Структура программы учебного предмета Пояснительная записка I. • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; • Срок реализации учебного предмета; • Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; • Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации; • Форма проведения учебных аудиторных занятий; • Цель и задачи учебного предмета; • Методы обучения; • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; Содержание учебного предмета II. • Учебно-тематический план; • III. Годовые требования. Требования к уровню подготовки учащихся • требования к уровню подготовки на различных этапах обучения IV. Формы и методы контроля, система оценок • Аттестация: цели, виды, форма, содержание; • Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список литературы и средств обучения • Методическая литература. • Учебная литература. • Средства обучения. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от21.11.2013 №191-01-39/ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства. Главной задачей обучения в ДХШ является приобщение учеников к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание их эстетического вкуса, развитие творческой фантазии. Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. Учебный рисунок раскрывает перед учащимися принципы построения реалистического изображения на плоскости, дает знания, навыки необходимые для самостоятельной творческой работы, а так же художественную культуру. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения. Срок реализации учебного предмета Срок реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 3 года. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 9-12 лет. Недельная нагрузка по предмету «Рисунок» составляет 2 часа в неделю. Занятия в групповой форме. При реализации программы учебного предмета «Рисунок» продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 34 недели ежегодно. Сведения о затратах учебного времени. Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Годы обучения Полугодия Количество недель Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная Учебная нагрузка Вид промежуточной аттестации Всего часов Затраты учебного времени 1 1 16 32 32 64 2 2 18 36 36 72 3 16 32 32 64 3 4 18 36 36 72 зачет 5 16 32 32 64 зачет 6 18 36 36 72 204 204 408 экзамен Общий объем максимальной учебной нагрузки учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 3 года составляет 408 часа, в том числе аудиторные занятия 204 часа, самостоятельная работа - 204часа. Форма проведения учебных занятий Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы. Занятия по учебному предмету осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 10 до 12 человек. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок» общеразвивающей программы: аудиторные занятия:1 - 3 классы - по 2 часа в неделю; самостоятельная работа:1 - 3 классы - по 2 часа в неделю. Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения. Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Цель учебного предмета Художественно-эстетическое творческого потенциала, развитие приобретение художественно-исполнительских и в личности ребенка, раскрытие процессе освоения программы теоретических знаний, формирование практических умений и навыков по учебному предмету, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области изобразительного искусства. Задачи учебного предмета Обучение основам изобразительной грамоты (выработка умения видеть, понимать, изображать 3-х мерную форму на 2-х мерной плоскости). приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира; формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач; приобретение навыков работы различными материалами; Развитие наблюдательности и зрительной памяти учащихся; Получение знаний основ линейной и воздушной перспективы; формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены. Структура программы Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки учащихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: • словесный (объяснение, беседа, рассказ); • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); • практический; • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами, табуретами, подиумами, софитами, доской, компьютером, наглядными пособиями. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно-тематический план Первый год обучения № п/п Темы, содержание заданий I полугодие 1. Беседа. Рисунок как основа реалистического изображения, условность языка, материалы для рисунка, способы графического изображения 2. Композиция листа (размещение изображения на листе, масштаб) 3. Композиция в листе натюрморта из предметов не организованных в натюрморт. 4. Зарисовки бабочек на одном листе (проведение различных линий вертикальных, горизонтальных, наклонных, дугообразных) и деление отрезков прямой на равные части. 5. Краткосрочные зарисовки бытовых предметов, напоминающих по форме геометрические тела, в разных положениях. 6. Две тональные зарисовки чучела птицы. 7. Зарисовки фигуры человека. 8. Композиция в листе натюрморта из 3-х предметов разнохарактерной формы. 9 Постановка из трех-четырех предметов разной величины находящихся на линии горизонта, на передачу пропорций II полугодие 10 Линейный рисунок окружности в перспективе. 11 Тональный рисунок гипсового цилиндра в вертикальном положении. 12 Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок двух геометрических тел с введением легкого тона 13 Тональный рисунок гипсового конуса 14 Постановка из двух-трех предметов быта, приближающихся по форме к геометрическим телам 15 Натюрморт из 3-х предметов на гладком фоне с боковым верхним освещением 16 Линейные зарисовки фигуры человека в двух положениях (стоя, сидя) 17 Натюрморт из 2-х – 3-х предметов, различных по форме (Контрольная работа). ИТОГО: Второй год обучения Кол-во часов 1 1 4 2 2 4 2 4 6 2 4 6 2 6 8 2 12 68 № п/п Темы, содержание заданий Кол-во часов I полугодие Беседа о задачах второго класса. Осенний натюрморт из предметов быта и овощей, ветки, нескольких грибов и т. д. Зарисовки фигуры человека, животных, птиц 1 2 3 6 4 4 4 Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок цилиндра в горизонтальном положении с введением легкого тона Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта 5 Тональный рисунок натюрморта с чучелом птицы 6 6 JIинейно-конструктивный рисунок-схема шара с введением легкого тона II полугодие 7 Тональный рисунок натюрморта из двух-трех предметов быта 6 8 Рисунок складок свисающей ткани мягким материалом. 6 9 Тональный рисунок натюрморта из крупного предмета быта и драпировки со складками 6 Натюрморт из двух предметов, близких по форме к геометрическим телам Тональный рисунок натюрморта из двух-трех гипсовых геометрических тел (куб, конус, цилиндр) 6 10 11 8 12 4 12 ИТОГО: 68 Третий год обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Темы, содержание заданий I полугодие Рисунок натюрморта «осенний» (не более 5-и предметов) Три зарисовки одетой фигуры человека Тональный рисунок натюрморта из трех предметов и драпировки со складками Рисунок тематического натюрморта из 3-4 предметов контрастных по тону II полугодие Рисунок несложного гипсового орнамента-розетки (невысокий рельеф) Тональный рисунок натюрморта из двух-трех предметов быта с введением простого гипсового орнамента и драпировки со складками Рисунок головы человека Кол-во часов 8 4 10 10 8 12 6 8 Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта и драпировки со складками (контрольная работа). ИТОГО: 10 68 Годовые требования Содержание программы «Рисунок» Первый год обучения Задание № 1.(1час) Беседа. Рисунок как основа реалистического изображения, условность языка, материалы для рисунка, способы графического изображения. Беседа. Роль и значение рисунка в процессе обучения. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе, правильной посадкой рисующих относительно постановки Выполнение упражнений. Материал - карандаш, уголь, сангина, цветные мелки или пастель, комбинированная техника. Цель: знакомство с некоторыми графическими материалами, их свойствами и способами применения, добиться в работе сознательного использования материала в зависимости от объекта рисования и задачи, которую решают в каждом отдельном случае. Особо подчеркнуть значение карандаша, его точность, подвижность и другие достоинства. Для упражнений необходимо использовать объекты, способные вызывать у детей младшего возраста эмоциональный отклик. Например: животные, растения, народные игрушки и т. д. Задача: В доступной для детей младшего возраста форме проводится беседа о значении рисунка и графических способах изображения предметов. Задание № 2.(1час) Композиция листа (размещение изображения на листе, масштаб) Беседа (10-15 минут). Упражнение. Натюрморт из двух игрушек. Техника исполнения - бумажная аппликация (коллаж) Задача: Найти наиболее удачное положение двух предметов различной величины и формы в заданном формате листа. Изображение наносится на тонированную бумагу (можно газету), режется по контуру. Ведутся поиски наиболее интересного композиционного решения на заданном формате. Учащиеся, передвигая на листе аппликацию; увеличивая или уменьшая размер изображения, экспериментальным путем решают задачу. В этом методе исполнения присутствует игровой момент, привлекательный для данного возраста. Метод «динамической композиции» активизирует мышление, заставляет анализировать полученные результаты, доказывает необходимость эксперимента. Когда композиция найдена, вырезанные фигуры приклеиваются к листу. Задание № 3.(4часа) Композиция в листе натюрморта из предметов не организованных в натюрморт. Беседа (10-15 минут). Понятие о смысловом содержании натюрморта. Материал – карандаш. Цель: активизация творческого отношения учащихся к натуре, стремление к эксперименту, ставит учащихся перед необходимостью самостоятельно выбрать в натуре предметы по смыслу дополняющие друг друга. Поощряется преподавателем дополнение изображения деталями, которые отсутствуют, помогающие учащемуся ярче выразить свое отношение к изображаемому. Например: Учащийся выбрал в натуре вазу и фрукты. В ходе выполнения задания в вазе появился цветок (отсутствующий в натуре). Задача: Закрепление навыков полученных на предыдущем задании. Задание № 4.(2часа) Зарисовки бабочек на одном листе (проведение различных линий вертикальных, горизонтальных, наклонных, дугообразных) и деление отрезков прямой на равные части Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Цель: знакомство с приемами работы графитным материалом. Постановка глаза и руки учащегося, дать понятия: «линия», «штрих», «тон». Развитие зрительной памяти. Задача: Компоновка рисунка в листе, выразительность линии, понятие симметрии. Линия, штрих, тон. Задание № 5.(2часа) Краткосрочные зарисовки бытовых предметов, напоминающих по форме геометрические тела, в разных положениях. Материал: бумага, карандаш. Размер —1/2, листа. Освещение контрастное, боковое. Цель: знакомство с «пропорция», «симметрия». графическими материалами. освоение понятия, Задача: упражнение на построение простых геометрических форм в разных положениях. Понятие о конструкции предметов. Линейный рисунок с сохранением невидимого контура предметов. Задание № 6.(4часа) Две тональные зарисовки чучела птицы. Выполнение линейных зарисовок. Материал: бумага, карандаш, (тушь, кисть),мягкий материал, ¼ листа. Цель: Знакомство с работой в новом материале, выработать умение анализировать натуру, развитие руки и глаза учащегося. Задача: Передача пропорций, характера движения, особенности строения и тональной окрашенности птицы. Задание № 7.(2часа) Зарисовки фигуры человека. Выполнение двух схематичных зарисовок человека в статичном состоянии Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Цель: знакомство с пропорциями человека. Развитие зрительной памяти. Задача: Закомпоновать. Передача основных пропорции и характера человека. Задание № 8.(4часов) Композиция в листе натюрморта из 3-х предметов разнохарактерной формы. Материал по выбору учащегося. Цель: Приучить учащихся анализировать форму, давать ему оценку, выражать свое отношение к изображаемому. Закрепить понятие – «ритм». Задача: Творческое решение композиционных задач с учетом точки зрения, удаленности учащегося от постановки. Формат листа. Его значение в композиции. Выбор формата листа в зависимости от образного эмоционального восприятия натуры, точки зрения и т. д. Например: Группу старых кувшинов, стоящих в классе на фоне гладкой стены, учащийся нарисовал на фоне плетня, стремясь перенести из абстрактной для него среды в конкретную жизненную среду. Задание № 9. (6часов) Постановка из трех-четырех предметов разной величины, находящихся на линии горизонта, на передачу пропорций. Материал: бумага, карандаш. Цель: Углубление работы над пропорциями. Понятие о соотношении величин разных размеров Задача: Нарисовать уравновешенную по массе и тону композицию. Задание № 10.(2часа) Линейный рисунок окружности в перспективе. Беседа о круге в пространстве. Построение окружности с разных точек зрения. Материал: бумага, карандаш. Цель: знакомство с методом построения окружности с учетом линейной и воздушной перспективы через нахождение основных осевых линий. Задача: грамотно закомпоновать изображение в листе, точно построить окружность с учетом перспективного сокращения, добиться выразительности линии в пространстве. Задание № 11. (4часа) Тональный рисунок гипсового цилиндра в вертикальном положении. Положение цилиндра драпировке. ниже уровня зрения на нейтральной светло-серой Материал: бумага, карандаш,сангина, ¼ листа. Освещение верхнее боковое. Цель: знакомство с методами передачи объема цилиндра с помощью светотени, закрепление знаний об изображении окружности. Освоение навыков штриховки. Задача: грамотно закомпоновать изображение в листе, точно построить цилиндр с учетом перспективного сокращения, передать его объем за счет светотени. Задание № 12. (6часов) Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок двух геометрических тел с введением легкого тона. Натюрморт составляется из двух геометрических тел без фона. Тон вводится только в собственных и падающих тенях. Линии построения сохраняются. Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение верхнее боковое. Цель: Закрепление материала пройденного; знакомство с методом построения пирамиды. Задача: Закомпоновать изображение в листе; поставить предметы на плоскость; построить их с учетом пропорций и перспективных сокращений; добиться выразительности линий и формы Задание № 13. (2часа) Тональный рисунок гипсового конуса Положение конуса ниже уровня зрения без фона. Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение верхнее боковое. Цель: Знакомство с методом передачи объема конуса с помощью светотени; закрепление материала предыдущего задания. Задача: грамотно закомпоновать предмет в листе, построить конус с учетом перспективного сокращения окружности в его основании, передать объем при помощи светотени. Задание № 14. (6часов) Постановка из двух-трех предметов быта, приближающихся по форме к геометрическим телам. Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Цель: Закрепление знаний о симметрии, перспективе круга. Задача: грамотно закомпоновать натюрморт в листе, точно построить окружности с учетом перспективного сокращения, добиться выразительности линии в пространстве. Задание № 15. (8часов) Натюрморт из 3-х предметов на гладком фоне с боковым верхним освещением. Цель: закрепление материала предыдущих заданий. Задача: грамотно закомпоновать изображение в листе, передать пропорции предметов, построить предметы натюрморта с учетом перспективных сокращений, передать объем и пространство в натюрморте, выявление больших тональных отношений. Задание № 16. (2часа) Линейные зарисовки фигуры человека в двух положениях (стоя, сидя) На одном листе выполняют две фигуры человека в положении стоя и сидя. Стоящая фигура – с опорой на одну ногу, сидящая – в профиль. Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Цель: Компоновка двух фигур в листе. Продолжение знакомства с пропорциями фигуры человека на примере более сложной постановки, Задача: передача механики движений стоящей и сидящей фигур с учетом направления осей плечевого пояса и таза. Задание № 17. (12часов) Натюрморт из 2-х – 3-х предметов, различных по форме. Контрольная работа. Цель: знаний умений навыков полученных учащимися в 1 классе. Задача: закрепление Задание, суммирующее знания и навыки, приобретенные в 1 классе. Второй год обучения Задание № 1.(3часа) Беседа о задачах второго класса. Осенний натюрморт из предметов быта и овощей, ветки, нескольких грибов и т. д. Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение естественное. Цель: Закрепление знаний полученных в 1 классе. Задача: грамотно закомпоновать изображение в листе, передать форму и пропорции предметов, передать объем, тональное решение и положение в пространстве. Задание № 2.(3часа) Зарисовки фигуры человека, животных, птиц. Материал: бумага, карандаш, уголь, тушь размывка, фломастер, ¼ листа. Цель: Повторение и закрепление знаний. Задача: Передача характера и пропорций изображаемого. Задание № 3.(3часа) Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок цилиндра в горизонтальном положении с введением легкого тона постановка без фона. Тон вводится только в собственных и падающих тенях. Линии построения сохраняются. Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение верхнее боковое. Цель: Знакомство с методом построения окружности в перспективе в вертикальной плоскости. Задача: грамотно закомпоновать предмет в листе, построить цилиндр с учетом пропорций, линейной и воздушной перспективы, выразительность линий. Задание № 4.(3часа) Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта. Предметы используются цилиндрической формы, в вертикальном и горизонтальном положении. Фон – нейтрально-серый. Предметы контрастны по тону и размеру. Цель: Закрепление материала предыдущих заданий. Задача: грамотно закомпоновать изображение в листе, передать пропорции предметов, поставить на плоскость, построить предметы натюрморта с учетом перспективных сокращений, передать объем и пространство в натюрморте. Задание № 5.(3часа) Тональный рисунок натюрморта с чучелом птицы. Фон – нейтрально-серый. Материал: бумага, уголь, ¼ листа. Освещение верхнее боковое. Цель: Знакомство с методом работы мягким материалом. Задача: грамотно закомпоновать натюрморт в листе, передать большие тональные отношения, выявить локальный тон, объем, пространство с помощью светотени, добиться цельности. Задание № 6.(3часа). JIинейно-конструктивный рисунок-схема шара с введением легкого тона. На одном листе выполняются задания при разном направлении источника освещения. Тон вводится только в собственных и падающих тенях. Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение верхнее боковое. Цель: Знакомство с распределением тональных градаций по форме шара и методом их изображения. Задачи: грамотно закомпоновать в листе два изображения шара с учетом собственных и падающих теней, конструктивное построение шара с условной постановкой на плоскость и членением границ света, полутени, собственной тени, рефлекса, падающей тени. Задание № 7.(6часов) Тональный рисунок натюрморта из двух-трех предметов быта. Натюрморт ставится из предметов цилиндрической и призматической формы, разных по материалу и тону (Кофейник, разделочная доска, кружка, коробка). Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение верхнее боковое. Цель: Закрепление всего материала. Задача: грамотно закомпоновать натюрморт в листе, построить предметы натюрморта с учетом перспективных сокращений, передать объем, локальный тон и положение в пространстве, добиться цельности натюрморта. Задание № 8.(6часов) Рисунок складок свисающей ткани мягким материалом. Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение верхнее боковое. Цель: Знакомство с методом моделировки формы складок посредством светотени. Задача: Построение складок. Тональное решение. Задание № 9.(6часов) Тональный рисунок натюрморта из крупного предмета быта и драпировки со складками. В данном натюрморте используется драпировка серого цвета и темный предмет конической или цилиндрической формы. Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение верхнее боковое. Задачи: Передача конструкций предмета и ритм складок, выявление объема предмета и складок с помощью светотени. Задание № 10.(6часов) Натюрморт из двух предметов, близких по форме к геометрическим телам. Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение верхнее боковое. Цель: Практическое усвоение законов перспективы Задачи: Компоновка, выполнение линейного рисунка натюрморта. Задание № 11.(12часов) Тональный рисунок натюрморта из двух-трех гипсовых геометрических тел (куб, конус, цилиндр). Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение верхнее боковое. Цель: Закрепление материала предыдущих заданий. Задачи: грамотно закомпоновать натюрморт в листе, поставить на плоскость, построение с учетом перспективных сокращений, передать объем, локальный тон и положение в пространстве. Третий год обучения Задание № 1.(8часов) Рисунок натюрморта «осенний» (не более 5-и предметов) Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение естественное. Цель: закрепление материала, пройденного за два года обучения. Задача: Хорошая компоновка рисунка, обобщения и вы разительная передача характера формы плодов, веток, предметов. Легкость и пространственность рисунка; Передача материальности, фактуры. Задание № 2.(4часа) Три зарисовки одетой фигуры человека Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение естественное. Цель: закрепление материала предыдущих заданий Задача: Композиция листа. Конструктивное построение большой передача позы, одежды. формы, Задание № 3.(10часов) Тональный рисунок натюрморта из трех предметов и драпировки со складками. Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение верхнее боковое. Цель: закрепление материала на примере более сложного многопланового натюрморта Задача: грамотно закомпоновать изображение в листе, передать пропорции предметов, поставить на плоскость, построить предметы натюрморта с учетом перспективных сокращений, передать объем, локальный тон и положение в пространстве, добиться цельности натюрморта. Задание № 4.(10часов) Рисунок тематического натюрморта из 3-4 предметов контрастных по тону Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение на усмотрение педагога. Цель: закрепление материала предыдущих заданий Задача: целостность видения, последовательность ведения рисунка. Светотеневое построение и проработка натюрморта. Передача материальности и пространства. Задание № 5.(8часов) Рисунок несложного гипсового орнамента-розетки (невысокий рельеф) Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение боковое. Цель: закрепление материала предыдущих заданий. Задача: строгое конструктивное и светотеневое построение формы в пространстве. Лепка формы тоном. Задание № 6.(10часов) Тональный рисунок натюрморта из двух-трех предметов быта с введением простого гипсового орнамента и драпировки со складками. В постановке используются предметы четкие по тону и форме. Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение верхнее боковое. Цель: закрепление материала предыдущих заданий. Задача: грамотно закомпоновать натюрморт в листе, передать пропорции, поставить на плоскость, построить предметы натюрморта с учетом перспективных сокращений, передать объем, локальный тон и положение в пространстве, добиться материальности предметов и цельность. Задание № 7.(6часов) Рисунок головы человека. Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение естественное. Цель: закрепление материала предыдущих заданий. Задача: передача характера большей формы и основы конструктивного построения,- Светотеневое решение Задание № 8.(12часов) Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта и драпировки со складками (контрольная работа). В натюрморте используются предметы, различные по материалу и форме. драпировки темные по тону, Материал: бумага, карандаш, ¼ листа. Освещение верхнее боковое. Цель: закрепление материала предыдущих заданий, пройденных за 3 года обучения. Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе, построить предметы натюрморта с учетом перспективных сокращений, передать объем, большие тональные отношения, передача пространства, передача материальности, цельность. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков: • знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»; • знание законов перспективы; • умение использования приемов линейной и воздушной перспективы; • умение моделировать форму предметов тоном; • умение последовательно вести длительную постановку; • умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях; • навыки владения линией, штрихом, пятном; • навыки выполнения линейного рисунка; • навыки передачи материальности предмета; • навыки передачи пространства средствами штриха и светотени. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков учащихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции. Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по полугодиям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал. Виды и формы промежуточной аттестации: • Контрольный урок - просмотр (проводится в счет аудиторного времени); • экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время). Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Экзамены проводятся в форме творческого просмотра работ учащихся за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации. Критерии оценок При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству; наличие устойчивых знаний в области, рисунка, живописи, композиции, развитие творческого мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных изобразительного искусства; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. видах V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, заниматься творчеством для себя, участвовать в выставках самодеятельных художников. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам. Занятия в посещением классе должны выставок, сопровождаться музеев и внеклассной художественных галерей, работой - просмотром художественных альбомов, литературы по искусству, просмотром фильмов о художниках и художественных направлениях в искусстве. Необходимо познакомить учащегося с историей развития рисунка. Общее количество заданий, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе с постановками будет добиваться различной степени завершенности работ. Требования могут быть сокращены или технического упрощены развития. соответственно Данные особые уровню условия художественного определяют и содержание индивидуального учебного плана учащегося. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания художественной применяются в работах. Методы индивидуальных способностей и грамоты, работы основы над возможностей композиции, постановками учащихся, которые зависят степени от развития художественного видения и навыков учащегося. Содержание программы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно- пространственного мышления. Оно определяет основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умение видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости. Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения - от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по рисунку носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на занятиях авторские методики. Главной формой обучения является освоение тонального рисунка, основанного на наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательность и зрительную память учащихся, дают возможность быстрее овладеть искусством рисунка. В начале обучения учащиеся овладевают выразительными возможностями графических материалов, приобретают навыки передачи формы, характера предметов (преимущественно плоскостное, силуэтное решение), на примере рисования простых форм предметов дается представление о наглядной (наблюдательной) перспективе и основы перспективного построения простейших геометрических тел и их сочетание. Изучается распределение светотени на предметах разной формы, некоторые сведения о пластической анатомии животных и человека. Изучаются законы линейной и воздушной перспективы, приемы решения живописного и творческого рисунка, передача пространства. Постепенно учащиеся приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к общему. На завершающем этапе обучения происходит ознакомление с правилами и особенностями линейного и тонального рисования натюрморта. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы. На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В выпускном классе отводится время на осмысление задания, в этом случае роль преподавателя - направляющая и корректирующая. Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности рисунка будет определяться степенью решения поставленных задач. По мере усвоения программы от учащихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе. VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Список методической и учебной литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Анисимов Н.Н. Рисование с натуры. Учебный рисунок. М., «Стройиздат», 1974г. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. М., «Просвещение», 1981г. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1980г. Виффен В. Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию. М., «Эксмо-пресс», 2001г. Все о технике. Рисунок. М., «Арт-Родник», 2000г. Гордон Л. Рисунок. «Техника рисования фигуры человека в движении». М., «Эксмо-пресс», 2000г. Как рисовать углем, сапией и мелом. Перевод Мишиной К., М., «АСТ». 2002г. Основы рисунка. Перевод Вартанова О. Испания. «Парамон Эдисионес» 1994г. Радлов Н.Э. «Рисование с натуры». Л., «Художник РСФСР», 1978г. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. Учебное пособие. М., «Просвещение» 1989г. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Курс лекций. Учебное пособие для студентов. М., «Просвещение», 1973г. Смит Р.К. Перспектива. М., «Кристина. Новый век»., 2004г. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. Обинск. «Титул», 2000г. Соловьева Б. Искусство рисунка. Л., «Искусство», 1989 Учебный рисунок: Учебное пособие. Институт живописи, скульптуры и архитектуры. М., «Изобр.искусство», 1981 Средства обучения 1. Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом. 2. Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски. 3. Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели. 4. Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.