1. Раздел IV. Искусство Западной Европы XVII 16 - XIX вв. 2. Тема 4.1.Искусство Западной Европы XVII 9 3 Тема 4.2.Искусство Западной Европы XVIII 7 века- XIX в. Количество часов за 1-е полугодие 16 II полугодие 4 Раздел V. Русское Искусство XVIII - XIX в в. 18 5 Тема 5.1.Русское Искусство XVIII века 8 6 Тема 5.2.Искусство России XIX века 10 Количество часов за 2-е полугодие 18 Итого: 34 Третий год обучения № п/п Наименование темы Количество часов I полугодие 1. Раздел VI. Западно-европейское искусство 7 конца XIX –XX вв. 2. Тема 6.1.Характеристика основных направлений 3 западноевропейского искусства к. XIX –XX вв 3 Тема 6.2.Распространение различных формалистических течений: кубизма, абстракционизма, сюрреализма и других направлений, быстрая смена их. 4 4 Раздел VII. Русское искусство XX в.- XXI в. 27 5 Тема 7.1.Русское искусство конца XIX - начала 5 XX вв. 6 Тема 7.2.История советского изобразительного 17 искусства 7 Тема 7.2.1.Изобразительное искусство периода 4 революции и гражданской войны Количество часов за 1-е полугодие 16 II полугодие 8 Тема 7.2.2.Изобразительное Искусство 20- 30-х 4 годов 9 Тема 7.2.3. Искусство в периода Великой 3 Отечественной войны 10 Тема 7.2.4.Искусство конца 40-х - 6 начала 80-х годов XX века 11 Тема 7. 3.Искусство постсоветского периода 3 12 Зачѐт. Искусство Советского и постсоветского периода 2 Количество часов за 2-е полугодие 18 Итого: 34 II . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1.Учебно-тематический план Первый год обучения № разде ла, Максима льная учебная нагрузка Название раздела, темы Самосто ятельная работа Аудитор ные занятия темы I полугодие 1 Введение 6 3 3 2 Раздел I.Искусство Древнего мира и Средневековья 18 9 13 3 Тема 1.1.Первобытное искусство 6 3 3 4 Тема 1.2.Античное искусство 12 6 6 5 Тема веков 8 4 4 6 Количество часов за 1-е полугодие 16 16 1.3.Искусство Средних 32 II полугодие 7 Раздел II. Русское искусство X - XVII вв. 24 12 12 8 Тема 2.1.Древнерусское искусство X - XV вв. 10 5 5 9 Тема 2.2.Древнерусское искусство XVI -XVII вв. 14 7 7 10 Раздел III. Искусство Западной Европы XIV-XVII вв. 12 6 6 11 Тема 3.1. Возрождение 12 6 6 Количество часов за 2-е полугодие 36 18 18 Количество часов в году 68 34 34 Второй год обучения № разде ла, Максима льная учебная нагрузка Название раздела,темы Самосто ятельная работа Аудитор ные занятия темы I полугодие 1 2 3 4 5 6 32 Раздел IV. Искусство Западной Европы XVII XIX вв. 18 Тема 4.1.Искусство Западной Европы XVIIв. 14 Тема 4.2.Искусство Западной Европы XVIII века - XIX в. Количество часов за 1-е 32 полугодие II полугодие Раздел V. Русское 36 Искусство XVIII века- XIX века Тема 5.1.Русское Искусство 16 XVIII века 20 Тема 5.2.Искусство России XIX века 16 16 9 9 7 7 16 16 18 18 8 8 10 10 Количество часов за 2-е полугодие 36 18 18 Количество часов в году 68 34 34 Третий год обучения. № п/п Максима -льная учебная нагрузка Название раздела,темы Самостоятельная работа Аудиторные занятия I полугодие 1 Раздел VI. Западноевропейское искусство конца XIX –XX вв. 14 7 7 2 Тема 6.1.Характеристика основных направлений западноевропейского искусства к. XIX –XX вв. 6 3 3 3 Тема 6.2.Распространение различных формалистических течений: кубизма, абстракционизма, сюрреализма и других направлений, быстрая смена их. Раздел VII . Русское искусство XX в. - XXI в. Тема 7.1.Русское искусство конца XIX - начала XX вв. Тема 7.2.История советского изобразительного искусства 8 4 4 54 27 27 10 5 5 34 17 17 Тема 7.2.1.Изобразительное искусство периода революции и гражданской войны 8 4 4 Количество часов за 1-е полугодие 32 16 16 II полугодие 8 Тема 7.2.2.Изобразительное 4 4 4 5 6 7 8 Искусство 20- 30-х годов 9 Тема 7.2.3. Искусство в периода Великой Отечественной войны 6 3 3 10 Тема 7.2.4.Искусство конца 40-х - 12 6 6 начала 80-х годов XX века 11 Тема 7.3.Искусство постсоветского периода 6 3 3 12 Зачѐт. Тема: Искусство Советского и постсоветского периода 4 2 2 Количество часов за 2-е полугодие 36 18 18 Количество часов в году 68 34 34 II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год обучения I полугодие Введение.(3 часа) Виды и жанры искусства. Что такое искусство. Для чего нужно изучать историю изобразительного искусства? Специфика изобразительного искусства. Искусство и общество. Особенность того или другого вида искусства. Знакомство со спецификой, терминологией изобразительного искусства. Изобразительные и выразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Жанры искусства. Учащиеся ведут конспект, записи по темам, выполняют зарисовки, домашние задания. По теме «Виды и жанры искусства» ведѐтся альбом с подбором репродукций. Раздел I. Искусство Древнего мира и Средневековья(13 часов) Тема 1. 1.Искусство первобытного общества.(3часа) Происхождение искусства его функции и связи с природой и бытом. Памятники первобытной культуры на территории России и Европы. Представления древнего человека, отраженные в произведениях первобытного искусства. Наскальная живопись на территории Испании. Франции, Африки, России. Возникновение скульптуры. Мегалитические сооружения, менгиры, дольмены, кромлехи, Стоунхендж. Первые памятники искусства на Кубани. Тема 1. 2.Античное искусство (6 часов) Эволюция искусства древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в Древнем Египте. Эволюция типов гробниц: мастаба, ступенчатая пирамида, скальная гробница. Развитие египетского скульптурного портрета: Большой сфинкс, статуи фараона Хефрена. Канон в египетской скульптуре. Этапы развития искусства Древней Греции. Сложение и эволюция ордера. Три типа ордера. Типы древнегреческого храма. Эволюция древнегреческой скульптуры. Чернофигурная и краснофигурная вазопись и ее сюжеты. Очаги античной культуры на территории Кубани. Вклад римлян в историю архитектуры и разнообразие типов архитектурных сооружений в Древнем Риме. Эволюция древнеримского скульптурного портрета, его реалистичность, психологизм . Тема 1. 3.Искусство Средних веков (4часа) Архитектура Византии. Канон в византийской живописи. Ведущая роль архитектуры в синтезе искусств - средневековья. Романский стиль. Строительство замков феодалов, крепостей, монастырей, церквей. Синтез искусства в готическом соборе. Усиление роли скульптуры в архитектурном ансамбле. II полугодие Раздел II. Русское искусство XI - XVII вв. (12 часов) Тема 2.1.Древнерусское искусство XI - XV вв. (5 часов) Древнерусское искусство. Искусство Киевской Руси. Деревянное и каменное строительство в Киеве (Киевский Софийский собор). Фрески и мозаика. Искусство Новгорода-вв. XI - XV вв., Новгородский Кремль. Новгородская София XI в.. Развитие одноглавого, четырехстолпного типа храма (церковь Федора Стратилата на Ручье, церковь Спасо-Преображения на Ильине улице, церкви Спаса на Нередице, Николы на Липне). Новгородская София. Фресковая живопись новгородских храмов. Роспись Феофана Грека в СпасоПреображенской церкви - шедевр средневековой живописи. Псковский Кремль. Росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения. Искусство Владимиро - Суздальского княжества- XII - XV вв. Церковь Покрова на Нерли. Успенский и Дмитриевский собор во Владимире. Искусство Москвы XIV- XV вв. Московский Кремль. Перестройка Московского Кремля и укрепление монастырей вокруг Москвы. Ансамбль Московского Кремля .Своеобразие русской архитектуры (приглашение иностранных мастеров: Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового). Застройка Кремля: Успенский собор. Грановитая палата(архитекторы Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари), Архангельский собор, Благовещенский собор. Колокольня (Храм – колокольня) Ивана Великого в Московском Кремле (архитектор Бон Фрязин). Значение творчества Андрея Рублева для развития древнерусской живописи. Одухотворенность и философская глубина его произведений. Иконостас - явление древнерусской живописи. Создание иконостасов в Благовещенском соборе Московского Кремля и роспись Успенского собора во Владимире (совместно с Даниилом Черным). Икона «Троица» - вершина древнерусской живописи, пример композиционного и колористического совершенства. Формирование общерусского стиля в архитектуре. Творчество Дионисия. Фрески Ферапонтова монастыря. Тема 2.2.Древнерусское искусство XVI -XVII вв.(7 часов) Строительство Китай города (30- е годы XVI в. итальянец - Петрок Малой).Возведение русским зодчим Фѐдором Конѐм Белого города в конце XVI века в Москве и крепости в Смоленске. Строительство церкви Вознесения в селе Коломенском под Москвой 1532 год. Появление приказа Каменных дел (1580 год). Собор Василия Блаженного. Деревянное зодчество. Шатровый стиль в архитектуре Ярусный стиль в архитектуре. Живопись. Школа Дионисия и Симон Ушаков. XVII век - это возрастающее значение светского начала в искусстве, жизнеутверждающий характер, декоративное великолепие. Ростовский Кремль. Теремной дворец Московского Кремля. Развитие русского деревянного зодчества (Дворец в селе Коломенском, церковь Преображения в Кижах). Характеристика «московского барокко» или «нарышкинского барокко»: композиционные и декоративные особенности нового архитектурного стиля XVII века. Церкви Покрова в Филях, Знамения в Дубровицах. Парсуна – отражение светских реалистических тенденций в живописи XVIXVII вв. Раздел III. Искусство Западной Европы XIV-XVII в в. (6 часов) Тема 3.1. Возрождение(6часов) Основные черты эпохи Возрождения. Периодизация в эпоху Возрождения. Раннее Возрождение. Творчество Джотто. Творчество Донателло. Архитектура. Основоположник нового стиля и крупнейший его представитель Браманте (проект собора св. Петра в Риме). Высокое Возрождение. Творчество С. Боттичелли "Весна" и "Рождение Венеры". Жизнь и творчество выдающихся художников-титанов эпохи. Творческий путь Леонардо да Винчи. Глубина портрета «Портрет Моны Лизы». Значение творчества Рафаэля. Творчество Микеланджело как наиболее яркое пластическое выражение идеалов Высокого Возрождения. Творчество Тициана. Открытия в области живописи в эпоху Позднего Возрождения. Джорджоне "Спящая Венера", Тициан "Кающаяся Магдалина", Особенности развития венецианской школы, сохранение ренессансных идеалов. Искусство Нидерландов и Германии в эпоху Возрождения. Альбрехт Дюрер - один из крупнейших гуманистов Возрождения. Его роль в создании общенационального направления немецкого реализма. Сравнение искусства итальянского Возрождения с искусством северного Возрождения. В первом классе учащиеся знакомятся с искусством древнего и античного мира, средних веков, русским искусством XI - XVII вв., искусством Возрождения. Дифференцированный зачѐт. К концу первого года обучения учащиеся должны: -знать виды и жанры изобразительного искусства; -иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества; -иметь представления о работе с книгой по искусству; -знать основные этапы развития искусства древнего мира; -знать типы древних сооружений; -усвоить понятие «канон»; -знать ордерную систему в древнегреческой архитектуре (дорический, ионический, коринфский ордер); -понимать образное содержание ордерной системы; -знать главные виды архитектурных сооружений Древнего Рима; -знать черты характерные для древнеегипетской, древнегреческой и древнеримской скульптуры. -знать основные характеристики византийского, романского и готического стилей; -иметь понятие о синтезе искусств, сложившемся в период готики; -познакомиться с основами древнеславянской культуры; -воспринимать своеобразие христианского сознания, выраженное в искусстве Киевской и Владимирской Руси; -знать характерные особенности художественной культуры Москвы 15-17 веков; -знать основные сооружения Московского Кремля; -знать основные произведения и творческий путь великих мастеров эпохи Возрождения; Второй год обучения I полугодие Раздел IV. Искусство Западной Европы XVII - XIX вв.(15 часов) Тема 4.1. Искусство Западной Европы XVII век (9 часов) Введение. Начало складывания единой мировой художественной культуры. Искусство Италии 17 века. XVII век – один из наиболее значительных этапов в развитии мировой художественной культуры. Разнообразие художественно-идейных течений в искусстве. Понятие стиля в искусстве. Три основных стилевых направления в искусстве: барокко, классицизм, реализм. Искусство Италии 17 века. Выдающийся барочный талант Бернини. Архитектурный ансамбль св. Петра в Риме. Демократизм и жизненная убедительность живописи Караваджо. Искусство Испании 17 века. Творчество Диего Веласкеса - вершина испанской реалистической живописи. Портреты кисти Веласкеса. Искусство Голландии 17 века. Демократизация голландской культуры в первой половине 17 века. Ведущая роль станковой реалистической живописи в голландском искусстве. «Малые голландцы». Творчество Рембрандта Ван Рейна – вершина реалистического искусства. Жизненный и творческий путь Рембрандта. Глава фламандской школы живописи – П. Рубенс. Творчество Рубенса – национальный вариант стиля барокко. Родина классицизма – Франция. Идеологическая основы и художественные нормы классицизма. Культ возвышенного и героического. Глава и крупнейший представитель классицизма во французской живописи – Н. Пуссен Тема 4.2.Искусство Западной Европы XVIII - XIX вв. (7часов) Франция XVIII века. Стиль Рококо. Архитектура. Городской дом – отель. Живопись. Черты стиля рококо. Знакомство с творчеством Ф. Буше, А. Ватто, О. Фрагонара. Творчество Ж. Б. Шардена как живописца быта. Натюрморт станковый. Скульптура. Этьен Морис Фальконе. Искусство эпохи просвещения. Создатель пластического гражданского портрета во Франции Антуан Гудон. Искусство Англии XVIII –нач. XIX. Уильям Хогарт «Девушка с креветками». Искусство эпохи Великой Французской буржуазной революции Франции. Жак Луи Давид и Жан Огюст Доминик Энгр. Искусство Испании конец XVIII - начало XIX века. Франциско Гойя. Основные черты прогрессивного революционного романтизма. Борьба романтизма классицизма. Т. Жерико – эмоциональное напряжение, динамика. "Офицер конных егерей...", "Плот "Медузы". Э. Делакруа - глава прогрессивного романтизма. Выражение пафоса революционной борьбы в картине "Свобода, ведущая народ" ("28 июля 1830 г."). Жанровое мно- гообразие творчества Делакруа. Творчество Э. Делакруа – пафос революционной борьбы. Искусство импрессионизма и постимпрессионизма Создание новой живописной системы в западноевропейском искусстве XIX в. Значение творчества Э. Мане в борьбе с салонным искусством. Творчество Э. Дега. К. Моне – вождь импрессионизма. Разработка пленэра. Значение и обаяние образов О. Ренуара. Скульптор О. Роден. Влияние импрессионизма на развитие искусства других стран. Постимпрессионисты – предтечи современного западно - европейского искусства. Творчество П. Сезанна – значение цвета в моделировке формы. Подчѐркнутая эмоциональная выразительность, экспрессивность живописи В. Ван Гога. Творчество П. Гогена. II полугодие Раздел V. Русское Искусство XVIII века- XIX века Тема 5.1.Русское Искусство XVIII (8 часов) Реформы Петра 1 и их влияние на культуру. Новый тип города Санкт – Петербург. Творчество иностранных мастеров в России и определяющая роль русских национальных традиций в их творчестве. Архитектурные проекты Д. Трезини. Типовое строительство. Архитектура Д. Трезини (Петропавловский собор, Летний дворец, здание двенадцати коллегий). Развитие скульптуры начала XVIII века, появление новых видов и жанров. Образ Петра I в творчестве Б.К. Растрелли. Развитие русского реалистического портрета. Творчество И.Никитина («портрет Прасковьи Иоанновны»). Творчество А. Матвеева («Автопортрет с женой»).. А. Антропов. Камерный портрет. Парадный и реалистический портрет. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский. Екатерининский дворец в Царском Селе. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Развитие паркового искусства. Развитие реалистического портрета в русской живописи середины XVIII века. Творчество И.Я. Вишнякова («Портрет Сарры Фермор»), И.П. Аргунова («Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»). Становление классицизма в русской живописи. Понятие «академическая живопись» и «академизм». Значение образования Петербургской Академии художеств в развитии русского искусства. Система обучения в старой Академии художеств. Творчество А.П. Лосенко - мастера исторической картины («Владимир и Рогнеда»).Острота и объективность социальных характеристик образов Ф.И. Шубина - мастера реалистического скульптурного портрета: бюсты М.В. Ломоносова, А.М.Голицына, Павла I. Патриотический пафос монументальных скульптур М.И.Козловского яркого представителя русского классицизма: памятник А.В.Суворову, «Самсон». Формирование в архитектуре стиля русского классицизма. Творчество крупнейших архитекторов России 2 пол. XVIII века: В.И.Баженов (проект реконструкции московского Кремля, дворцовый ансамбль в Царицыно, дом П.Е.Пашкова в Москве), М.Ф.Казаков (здание Сената, здание Голицынской больницы, колонный зал Благородного собрания в Москве), И.Е.Старов (Таврический дворец в Петербурге). Становление бытового жанра и пейзажа как самостоятельных жанров в русской живописи. Тема 5.2.Искусство России XIX века (10 часов) Архитектура 19 века, как высшее достижение позднего классицизма: А.Н.Воронихин (Казанский собор), А.Д.Захаров (Адмиралтейство), Ж. Ф. Тома де Томон (Биржа). Крупнейший мастер архитектурных ансамблей К.И. Росси (здание Главного Штаба, Михайловский дворец, Александринский театр, здание Сената и Синода). Развитие культовой деревянной архитектуры на Кубани. Развитие культовой каменной архитектуры на Кубани Расцвет скульптуры зрелого классицизма. Творчество И.П. Мартоса: патриотизм и гражданственность памятника Минину и Пожарскому. Новые черты живописи начала 19 века. Интерес к жизни простого народа и национальному образу русского крестьянина. Развитие жанровой живописи в творчестве А.Г. Венецианова. Его роль в развитии русской реалистической живописи. Образы русских крестьян и элементы русского пейзажа в картинах А.Г. Венецианова. («Гумно», «Весна. На пашне», «Захарка», «Автопортрет»). Венециановская школа. Черты романтизма в русском искусстве начала 19 века. Творчество О.А. Кипренского - реалистический характер его портретов: Д.Н.Хвостовой, мальчика Челищева, Е.В. Давыдова, А.С. Пушкина, Е.С. Авдулиной, Автопортреты. Академические традиции и черты романтизма, классицизма в творчестве К.П. Брюллова. Историческая и портретная живопись К.П. Брюллова: («Последний день Помпеи», «Всадница», «портрет А.Н. Струговщикова», «Автопортрет»). Творчество великого русского художника А.А. Иванова. Работа над картиной «Явление Христа народу». Значение творчества А.А. Иванова для развития русского реалистического искусства. Творчество П.А. Федотова. Бытовые картины как сатирическое изображение различных социальных слоев общества: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор», «Вдовушка». Портреты кисти П.А. Федотова. Творчество одного из основоположников критического реализма в русской живописи В.Г.Перова. Обличение духовенства: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах». Изображение тяжелой доли русского народа: «Проводы покойника», «Тройка». «Бунт четырнадцати»- борьба за демократическое искусство. Организация Петербургской артели художников. Возникновение Товарищества передвижных художественных выставок - объединения передовых сил русского искусства. И.Н. Крамской - организатор, теоретик и идейный вождь передвижников. Портреты передовых деятелей русской литературы: Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова. Нравственно-философская картина «Христос в пустыне». Образы крестьян: «Полесовщик», «Мина Моисеев». Величавость и эпическая широта пейзажей И.И. Шишкина: «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу». Рисунок в творчестве И.И. Шишкина. Лиризм и тонкие нюансы настроения в пейзажах Ф.А. Васильева: «Оттепель», «Мокрый луг». И.Е. Репин - великий русский художник-реалист. Этапы творчества. Отображение тяжелой жизни народа: «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии». Историкореволюционная тема: «Арест пропагандиста», «Не ждали». Исторические картины: «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Портреты Л.Н. Толстого, П.А. Стрепетовой, М.П. Мусоргского. Эскизы портретов к картине «Торжественное заседание Государственного Совета». Яркость типов, особенности композиционного решения. Мировое значение творчества И.Е. Репина. В.И. Суриков - великий русский исторический живописец «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы». Интерес к сильным историческим личностям: «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове». Творчество И.И. Левитана - вершина развития русского национального пейзажа. Передача настроения и чувств человека в характере изображаемой природы: «Осенний день. Сокольники», «Березовая роща». Поиски монументального обобщения и философски осмысленного образа русской природы: «Март», «Золотая осень», «Вечер. Золотой плес», «Над вечным покоем», «Владимирка». Обобщающий образ России: « Озеро. Русь». Композиция и колорит произведений. Значение творчества Левитана для развития русского пейзажного искусства. Камерность пейзажа, основы пленэрной живописи в творчестве В.Д. Поленова: «Московский дворик», «Бабушкин сад». К концу второго года обучения учащиеся должны: Иметь представление об основных художественных школах европейского искусства XVII века; -знать отличительные черты стилей «барокко» и «классицизм»; -знать творческий путь и основные произведения П.П. Рубенса и Рембрандта ван Рейна; -знать отличительные черты живописи «Малых голландцев»; -знать стили: барокко, классицизм . - знать основные этапы развития европейского искусства XVIII -XIX вв.; -иметь представление о стилевом смешении в русской архитектуре 18 века; -знать характерные черты русского скульптурного классицизма 18 века; -знать главные жанры 18 века; усвоить отличительные черты стиля «ампир»; - знать отличительные черты направления живописи 19 века; - иметь представление об эклектике в архитектуре 19 века -знать творческий путь и основные произведения русских художников 19 и 18 вв. Третий год обучения I полугодие Раздел VI. Западно-европейское искусство конца XIX –XX вв.(7 часов) Тема 6.1.Характеристика основных направлений западноевропейского искусства к. XIX –XX вв . (3часа) Модерн . Авангардные направления в искусстве XX века. Особенности стиля модерн в архитектуре: новые образцы зданий: богатые особняки, доходные дома, банки, театры, вокзалы. Отрицательное отношение к традициям ордерной архитектуры, использование пластических возможностей металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Баухауз как идеологический, производственный и учебный центр художественной жизни Европы. Творчество Антонио Гауди и Ле Корбюзье. Символизм. Символизм, как интернациональное направление в искусстве конца XIX века. Влияние символизма на все современное искусство. Понятие «символ» и «символизм . Тема 6.2.Распространение различных формалистических течений: кубизма, абстракционизма, сюрреализма и других направлений, быстрая смена их.(4 часа) Эволюции художественных стилей и направлений в зарубежном искусстве ХХ века, отходе от реализма, провозглашении независимости искусства от действительности. Причины возникновения различных формалистических течений: кубизма, абстракционизма, сюрреализма и других направлений, быструю смену их. Модернизм как отражение идеологии века. Фовизм – первое художественное течение в ХХ веке. А. Марке, А. Матисс, А. Дерен. А. Матисс- представитель фовизма в искусстве: красочность, декоративность его творчества. Экспрессионизм. Объединения «Мост» и «Синий всадник» в Германии. Кубизм– П. Пикассо. Особенности различных периодов его деятельности. «Голубой» и «розовый» периоды. «Старик нищий с мальчиком», «Бедняки на берегу моря», «Девочка на шаре». Период кубизма. «Авиньонские девицы» (1908), «Облокотившийся Арлекин» (1909). Аналитический и синтетический кубизм. «Портрет Вильгельма Удэ» (1910).«Скрипка, висящая на стене» (1903). Обличение античеловеческой сущности фашизма: «Герника» (1937). Сюрреализм в творчестве Сальвадора Дали, Ив Танги, Андре Массона . Раздел VII. Русское искусство XX в.- XXI в.(27часов) Тема 7.1.Русское искусство конца XIX - начала XX вв.(5 часов) Творчество В.А.Серова - великого русского портретиста. Колористическое мастерство и новаторство живописных приемов в ранних работах художника: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем». Историческое полотно: «Петр I». Пейзажная живопись: «Заросший пруд. Домотканово».. Творчество М.А.Врубеля. Живописное мастерство, повышенная эмоциональность образов.Фантастические образы М.А.Врубеля: «Демон», «Царевна-лебедь», «Пан». Стиль «модерн» в русской архитектуре начала XX века. Объединения художников «Мир искусства». Обращение к истории русского искусства 18 века. Работы А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, Л.С. Бакста, как художников сцены и графиков. Творчество Н.К. Рериха. Вклад «Мира искусства» в развитие русской культуры. Объединения «Бубновый валет», «Голубая роза», «Ослиный хвост». Новые приемы в живописной системе. Творчество И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, П.В. Кузнецова. Тема 7.2.История советского изобразительного искусства(17часов) Тема 7.2.1.Изобразительное искусство периода революции и гражданской войны(4 часа) Первые мероприятия советской власти в области искусства и сохранения художественного наследия прошлого. Расцвет агитационного массового искусства. «Окна сатиры РОСТА». Плакаты М. М. Черемных и В.В. Маяковского. Творчество Д. С. Моора и В. Н. Дени. Агитационный фарфор. Возникновение творческих групп и направлений (АХРР, ОСТ, «Четыре искусства» и др.). Многообразие творческих исканий. Творчество К.С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки. Тема 6.2.2.Изобразительное Искусство 20- 30-х годов(4 часа) Развитие новых архитектурных форм: А.В. Щусев, К.С. Мельников, В.Г. Шухов. Развитие монументальной скульптуры. Творчество В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница». Революционный пафос произведений К.Ю. Юона, А.А. Рылова. . Формалистические направления в искусстве 20 годов XX века (футуризм, беспредметное искусство). Творчество М. Шагала, В. Кандинского, К. Малевича. Значение станковой картины. Творчество М.Б. Грекова, Б.В. Иогансона. Портретная живопись в произведениях С.В. Малютина, Г.Г. Ряжского. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве 30-х годов. Тема 6.2.3. Искусство периода Великой Отечественной войны(3 часа) Советское искусство в период Великой Отечественной войны: большая мобилизующая роль плаката и политической карикатуры. Плакаты И.М.Тоидзе, работы Кукрыниксов. Графические работы Д.А. Шмаринова и А.Ф. Пахомова. Отражение массового героизма народа в живописи. А.А.Дейнека «Оборона Севастополя», А.А. Пластов «Фашист пролетел», С.В.Герасимов - «Мать Партизана». Патриотическая роль исторической живописи П.Д. Корин - триптих «Александр Невский». Решение творческих задач в области монументальной скульптуры. Монумент Воина-освободителя в Трептов - парке в Берлине, мемориальный комплекс Мамаева кургана в Волгограде (Е.В.Вучетич), памятник А.С.Пушкину в Санкт- Петербурге (М.К.Аникушин) Тема 6.2.4.Искусство конца 40-х - начала 80-х годов XX века (6 часов) Обращение к темам прошедшей войны: Ю. Непринцев, А. Лактионов, братья Ткачѐвы А. и С., В. Попков. Тема борьбы за мир. Отражение созидательного труда советских людей в творчестве Т. Яблонской, С. Чуйкова, Т. Салахова. Портретный жанр: П. Корин, Д. Жилинский, С. Викторов. Развитие индустриального пейзажа: Г. Нисский, М. Сарьян.Натюрморт: В. Стожаров, Ю. Никич. Монументальная и портретная скульптура: Е. Вучетич, Н. Томский, М. Аникуниш, А. Кибальников. Творчество С. Коненкова. Архитектура - массовое строительство: Лужники, Дворец пионеров, Кремлѐвский дворец Съездов. Декоративно-прикладное искусство – возрождение художественных промыслов: лаковая миниатюра Палех, Мстѐра, Федоскино, Хохломская роспись. Тема 7.3.Искусство постсоветского периода (3 часа) Реформирование советского общества и влияние этого процесса на искусство. Многообразие художественных стилей и направлений(от реализма до постмодернизма. Илья́ Серге́евич Глазуно́в — советский и российский художник-живописец, педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. «Ленинградская весна», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Джордано Бруно», «Мистерия ХХ века» «Вечная Россия», «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус». Серия портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства. Алекса́ндр Ма́ксович Ши́лов советский и российский художникживописец и график, автор портретов. Основное направление – реализм, жанр – портрет. Человек для художника является неисчерпаемым источником вдохновения. Портреты знаменитых людей: «Сын Родины» (Ю.А. Гагарин); «В день Победы. Пулеметчик П.П. Шорин»; «Академик Н.Н. Семенов»; «Архиепископ Пимен»; «Кинорежиссер С. Бондарчук»; «Драматург В. Розов»; «Народный артист СССР Евгений Матвеев»; «Портрет матери», «После бала» (Наталья Богданова)». Михаи́л Миха́йлович Шемя́кин российский и американский художник и скульптор. Лауреат Государственной премии РФ, Народный художник Кабардино-Балкарии, Народный художник Республики Адыгея. Мемориал «Жертвам политических репрессий» , Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» в Москве на Болотной площади , «Архитекторам - первостроителям» в Петербурге, монумент Петру Великому. Стиль и образы картин кубанских художников: Г.Булгакова,С.Дудко,Н.Евсы,А.Нечитайло,С.Саидова. Монументальное искусство Кубани. Творческие портреты А.Аполлонова, А.Корнаева, В.Пчелина, А.Киселя. В третьем классе учащиеся закрепляют и совершенствуют навыки, приобретенные во втором классе. К концу третьего года обучения учащиеся должны: -понимать, насколько поиски новой формы в русском искусстве начала 20 века отражали новое содержание эпохи; -знать особенности стиля «модерн»; -познакомиться с идейным содержанием модернизма и его главными направлениями; -знать творчество художников русского авангарда; -уметь выделять основные периоды в развитии советского искусства и их особенности; - знать основные этапы развития искусства революции, советского периода, ВОВ; - знать наиболее известные произведения выдающихся советских художников и скульпторов; - уметь различать индивидуальный «почерк» художника; - понимать образное своеобразие современного искусства; - посещать выставки художников наших дней. III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ По окончании всего курса по истории изобразительного искусства ученик должен: -знать основные этапы развития искусства; -знание основных понятий изобразительного искусства; -знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве; - иметь сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству; -уметь определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности; - иметь навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, -уметь выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств; - иметь навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника; - иметь навыки анализа произведения изобразительного искусства; -уметь в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Программа «История изобразительного искусства» предусматривает текущий и промежуточный контроль. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости фронтального опроса, викторины, кроссворды, отчеты (выставки художника). о в форме посещении музея Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ, оценки заносятся в классный журнал. Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции). Итоговый контроль в виде дифференцированного зачѐта проводится в конце каждого года обучения. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ УЧАЩИХСЯ 1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся). «5» (отлично) – 90% 100% правильных ответов; «4» (хорошо) – 70% 89% правильных ответов; «3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов. 2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства. «5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале; «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил ошибки; 1-2 «3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов. 3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции. «5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачипроекта; «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта; «3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ФРОНТАЛЬНЫХ ОТВЕТОВ 1. Активность участия. 2. Умение собеседника почувствовать суть вопроса. 3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. 4. Самостоятельность. 5. Оригинальность суждений. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методику занятие следует направлять на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей обучающихся, их познавательной и творческой активности. Освоению этих задач наиболее соответствует проблемное обучение. Виды занятия могут быть разнообразными (рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар, киноурок, экскурсия и т.д.), как и формы работы обучающихся (работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение задания на классификацию произведений и т.д.), но основным принципом подхода к изучению материала должна стать постановка проблемы и поиск путей ее решения. Большего развития требуют самостоятельные суждения обучающихся об увиденных произведениях. Для этого полезно проводить занятия на атрибуцию, на классификацию произведений. В процессе изучения истории искусств большое место отводится внеклассным занятиям: проведению викторин, конкурсов, диспутов, посещению музеев, выставок, экскурсиям, походам и т.д. Важнейшей составляющей учебно-методического обеспечения является образовательная программа по истории изобразительного искусства для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств,1986 года Ю.Н. Протопопова. Разработаны электронные презентации по творчеству художников ,которые входят в содержание программы. Подготовлены и разрабатываются новые тематические подбороки по отдельным заданиям, способствующие обновлению содержания и улучшению качества образовательного процесса. Используются Интернет-ресурсы. Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, VI. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Бондарев Г. Ожидающая культура. Эзотерические очерки русской истории и культуры. Москва, «Эксмо», 1996г. 2. Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. Москва. «Наука», 1972г. 3. Гнедич П.П. История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим. Москва. «ЭКСМО», 2005г. 4. Гнедич П.П. История искусств. Высокое Возрождение. Москва. «ЭКСМО», 2005г. 5. Гнедич П.П. История искусств. Древняя и Московская Русь. Москва. «ЭКСМО», 2005г. 6. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. Современная версия. Москва. «ЭКСМО», 2007г. 7. Гнедич П.П. История искусств. Западно-европейское барокко и классицизм. Москва. «ЭКСМО», 2005г. 8. Гнедич П.П. История искусств. Искусство средних веков. Москва. «ЭКСМО», 2005г. 9. Гнедич П.П. История искусств. Итальянский Ренессанс. Москва. «ЭКСМО», 2005г. 10. Гнедич П.П. История искусств. Северное Возрождение. Москва. «ЭКСМО», 2005г. 11. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск 2. Северное Возрождение. Москва, «Искусство», 1989г. 12. Доброклонский М.В., Чубова А.П. История искусства зарубежных стран. Москва, «Изобразительное искусство», 1980г. 13. Краснова О.Б. Искусство Средних веков и Возрождения. Энциклопедия, - Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2001г. 14. Маргарет Эстон. РЕНЕССАНС. Москва, «Белый Город», 1997г. 15. Милотворская М.Б. История русского искусства, Москва, 1981г., «Изобразительное искусство». 16. Неклюдова М.Г. История русского искусства. Москва, «Изобразительное искусство», 1980г. 17. Плотников В.И. История русского искусства. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Москва, 1980г. 18. Сарабьянов Д. История Русского искусства (конца ХIХ – начала ХХ века), Москва, «АСТ-ПРЕСС» 2001г. 19. Словарь искусств. Москва. ТОО «Внешсигма», 1996г.