Структура программы учебного предмета 1. Пояснительная записка -Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета -Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цель и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета 2.Содержание учебного предмета -Учебно-тематический план - Годовые требования 3. Требования к уровню подготовки учащихся -Требования к уровню подготовки на различных этапах 4. Формы и методы контроля, система оценок -Аттестация: цели, виды, форма, содержание - Критерии оценки 5.Методическое обеспечение учебного процесса 6.Список литературы и средств обучения -Методическая литература - Учебная литература - Средства обучения Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-0139/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств. Целью преподавания предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» в школах искусств является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. В задачи преподавания изобразительного искусства входит: - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве; - формирование художественно-творческой активности школьников; Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Возраст детей, приступивших к освоению программы 9-12 лет. Данная программа построена так, чтобы максимально были задействованы: жизненный опыт учащихся, их наблюдения, фантазия, навыки, умения. Недельная нагрузка по предмету «Основы изобразительной грамоты и рисования» составляет 3часа в неделю. Занятия могут проходить фронтально и в индивидуальной форме. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, воспитывает в них вкус при восприятии художественного наследия, дает понимание различий видов, жанров и стилей классического и народного искусства. А тематическая цельность программы поможет обеспечить тесную эмоциональную связь духовной культуры ребенка с мировой художественной культурой. Игровые технологии на уроках позволят глубже понять изучаемую тему, связать изобразительное искусство с музыкой, литературой, историей России, Кубани, мира и будут способствовать созданию большей выразительности и образности в работах учащихся. Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме выпускного экзамена или дипломного проекта на историческую тему. Срок реализации учебного предмета При реализации программы учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» при 3-летнем сроке обучения составляет 612 часов. Из них 306 часов – аудиторные занятия, 306 часов – самостоятельная работа. Сведения о затратах учебного времени Вид учебной Затраты учебного времени работы, нагрузки, аттестации. Годы обучения 1-й год 2-й год Полугодия 1 2 3 4 Количество 16 18 16 18 недель Аудиторные 32 36 32 36 занятия Самостоятельная 32 36 32 36 работа Максимальная 64 72 64 72 учебная нагрузка Вид зачет зачет промежуточной аттестации Форма проведения учебных занятий Всего часов 3-й год 5 6 16 18 32 36 306 32 36 306 64 72 612 Экзамен Занятия проводятся в форме аудиторных занятий фронтально или индивидуальной форме, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Цель учебного предмета Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области изобразительного искусства. Задачи учебного предмета Задачами предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования являются: - освоение терминологии предмета; - приобретение знаний в области изобразительной грамоты; - приобретение знаний в области истории изобразительной культуры; - формирование понятий о видах и жанрах изобразительного искусства; - приобретение умений и навыков изображения средствами рисунка, живописи с натуры и по памяти предметов окружающего мира; - формирование умения создавать художественный образ и добиваться эмоциональной выразительности средствами цвета, светотона; - воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения. Структура программы учебного предмета Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки учащихся; - формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы »Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический (освоение технических приемов работы в различных техниках); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебной и методической литературой. Кабинет должен быть оснащен мольбертами, подиумами, софитами, компьютером, интерактивной доской 2.СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» составлена с учетом сложившихся традиций реалистической школы обучения изобразительному искусству, а также принципам наглядности, последовательности, доступности. Она должна способствовать развитию у учащихся фантазии, наблюдательности, интереса к изобразительной деятельности, воспитывать в них желание обучиться различным техническим приемам, способам изображения, привить интерес к познанию основных правил, законов композиции и приобщить их, привить любовь к мировой художественной культуре. Содержание программы разделено на блоки так, чтобы учебный материал каждого раздела максимально усваивался и закреплялся учениками. А чередование заданий по рисунку, живописи и композиции способствовало укреплению интереса к обучению, формированию устойчивых умений и навыков у учеников. Темы учебных заданий расположены в порядке их постепенного усложнения, но преподаватель может менять порядок расположения заданий или менять сами задания, используя свои авторские методики. Итогом обучения предмету «Основы изобразительной грамоты и рисования» считаю воспитание у учащихся умения вести длительную работу. По живописи это работа в технике лессировок, по композиции это умение поэтапно грамотно вести работу от поиска сюжета и эскиза до законченности и цельности в тоновом и цветовом решении. Но в процессе обучения основной формой обучения считаю краткосрочные задания с решением узких учебных задач. На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания. Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам: - основы цветоведения; - наглядная, наблюдательная (цветовая, тоновая) перспектива; - технические приемы акварельной живописи, гуаши; - теплохолодность, светотень в решении объема в живописи; - фактура, материальность; - основные законы и правила станковой композиции; - основные правила формальной композиции; - основные принципы декоративной композиции; - средства выразительности для создания художественного образа средствами живописи; - решение плановости; - цельности в композиции. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно-тематический план Первый год обучения 1 полугодие Календ сроки Темы и содержание занятий 1.Знакомство с графическими материалами и средствами выразительности «точка, штрих, линия, пятно». А-3, гр. кар. Цель: знакомство с графическими материалами и средствами выразительности «точка, штрих, линия, пятно. Задачи: развитие понимания выразительности тонового решения в рисунке, понятия композиционного равновесия, композиционного центра (акцента выразительности), создать рисунок отдельных сочиненных образов, состоящих из точек, штрихов, линий и пятен. 2. Знакомство с предметом «Живопись», с живописными материалами. Цвета основные, дополнительные (контрастные). Выполнение упражнений на изучение приемов работы акварелью. А – 3, акварель. Цель: знакомство с предметом «Живопись», с живописными материалами, основными цветами. Задачи: изучение материала «акварель», приемов работы акварелью – заливка, переход от цвета к цвету, получение дополнительных цветов путем смешения основных, изучение своей палитры. 3.Беседа о предмете «Композиция» на примерах работ художников. Создание иллюстрации к волшебной фантастической сказке. А – 3, гуашь. Цель: дать понятие о композиции, как о выразительной гармонии, об эмоциональной образной нагрузке цвета, о технике работы гуашью (по-сырому, мазками, сухая кисть и т. д.) Задачи: обучение приемам организации плоскости, линейное, цветовое решение иллюстрации в соответствии с содержанием, настроением сказки. 4.Основные характеристики цвета. Спектр. Сближенные цвета Понятие «гамма». А – 3. Гуашь. Цель:развитие образного, ассоциативного мышления, усвоение понимания значения света, цвета, тона для решения Кол-во часов 6 часов 6 часов 3часа 3часа сюжетно-композиционного центра. Задачи: поиск оригинального композиционного решения, достижение максимальной выразительности цветового решения, создание композиции на основе прослушанной музыкиП.И. Чайковского «Времена года», передача настроения произведения, используя вариативность мазка в гуаши. 5.Цветовой круг. Составление палитры теплых и холодных оттенков. Аппликация из рваной бумаги. «Наша планета» - от Антарктиды до Сахары. 1) создание композиции в теплой, холодной гамме с поиском композиционного равновесия. 2) создание композиции на выявление композиционного центра. А – 3, Цветная бумага, каталоги журналов, клей. Цель: усвоение понятия теплохолодности, закрепление понятия «выделение главного», «силуэтное изображение с натуры фигур людей». Задачи: формировать умение чередовать элементы, располагать их в зависимости от формы и места в плоскости листа и умение акцентировать цветом и пятном главное. 6.Основные характеристики цвета. «Бабочки». Упражнения на смешение цветов. Подбор цветов. А – 3, акварель. Цель: углубление знакомства с основными свойствами цвета: цветовым тоном, светлотой, насыщенностью. Задачи: добиваться выразительности, полного сходства по цвету натуры и изображения. 7. Формальная композиция. Понятие и основные правила. Создание гармоничной формальной композиции с использованием геометрических фигур и основных цветов. А- 3, акварель, гуашь - по выбору. Цель: знакомство с основными правилами формальной композиции, основными ошибками при компоновке. Задачи: достичь равновесия каждого цвета, для придания большей выразительности можно дополнительно использовать черный цвет и белый (в гуаши). 8. Аппликация из газет с использованием 3главных элементов и уравновешивание их дополнительными элементами. А – 3, газеты, клей, цветной картон для фона. Цель: закрепление понятия «Равновесия». Задачи: создание выразительной уравновешенной композиции согласно правилам формальной композиции,достижение тонового равновесия в заданном формате. 6часов 3часа 6часов 3часа 9.Линия, как средство выразительности. «Монотипия» «Люди и животные», «Кошки», «Лошади». А – 3, валик, масляная краска. Создание выразительной линейной композиции. Цель: усвоение понятия линейного и тонового равновесия. Задачи: развитие воображения, решения центра композиции и подчинение остальных частей и элементов главному, связь композиционного центра и фона (послойное изображение -принцип театральной мизансцены). 10.Статика и динамика. Изучение пропорций фигуры человека. Композиция на спортивную тему. Выбор техники исполнения по желанию. А – 3. Цель: усвоение понятий «равновесие», «динамическое равновесие». Задачи: создание цельной динамичной композиции. 11.Техника работы по – сырому. «Цветы и насекомые, Цветочный, кошачий, собачий рынок». А – 3, акварель. Цель: знакомство с техникой работы по – сырому, развитие творческой фантазии. Задачи: создание выразительной уравновешенной композиции, с гармоничными сочетаниями цветов. 12.Контрольная работа. Цель: проверка полученных знаний и умений. Задачи: Создание композиции на свободную тему с ярко выраженным композиционным центром и с гармонизированными сочетаниями цветов. А – 3, гуашь. 2 полугодие: 13.Объем предмета – свет, тень, полутень, граница между светом и тенью. Штрих, пятно. Геометрическая форма – принцип организации мира. Цилиндр, шар, куб, пирамида, принцип распределения света – зарисовки. А – 3. Карандаш. Цель: знакомство с основными геометрическими формами, с принципом распределения освещения на геометрических формах. Задачи: научить учащихся уметь анализировать форму и изображать ее изобразительными средствами. 14. Зарисовки натюрморта из 2 мягких игрушек. Штрих вариативный по форме. А – 3. Карандаш. Цель: закрепление навыка штриховки с учетом формы. Задачи: компоновка натюрморта из 2 предметов, создание выразительного рисунка при помощи штриховки, попытаться добиться фактурности. 3часа 3часа 3часа 3часа 3часа 3часа 15 Формат и размер плоскости изображения. Организация замкнутого изображения в формате: по кругу, по овалу, по треугольнику. Тема свободная: «танец», «сон», «детство». А – 3, гуашь. Цель: знакомство с типами формата, замкнутое, разомкнутое расположение элементов изображения в формате. Знакомство с этапами исполнения станковой композиции – сюжет, линейный рисунок, цветовое решение. Задачи: создание композиции в цвете с замкнутым расположением элементов в формате на свободную тему. 16.Графическая композиция. «Семья инопланетян». «Лесная больница». «Автопортрет». А – 3. Карандаш, гелиевая ручка. Цель: знакомство с графическими средствами выразительности, с различными графическими материалами. Задачи: владение выразительными возможностями линии, пятна. Умение правильно выбирать размер изображения, соотношение пятен и фона. 17.Композиция на равновесие. Статика. «Мой друг. Моя мама. Моя семья». А – 3. Материал по выбору. Цель: понятие об организации изобразительной плоскости, закрепление понятия линейного и тонового равновесия. Задачи: добиться равновесия каждого пятна, цвета. 18.Динамика.Знакомство с пропорциями фигуры человека. Композиция на движение. «Праздник. Спорт. Борьба». А -3. Материал по выбору. Цель: развитие у детей чувства ритма, пластики. Задачи: добиться в композиции чередования темных, светлых пятен, контрастных цветов. 19.Композиция «Дно морское» с выявлением композиционного центра. Техника исполнения на выбор: акварель, аппликация, гуашь, фломастеры. А – 3. Цель: выработка у учащихся чувства формата, динамики и акцента пятном, цветом. Задачи:при помощи аппликативного метода добиться выразительного асимметричного разноцветного расположения элементов с активным акцентом. 20.Фактура: мех, кора, дерево, песок, галька (берег моря). А – 3. Карандаш, гелиевая ручка. Цель: добиться у учащихся чувства фактуры, тональной разницы в решении фактуры. Задачи: используя вариативность штриховки добиться иллюзорности решения фактуры. 3часа 3часа 3часа 3часа 3часа 3часа 21.Натюрморт на фактуру – веточка сосны в стакане, шишки, орехи. А – 3. Карандаш, гелиевая ручка. Цель: приучить учащихся к законченности, цельности решения натюрморта. Задачи: добиться композиционной выразительности, тональной и фактурной завершенности. 22. Натюрморт по поводу натуры – птица, камни, рыбы, камыш. А – 3. Карандаш. Цель: добиться тональной и фактурной выразительности. Задачи: творческое композиционное решение тематического натюрморта по поводу натуры, цельность тонального решения. 23.Этюд кувшина. Что делает форму кувшина видимой? Свет, тень, полутень, граница между светом и тенью – моделируют форму предмета. А – 3. Акварель. Цель: лепка формы кувшина заливками акварелью по форме. Задачи: решение теплохолодности, фона, объема кувшина. Главное требование - акварельность 24.Этюды овощей, фруктов. А -3. Акварель. Цель: закрепление понятия моделировки формы. Задачи: композиционное размещение этюдов в листе, лепка формы предметов цветом. 25.Задание на ограничение в цвете. «Зоопарк». «Человек и животные». А -3. Акварель. Гуашь. Цель: изучение палитры, приучать писать сложными цветами. Задачи: композиционное выделение главного в композиции, закрепление понятия «гамма». 26.Зарисовка формы предметов близких к геометрическим формам. А -3. Карандаш. Цель: повторение приемов моделировки формы, закрепление пройденного материала. Задачи: добиться выразительности в решении формы предметов и падающих теней карандашом. 27.Задание на развитие фантазии. Цветовые гармонии противоположных цветов. «Театр», «Цирк», «Радость». А -3. Акварель. Цель: используя приемы «кляксографии» добиться фантастических сочетаний цветов, выражающих эмоциональный строй замысла. Задачи: развитие фантазии, творческой инициативы учащихся, создание цельного, многоцветного эскиза. 28.К./ Р. Этот волшебный фантастический мир. Акварель. А- 3. Цель: проверка усвоенных знаний. Задачи: развитие творческого потенциала учащихся. 3часа 3часа 3часа 3часа 3часа 3часа 3часа 3часа 29.К./ р. «Моя Кубань». Гуашь. А- 3. Цель: проверка усвоенных знаний. Задачи: привитие любви к своему краю, городу, улице, семье. 30.Контрольная работа. Этюд. Кувшин, яблоко. А- 3. Цель: проверка усвоенных знаний. Задачи: передать объем предметов с помощью светотени и цвета. 2 год обучения 3часа 3часа 1 полугодие 1. Этюд цветов. Техника а-ля прима. Понятие цветовоздушной среды.А-3. Акварель. Цель: закрепление технического приема а-ля прима (живопись в один слой). Задачи: двуплановая компоновка, решение тональноцветовых отношений 2.Понятие «Рефлекс». Этюд овощей. А-3. Акварель. Цель: освоить на практике понятие «рефлекс». Задачи: грамотная компоновка. Лепка формы цветом, показать свет, тень, полутень, границу между светом и тенью, рефлекс. 3.Орнамент в круге. Блюдо. Поднос. Необходимость сочетания размеров элементов изображения с размерами и форматом композиции. А-3. Гуашь. Цель: познакомить учащихся с элементами орнаментальной росписи, ритмом. Задачи: добиться чередования элементов по тону и цвету, а также сочетания размеров элементов изображения с размерами и форматом композиции. 4.Закон контраста и нюанса. Его использование для выделения сюжетно – композиционного центра. Образ злого героя, доброго. А-3. Гуашь. Цель: использовать цвет как выразительное средство эмоциональной характеристики (теплый, холодный, печальный, добрый). Задачи: выполнить линейный рисунок на контрасте размеров, а цветовое решение на контрастных группах цветов. 5.Контраст. Большое, маленькое. Тема свободная. (Мальчик с пальчик. Дюймовочка и т.д.). А-3. Акварель. Цель: закрепление понятий: линейный контраст, тоновой, цветовой, психологический. Задачи: выполнить линейный рисунок на контрасте размеров, а цветовое решение на контрастных группах цветов. 3часа 3 часа 3 часа 3часа 3 часа 6.Нюанс. Этот фантастический мир. Мир цветов, птиц, травы, насекомых, животных. А-3. Материал по выбору. Цель: закрепление понятия «нюанс». Задачи: выполнить композицию на контрастные и нюансные сочетания цветов. 7. Натюрморт с контрастными драпировками, узорами, фактурами и предметами. Выразительное графическое изображение. Карандаш, гелиевая ручка. А-3. Цель: добиться выразительной оригинальной компоновки с учетом пятновой раскладки натюрморта в тоне. Задачи: решить натюрморт в тоне с чередованием пятен, узоров, фактур. 8. Натюрморт с контрастными драпировками и предметами. Этюд на выразительность тоновую и цветовую. А-3. Акварель. Цель: передача больших цветовых отношений. Задачи: последовательное выполнение длительной работы в технике лессировок. 9. Ритм. Его использования для выделения сюжетно – композиционного центра. Ритм – организующее начало в композиции. Спортивная тема. А-3. Гуашь. Цель: знакомство с линейным ритмом, примерами спокойных, напряженных ритмов. Задачи: выполнить динамичную композицию с линейным ритмом, чередованием светлых, темных, ярких, контрастных цветов и плавным перетеканием одного объема в другой. 10.Ритм в формальной композиции. Чередование и повтор в ритме. Узор. Использование правила «раппорта» в декоративном искусстве для передачи ритма. А-3. Материал по выбору. Цель: закрепление понятия «ритм». Задачи: организация в формате замкнутой ритмической структуры с использованием чередования одного и того же элемента. 11.Понятие «рефлекс», повторение. Натюрморт с белым блестящим предметом и яркими драпировками. А-3. Акварель. Цель: усвоение понятия выразительности в живописи. Задачи: добиться грамотной компоновки, решения больших цветовых отношений, показать рефлексы на каждом предмете и от каждого. 3 часа 3 часа 3 часа 3часа 3 часа 6часов 12.Этюды на материальность – металл, дерево, стекло. А-3. Акварель. Цель: лепка формы предметов мазком по форме. Важно, чтобы каждый мазок точно соответствовал по цвету и рисунку натуре. Задачи: через разбор цвето-тональных отношений добиться материальности. 6 часов 13. Драпировка с 2-3 складками висящая вертикально. Решение в цвете. А-3. Акварель. Цель: лепка формы драпировки мазком по форме складки. Задачи: компоновка, краткосрочный этюд драпировки. 3 часа 14. К./работа. А-3. Акварель, гуашь. Цель: проверка знаний и умений. Задачи: требование методически последовательно вести работу. 2 полугодие 16..Симметрия и выделение сюжетно – композиционного центра. «Мой двор, моя улица, мой край». А -3, гуашь. Цель: закрепление понятия «симметрия». Средства выразительности для выделения композиционного центра Задачи:решение композиции с симметричным расположением элементов и уравновешением левой и правой части формата по тону и цвету. 17.Асимметрия и выделение сюжетно – композиционного центра. «Гонки», «Джунгли», «Лошади». А-3. Гуашь. Цель: закрепление понятия «асимметрия». Задачи: выполнение эскизов на асимметричное расположение элементов, композиционный центр выделить более яркими, активными цветами или на контрасте к основным оттенкам. 18.Этюды одиночных предметов на материальность. А-3. Цель: решение этюдов в технике а-ля прима. Задачи:решение этюда мазком по форме с точным подбором оттенка цвета в каждом конкретном кусочке формы натуры. 19.Сложная форма. Зарисовки одиночных предметов. Лепка формы.А-3. Карандаш. Цель: повторение правил распределения освещения на предметах геометрической формы. Задачи: привитие учащимся умения анализировать сложную форму, представить сложную форму в виде простых форм, и решить форму тоном. 3 часа 3часа 6 часов 6часов 6 часов 20.Свет – как средство для решения сюжетно – композиционного центра и выделения главного. Графическое решение композиции на свободную тему. А – 3. Карандаш. Цель: добиться выразительности в графическом решении композиции. Задачи:оригинальность композиционного решения, добиваться выполнения закона выразительности (темное должно быть на светлом, светлое должно быть на темном). Композиционный центр выделяем или более темным пятном, или более мелкой фактурной проработкой главного. 21.Значение линий (прямых, кривых, горизонтальных, вертикальных), как элементов изображения и выражения необходимого содержания, их служебная роль. Кляксография, предварительное нанесение на лист бумаги беспорядочных клякс, линий, пятен, их произвольная группировка. А – 3, гелиевая ручка. Цель: развитие образного, ассоциативного мышления, фантазии. Задачи: найти среди хаоса пятен, линий образ чего или коголибо, дополнить изображение линиями, штриховкой, довести рисунок до законченности. 22.Соотношение и равновесие объектов разной формы с форматом и размером композиции. Использование аппликативного метода: геометрические фигуры (условные объекты изображения) двигать в листе, давать возможность детям уравновесить формат. Цветовая аппликация (поиск композиционного равновесия –использовать основные цвета).А-3. Гуашь. Цель: привить учащимся чувство равновесия формата Задачи: пятна основных цветов уравновешивать поочередно, добиться цельности абстрактной композиции, гармонизировать композицию по цвету. 23. Гризайль.Натюрморт из 2 предметов. А-3. Гуашь. Цель: привитие чувства тона. Задачи: скомпоновать, построить, вылепить форму цветом, добиться материальности. 24. Натюрморт в холодной сближенной гамме.А-3. Акварель. Цель: сознательно выдерживать холодную гамму. Задачи: скомпоновать, построить, вылепить форму цветом, добиться материальности, показать рефлексы. 25. Натюрморт в теплой сближенной гамме.А-3. Акварель. Цель: сознательно выдерживать теплую гамму. Задачи: скомпоновать, построить, вылепить форму цветом, добиться материальности, показать рефлексы. 3 часа 3 часа 3 часа 3часа 3 часа 3 часа 26.К/р. Симметрия в статичном решении композиции. «Кубань в прошлом, настоящем, будущем». «Праздничный город».А-3. Гуашь. Цель: проверка усвоенных знаний, повторяя правила организации плоскости листа в формальной композиции, при выполнении эскизов перенести их (эти правила) в станковую композицию. В эскизах добиваться симметричности и уравновешенности. Задачи:пропорционально перенести все элементы с эскиза на формат, выполнить пятновую раскладку в цвете, с уравновешиванием каждого цветового оттенка, добиться цельности решения симметричной композиции. 27. К/р. Асимметрия и динамика. Асимметричность в организации формата, передача движения, ритм. «Атака», «Спорт», «Животные», «Цирк». А-3. Материал по выбору учащихся. Цель: проверка усвоенных знаний, в эскизах добиться асимметричного расположения элементов, чтобы максимально передать движение в композиции. Задачи пропорционально перенести все элементы с эскиза на формат, выполнить пятновую раскладку в цвете с активно, ярко выраженным центром, добиться ощущения движения в решении асимметричной композиции. 28. К/р. Натюрморт из 2 предметов. А-3. Акварель. Цель: проверка знаний и умений учащихся. Задачи: скомпоновать, построить,решить в цвете, грамотная техника исполнения. 3 год обучения 1полугодие 1.Овощи, фрукты на нейтральном фоне.Этюд. А-3. Акварель. Цель: повторение техники а-ля прима. Задачи: грамотная компоновка и построение, решить цветом свет, тень, полутень, рефлекс, теплохолодность в решении этюда. 2.Цвет предметный, обусловленный. Цветное освещение – желтое. Овощи, фрукты.Этюд. А-3. Акварель. Цель: усвоение учащимися разницы между цветом предметным и обусловленным. Задачи: компоновка, построение, проанализировать освещение под воздействием желтого света и показать изменения в этюде. 3.Цвет предметный, обусловленный. Цветное освещение – красное. Овощи, фрукты.Этюд. А-3. Акварель. Цель: усвоение учащимися разницы между цветом предметным и обусловленным. 3 часа 6 часов 6 часов 3 часа 3часа 3часа Задачи: компоновка, построение, проанализировать освещение под воздействием красного света и показать изменения в этюде. 4.Цвет предметный, обусловленный. Цветное освещение – синее. Овощи, фрукты. Этюд. А-3. Акварель. Цель: усвоение учащимися разницы между цветом предметным и обусловленным. Задачи: компоновка, построение, проанализировать освещение под воздействием синего света и показать изменения в этюде. 5.Флористика из сухих листьев. Образы птиц, животных: «петух», «попугай». «Букет».Цветной картон А-3, клей, высушенные листики различной формы. Цель: развитие фантазии, образного и ассоциативного мышления, умение организовать формат. Задачи: создать задуманный образ, располагая, двигая листики, создавая образ и по всему формату. 6.Эскиз тарелки. Художественные средства, используемые для передачи ритма. Различные характеры ритма в зависимости от количества повторяемых объектов и количества повторений. А – 3, гуашь. Цель: знакомство с выразительными средствами, используемыми для передачи ритма, знакомство с различными характерами ритма. Задачи:создать эскиз тарелки, с повторами, чередованием цветов и светлых, темных пятен, добиться гармонии цветов. 7.Характер ритма при передаче состояния активного движения. «Зимние игры», «На катке», «В парке», «В зоопарке», «Праздник в городе». Чередование элементов в композиции – отдельные деревья и их группы, чередование фигур и групп, чередование цветовых и световых пятен в формате. Характер движения фигур.А-3. Гуашь. Цель: знакомство с различными характерами ритма при передаче состояния активного движения. Задачи: выполнить эскизы на поиск линейных ритмов с чередованием отдельных деревьев и их групп, чередованием фигур и групп, чередованием цветовых и световых пятен в формате. 8.Самостоятельная работа. Композиция на передачу активного движения. Тема свободная. А-3. Гуашь. Цель: проверка усвоенных знаний и умений, самостоятельная работа. Задачи: выполнить композицию на движение с чередованием отдельных деревьев и их групп, чередованием фигур и групп, чередованием цветовых и световых пятен в формате. 3часа 6 часов 3 часа 3 часа 3 часа 9.Применение различных видов контрастов и нюансов. Литературная тема: басня, сказка и т. д. Цветовые, тоновые, психологические контрасты, как резко выраженные отношения в произведении.А-3. Материал по выбору. Цель: знакомство с произведениями художников на различные виды контрастов и нюансов: нацветовые, тоновые, психологические контрасты. Задачи: выполнить композицию с применением цветового или тонового или психологического контраста. 10.Натюрморт в технике лессировок.А-3. Акварель. Цель: знакомство с лучшими работами в технике лессировок. Задачи:методически последовательно выполнить работу под руководством преподавателя. Добиться цельности. 11. Детский коврик. «Котята», «Щенята», «Козлята» с мамой. Техника исполнения по выбору.А-3. Материал по выбору. Цель: создание цельной уравновешенной композиции. Задачи: выполнение эскиза детского коврика с замкнутым расположением элементов, решение в цвете на контрастных группах цветов. 12. Декоративный натюрморт. А-3. Гуашь. Цель: создание плоскостной декоративной композиции из предметов быта, дополненную овощами, фруктами, цветами на Кубанскую тему. Задачи: создание тематического натюрморта с плоскостным декоративным решением, с уравновешенным расположением элементов. 13.К/р. «Русские традиции, былины, пословицы», «Кубань». А-3. Материал по выбору. Цель: проверка умения организовывать формат, с уравновешиванием элементов по тону, пятнам, массам, цвету. Задачи: компоновка, цветовое решение с уравновешиванием элементов по тону, цвету, массам. 3 часа 14.К/р. Акварель. Натюрморт в желто-коричневой гамме. Цель: проверка умения вести работу последовательно в технике лессировок. Задачи: скомпоновать, построить, написать в технике лессировок. 6 часов 3часа 3часа 3часа 3 часа 2 полугодие 15. Драпировка в 3 плоскостях. А – 3, Акварель. Цель: изучение формообразования складок расположенных в 3 часа 3 плоскостях и способов моделировки формы. Задачи: скомпоновать, вылепить цветом форму складок расположенных в 3 плоскостях. Помнить о теплохолодности и рефлексах при лепке формы складок. 16.Мягкий материал. Натюрморт из 3 предметов. А-3, цветной картон, бумага, уголь, меловой карандаш, сепия, сангина. Цель: знакомство с мягкими материалами, приемы работы с ними, способы закрепления. Задачи: скомпоновать, построить, решить в тоне. 17.Пастель, импримматура. Композиция на свободную тему. А-3. Цветной картон. Цель: знакомство с техникой пастели и излюбленными цветами импримматур. Задачи: выполнить линейный рисунок композиции карандашом, цветовое решение пастелью по цветному фону. 18.Использование композиционного приема изоляции. Выделение сюжетного центра или главного героя и средства, используемые для этой цели. Обособление сюжетного центра. Контрастное его выделение – выделение светлым пятном на темном фоне, или темным пятном на светлом. «Личность в истории», «Мой друг», «Мама», «Профессия». А-3. Материал по выбору. Цель: знакомство с приемом «изоляция». Задачи: выполнить линейный рисунок композиции с применением приема изоляции, а цветовое или тоновое решение с выделением сюжета на контрасте. 19.От плоскостного изображения к объемному. Длительная работа – традиционная форма обучения. Работа в технике лессировок, умение моделировать форму сложных предметов, лепка формы цветом. Передача фактуры, материальности: металл, дерево, стекло. 3 задания на решение материальности предметов.А-3. Акварель. Цель: научить внимательно, наблюдать и изучать натуру. Задачи: скомпоновать, построить, цветовое решение выполнить в технике лессировок. 20. Умение моделировать форму сложных предметов, тоном. Умение последовательно вести длительную постановку. Натюрморт из 2 предметов. Гризайль.А-3. Тушь, акварель, мокрый соус. Цель: приучить внимательно, изучать натуру. Задачи: скомпоновать, построить, решить натюрморт тонально. 21. Тематический натюрморт. Решение композиционных, пространственных задач. А-3. Гуашь. 3 часа 3 часа 3 часа 9 часа 3 часа 6 часа Цель: развитие творческой активности, фантазии.Знакомство с понятиями « тематический натюрморт», «колорит». Задачи:добиться выразительности, оригинальности в решении эскиза, решение колорита на группах контрастных цветов. 22. «Стихии: дождь, гроза, ветер». А-3. Акварель, парафин, гелиевая ручка, гуашь. Цель:изучение возможностей акварели в сочетании с другими материалами. Задачи: создать образ стихии, используя для этого все средства выразительности и материалы. 23.«Вечер в городе», «Ночной город». Цвет, как средство эмоциональной выразительности. А-3, акварель. Цель: используя группы контрастных цветов создать настроение праздничного вечернего города. Задачи: создать образ вечернего города с феерическими сочетаниями цветов. 24. «Историческая тема», «Личность в истории». А-3. Материал по выбору. Цель: привитие чувства патриотизма, любви к Родине, Кубани. Задачи:создать композицию с ярко выраженным композиционным центром, все элементы, детали, которой должны быть подчинены главному, центру композиции. 25. К/ р. Натюрморт из 3 предметов. А-3. Акварель. Цель: проверка полученных знаний и умений. Задачи: самостоятельно решить композиционные и учебные задачи, в цвете решить последовательно в технике лессировок. 3 часа 6 часа 6 часа 6 часа Годовые требования. Содержание разделов и тем. На первом году обучения ученики знакомятся с учебными предметами, с основными понятиями, терминологией изобразительного языка, получают знания по основам цветоведения, дается представление о наглядной (наблюдательной) перспективе, понятие о светотоновых, цветовых отношениях, понятие формальной, станковой, декоративной композиции. Ученики знакомятся с различными техниками и средствами выразительности при исполнении заданий. На втором году обучения учебный процесс заключается в системе последовательно усложняющихся учебных заданий. Принцип работы «от частного к общему», «от общего к частному». Переход от «плоскостного» рисования к изображению объемов осуществляется постепенно. Длительные работы являются главной традиционной формой обучения, а краткосрочные задания – являются подсобными упражнениями, активизирующими учебный процесс. Учащиеся должны научиться «лепить» форму цветом. Овладеть техническими приемами акварельной живописи, гуаши. Брать большие цветовые отношения. Знать, что такое свет, тень, полутень, блик, цветовой рефлекс. А задача, стоящая перед педагогом 2 класса – развивать творческий потенциал учащихся, развивать их воображение, фантазию, наблюдательность. На завершающем этапе обучения происходит более углубленное изучение правил и законов станковой композиции, прямой линейной и цветовой перспективы, значительно расширяются и усложняются композиционные, пространственные, тональные и цветовые задачи в решении натюрмортов. Последний год обучения включает задания, ориентированные на подготовку одаренных детей в класс предпрофессиональной подготовки. 3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯВыпускник имеет следующий уровень подготовки: - владеть основными правилами и приемами организации плоскости изображения и основными техническими приемами работы в различных материалах; - знать и умело использовать в работах основные правила, приемы, законы композиции; - уметь методически грамотно поэтапно вести работу от эскиза до законченности и цельности. 4.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, контрольные срезы по темам, олимпиады: классные, школьные и зональные, участие в школьных, городских, краевых, международных выставках. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также изменение содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий по инициативе администрации. При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение эскизного проекта на заданную тему. Критерии оценок При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: - умение учащегося самостоятельно выбирать формат, правильно компоновать, грамотно и аккуратно вести работу, устранять недочеты; - умение использовать данный материал, доводить работу до законченности и целостности; - наличие исполнительской культуры, образного мышления; - степень успешности личностных достижений. По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Освоение программы учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» проходит в форме практических занятий: на развитие фантазии, образного и ассоциативного мышления, и занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Работа с натуры дополняется зарисовками и этюдами по памяти и представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой-посещением выставок, музеев и художественных галерей, просмотром художественных альбомов, литературы по искусству, просмотром фильмов о художниках и художественных направлениях в искусстве. На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом случае роль преподавателя - направляющая и корректирующая. Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному усвоению учебного материала учащимися. Каждое задание предполагает решение определенных учебно- творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности работы будет определяться степенью решения поставленных задач. По мере усвоения программы от учащихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе. Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, заниматься творчеством для себя, участвовать в выставках самодеятельных художников. 6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Список методической литературы: 1. Айзенбарт Б. Полный курс акварели. Для начинающих и студентов художественных вузов. «Внешсигма», 2001г. 2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. Москва». Просвещение». 1981г. 3. Беляев Т. Ф. Изобразительное искусство в малокомплектной школе. Москва, «Просвещение». 1969г. 4. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. Москва. «Просвещение». 1977г. 5. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 1 классе. Москва. «Просвещение». 1981г. 6. Аксенов Ю., Левидова Н. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи. Москва, Советский художник. 1976г. 7. Все о технике: цвет. Москва. «Арт- родник». 2002г. 8. «О преподавании композиции в детской художественной школе», из опыта работы ДХШ г. Орджоникидзе, Москва, 1972г. 9. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984 10.Изобразительное искусство, станковая композиция, декоративноприкладная композиция, рисунок, лепка. Проекты программ для подготовительных групп ДХШ, Москва, 1987г. 11.Программа. Основы общей композиции для 1класса ДХШ. Минск. 1983 год. 12.Живопись. Программа для детских художественных школ. Минск. 1981г. 13.Елисеев М. А. Материалы, оборудование, техники живописи и графики. Москва. «Астрель». 2002г. 14. Живопись акварелью, маркерами, акриловыми красками и гуашью. Испания. «ПарамонЭдисионес». 1992г. 15. Искусство и школа: книга для учителя. Составитель Василевский А. К. Москва. «Просвещение».1981г. 16. Как писать акварелью. Перевод Врублевской Н. Москва. «АСТ», «Астрель». 2002г. 17. Капланова С. От замысла и натуры к законченному произведению. Москва. «Изобразительное искусство», 1981 год. 18. Кузин В. С. Основы обучения изобразительного искусства в школе. Пособие для учителя. Москва. «Просвещение». 1977г. 19. Никанорова Н. П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. Москва. «Просвещение».1975г. 20. Рахно М.О. Учимся рисовать. Занимательное учебное пособие для развития творческих способностей и практических навыков рисования. Книга 1.Саратов. «Слово» 1995г 21. Рождов Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. Из опыта работы учителя. «Просвещение». 1080г. 22. Смирнов Г.Б. Живопись. «Просвещение».1975г 23. Содержание и методы обучения рисования в школе. Под редакцией Фомичева А. П. Москва. Гос.уч.пед. издательство. 1957г. 24. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск. «Титул». 2000г. Свет и цвет в живописи. Москва. «Мир книги». 2006г. Список учебной литературы 1. Рахно М. О. Учимся рисовать. Занимательное учебное пособие по рисованию. Саратов. «Слово». 1995г. 2. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Москва. «Просвещение». 1976г. 3. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. Москва, «Высшая школа», 1992г. 4. Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955 5. Костерин Н. П. Учебное рисование: учебное пособие для учащихся педучилищ. Москва. «Просвещение». 1980г. 6. Осипов Д. М. Основы изобразительного искусства. Москва. «Просвещение» 1986г. 7. Павлинов П. Я. «Для тех, кто рисует». Москва. «Советский художник».1965г. Средства обучения Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; Наглядноплоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски. Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели. Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы. Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.