Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская художественная школа г. Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район Принято Педагогическим советом МБУДО ДХШ г.Тихорецка МО Тихорецкий район Протокол № 1 от « » /7 £_____ 20/Л-т. Формы аттестации и фонды оценочных средств по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись» Срок освоения программы 5 лет Тихорецк 2022 год Разработчики: С.С.Салогуб, преподаватель МБУДО ДХШ г. Тихорецка А.В.Кутяева, преподаватель МБУДО ДХШ г.Тихорецка, Т.А.Зачиняева, преподаватель МБУДО ДХШ г.Тихорецка, Н.А.Богатченко, преподаватель МБУДО ДХШ г.Тихорецка ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХСРЕДСТВ Комплект оценочных средств для проведения рубежного контроля успеваемости промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детская художественная школа Тихорецкий район разработан в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2014 года№273-ФЗ, Уставом МБУДО ДХШ г. Тихорецка на основании федеральных государственных требований по реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств №145 - ФЗ, от 16.06.2011 г. Фонды оценочных средств представляют собой перечень контрольно измерительных материалов, типовых заданий для практических занятий, контрольных работ, зачетов, экзаменов; тесты, а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень обученности и качества знаний обучающихся. Задачи фонда оценочных средств. Фонд оценочных средств должен решать следующие задачи: 1. Контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений и практического опыта, определенных по ФГТ, подготовки в качестве результатов освоения предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительных искусств. 2. Контроль и управление достижением целей реализации, определенных в виде набора общих компетенций к выпускникам. Условия формирования фонда оценочных средств. Методическими основами формирования фонда оценочных средств являются: - структурные графы формирования общих компетенций к выпускникам Учреждения; - структурные графы оценочных средств, для проведения промежуточного, и итогового просмотра оценки качества знаний обучающихся в соответствии с ФГТ; Типы, виды, традиционные формы контроля, критерии оценивания. 1. Типы контроля успешности освоения обучающимся и выпускником: - внешний - взаимный - самоконтроль 2. К видам контроля относятся: - текущий контроль успеваемости; - промежуточная аттестация; - итоговая аттестация. Текущий контроль успеваемости - это проверка усвоения учебного материала, регулярно осуществляемая на протяжении четверти. Промежуточная аттестация (зачет, просмотр, выставка) - это оценка совокупности знаний, умений и практического опыта по дисциплинам, проводимая в конце каждого полугодия. Итоговая аттестация служит для проверки результатов освоения знания в целом с участием внешних экспертов (экзамен), проходит в конце освоения всего курса обучения. 3. К методам контроля относятся: - просмотр; - выставка; - устный контроль; - письменный контроль; - контроль с использованием технических средств и информационных систем. 4. К традиционным формам контроля относятся: - собеседование; - зачет; - экзамен (по дисциплине, итоговый экзамен); - тест; - контрольная работа; - выполнение практических работ; - творческие работы; - реферат; - выпускная итоговая работа. Формы контроля, предусмотренные преподавателем в процессе изучения дисциплины, должны отражаться в Рабочей программе дисциплины. Основные требования к структуре фонда оценочных средств и систем оценивания. В структуру фонда оценочных средств, входят: - план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения; - совокупность контрольно-оценочных материалов (тестов и др.), предназначенных для оценивания уровня сформированности полученных знаний на определенных этапах обучения; - методические материалы, определяющие процедуры оценивания оценки качества знаний; - материалы итогового экзамена для выпускников; - методические материалы, определяющие требования, процедуру защиты и критерии оценки выпускной работы на основе требований ФГТ; - рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменение процедур, методов, показателей, критериев и др.). Экспертиза оценочных средств. 1. Создаваемые фонды оценочных средств должны проходить экспертизу: - внутреннюю (внутри школьную), в качестве экспертов привлекаются преподаватели, обучающиеся выпускных классов; - внешнюю; в качестве внешних экспертов привлекаются представители СУЗов, выпускники прошлых лет, представители образовательных учреждений ДХШ Тихорецкого ЗМО. 2.Экспертиза фонда оценочных средств, проводится с целью установления соответствий: - требований ФГТ; - основной образовательной программе по направлению подготовки; Итоги экспертизы оформляются документально. Принципы оценивания при создании фонда оценочных средств. Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания: - валидность - объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения; - надежность - использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений; - справедливость - разные обучающихся должны иметь равные возможности добиться успеха; - эффективность. Наполнение фондов оценочных средств для разных видов и форм контроля Текущий контроль успеваемости Традиционные формы контроля: Примерные варианты Примеры форм контроля Учебный предмет наполнения фондов оценочных средств Вопросы по разделам и/или - Опрос - Беседы по искусству темам. - История изобразительного - Тестирование Критерии оценки. - Реферат искусства - Рисунок - Живопись - Композиция станковая - Скульптура - Композиция прикладная Учебный предмет - Рисунок - Живопись - Композиция станковая - Скульптура - Композиция прикладная - Беседы по искусству - История изобразительного искусства -Типовые задания (ФГТ) для самостоятельной работы обучающихся - Контрольные работы (постановки) - Творческие задания. Задания, контрольные работы по разделам, темам. Критерии оценки. Методические рекомендации по проведению и/или выполнению работ. Промежуточная аттестация Традиционные формы контроля Примерные варианты Примеры форм контроля наполнения фондов оценочных средств Критерии оценки. - Зачет - Просмотр - Тесты - Опрос Банк тестов по разделам и темам. Инструкция по выполнению. Критерии оценки Итоговая аттестация выпускников Традиционные формы контроля Примерные варианты Учебный предмет Примеры форм контроля наполнения фондов оценочных средств Тематика. - Композиция станковая - Защита выпускной Методические работы (экзамен) рекомендации по подготовке и защите. Регламент проведения защиты. - История изобразительного искусства - Экзамен Критерии оценки. Программа государственного экзамена. Вопросы для подготовки. Билеты или тесты. Регламент проведения. Критерии оценки. (Положение об итоговой аттестации выпускников) Учебный предмет «Рисунок» Промежуточная аттестация проводится в форме выполнения контрольной работы (практическая работа, которая выполняется в конце полугодия) и просмотра по полугодиям в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет с 1 по 5 классы: Примерная тематика контрольных работ: Класс I 1 2 1 полугодие Контрольная постановка. Тональный натюрморт из 2 предметов Цели: выявление уровня знаний и умений, полученных за полугодие, и их закрепление. Задачи: выбор точки зрения, грамотная композиция с использованием эскизов и видоискателя, расположение предметов на плоскости стола, взаимосвязь предметов, определение характера формы предметов и их пропорций. Конструктивный анализ формы предметов, передача объема предмета с помощью светотени. Передача пространства натюрморта. Обозначение натюрморта. Материалы: бумага формат А-4, карандаш. Пример постановки: куб и кружка на нейтральном фоне. Контрольная постановка. Тональный натюрморт с геометрическим телом и чучелом птицы Цели: выявление уровня знаний и умений, полученных за полугодие, и их закрепление. Задачи: выбор точки зрения, скомпоновать, построить, определить взаимосвязь между собой и на плоскости стола, передать объем предметов и собственный тон каждого предмета, пространство, цельность в рисунке. Материалы: бумага формат А-3, карандаш. Пример постановки: призма или пирамида и несложное чучело птицы 2 полугодие Контрольная постановка. Тональный натюрморт с геометрическим гипсовым телом. Цели: выявление уровня знаний и умений, полученных за полугодие, и их закрепление. Задачи: выбор точки зрения, грамотная композиция с использованием эскизов и видоискателя, расположение предметов на плоскости стола, взаимосвязь предметов, определение характера формы предметов и их пропорций. Конструктивный анализ формы предметов, передача объема предмета с помощью светотени. Передача пространства в натюрморта. Обозначение натюрморта. Материалы: бумага формат А-4, карандаш. Пример постановки: конус и кружка на нейтральном гладком фоне. Контрольная постановка. Тональный натюрморт с введением гипсового орнамента Цели: выявление полученных знаний и умений за два года обучения и их закрепление. Задачи: грамотно закомпоновать натюрморт в листе, построить предметы с учетом пропорций и перспективного сокращения, передать объем предметов и собственный тон каждого предмета, пространство, цельность в рисунке. Материалы: бумага формат А-3, карандаш. Пример постановки: призма или пирамида и несложное чучело птицы (например, утка) на нейтральном гладком фоне. 3 4 5 (например, утка) на нейтральном гладком фоне. Контрольная постановка. Тональный натюрморт с введением гипсового орнамента Цели: выявление уровня знаний и умений, полученных за полугодие, и их закрепление. Задачи: грамотно закомпоновать натюрморт в листе, построить предметы с учетом перспективных сокращений, передать большие тональные отношения в натюрморте, вылепить объем предметов, выявить пространство с помощью тона, добиться материальности предметов и цельности изображения натюрморта. Материалы: бумага формат А-2, карандаш. Пример постановки: более сложный, чем во 2 классе гипсовый орнамент, ваза, круглый предмет на гладком фоне. Контрольная постановка. Рисунок натюрморта с гипсовой розеткой высокого рельефа. Цели: закрепление материала предыдущих заданий, а также выявление знаний и умений, полученных в течение всех лет обучения Задачи: грамотно закомпонировать натюрморт в листе; поставить предметы на плоскость, построить их с учетом пропорций и перспективных сокращений, передать объем материальность, пространство. Материалы: бумага формат А-2, карандаш. Пример постановки: гипсовая розетка высокого рельефа, ваза, драпировка со складками, мелкие предметы. Контрольная постановка. Натюрморт из 3-4- предметов на фоне ткани со складками, с гипсовой маской, например: «Атрибуты искусства». Цели: дальнейшее изучение головы человека на гипсовом слепке, Контрольная постановка. Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом. Цели: выявление уровня знаний и умений, полученных в 3 классе и их закрепление. Задачи: грамотно закомпоновать натюрморт в листе, построить предметы с учетом перспективных сокращений, передать большие тональные отношения в натюрморте, выявить объем предметов и пространство с помощью тона, передать материальность предметов, добиться цельности изображения натюрморта. Материалы: бумага формат А-2, карандаш. Пример постановки: сложный гипсовый орнамент, ваза, тюбик краски и т. д. на гладком фоне. Контрольная постановка (экзаменационное задание). Тематический натюрморт из 3-4 предметов с гипсовым геометрическим телом, связанных между собой единством содержания, разных по форме, материалу и тону. Цели: выявление полученных знаний и умений. Задачи: грамотная композиция, построение, лепка объема, пространственная передача материальности тоном. Материалы: бумага формат А-2, карандаш. Пример постановки: гипсовое геометрическое тело, керамическая ваза, мелкая репродукция, драпировка со складками, мелкие предметы. Контрольная постановка. Рисунок тематического натюрморта из 3-4- предметов с кубом, связанных между собой единством содержания, разных по форме, материалу и тоне. У выявление навыков изображения предметов в пространстве, передача их формы и материальности. Особое внимание уделяется технической грамотности выполнения изображения. Задачи: грамотно закомпоновать натюрморт в листе, построить предметы с учетом перспективных сокращений, передать основные пропорции и конструкцию маски человека, передать тональные отношения в натюрморте, выявить объем и пространство с помощью тона, добиться цельности изображения натюрморта. Материалы: бумага формат А-2, карандаш. Пример постановки: гипсовая маска, ваза с кисточками, тюбики, баночки с красками, могут быть использованы книги. Цели: выявление полученных знаний и умений. Материалы: бумага формат А-2, карандаш. Пример постановки: куб, кринка, рамка, рулон бумаги, тюбики краски, баночка туши, драпировки со складками. Учебный предмет «Живопись» Промежуточная аттестация проводится в форме выполнения контрольной работы (практическая работа, которая выполняется в конце полугодия) и просмотра по полугодиям в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет с 1 по 5 классы. Примерная тематика контрольных работ: Класс 1 1 полугодие Контрольный натюрморт из 2 предметов на яркой контрастной драпировке. Цель: закрепление понятий о влиянии цветовой среды на предмет; о цветовом рефлексе. Выявление знаний по цветоведению. Задачи: лепить форму цветом с учетом светотени и влияния на предмет окружающей среды; закрепление навыков и умений работы акварелью. Материалы: бумага акварельная формат А-4, акварель. Пример постановки: кринка, яблоко (абрикос или груша) на яркой контрастной драпировке. 2 Контрольный натюрморт из контрастных, насыщенных по цвету предметов на цветном, гладком светлом фоне. Цели: добиться колористической цельности в натюрморте. Задачи: через рефлексы и полутона показать влияние цветовой среды на предметы натюрморта, передать глубину пространства. Материалы: бумага акварельная формат А-3, акварель. Пример постановки: равноокрашенный насыщенный по цвету и тону керамический сосуд и 23 фрукта различных по массе, цвету и тону. 2 полугодие Контрольный натюрморт из 3 предметов быта на контрастном фоне (экзаменационное задание). Обязательно выполнение предварительного этюда. Цель: выявление и закрепление полученных знаний и навыков за год. Задачи: лепка формы предметов цветом, понятие колорита, цветового строя, закрепление навыков и умений последовательной работы над натюрмортом. Материалы: бумага акварельная формат А-3, акварель. Пример постановки: равноокрашенная кринка (керамический кувшин или эмалированный кофейник), чашка, яблоко или другой фрукт. Контрольный тематический натюрморт из 3 предметов быта различных по материалу на контрастные цветовые отношения (экзаменационное задание). Обязательно выполнение предварительного этюда Цель: применение полученных знаний и навыков. Задачи: грамотно, последовательно вести работу, передать верные цветовые и тональные отношения, передать гармонию колорита натюрморта через рефлексные связи. Материалы: бумага акварельная формат А-3, акварель. Пример постановки: равноокрашенная керамический сосуд или кринка, эмалированная кружка и луковица. 3 4 5 Контрольный натюрморт из разнохарактерных по цвету и форме предметов, объединенных единством тематического содержания. Цель: добиться цельности решения формы предметов и пространства: последовательное ведение работы, сохранение прозрачности и чистоты цвета. Задачи: создание цветовой гаммы с учетом цвета освещения, обобщение деталей дальних планов, передача пространства. Материалы: бумага акварельная формат А-2, акварель. Пример постановки: металлический или эмалированный чайники, чайная чашка, лимон. Контрольный натюрморт с гипсовым орнаментом. Освещение теплое, боковое. Цель: выявить влияние характера освещения на цветовой строй натюрморта; закрепление понятий "цветовой тон", "дополнительные цвета", "рефлексы". Задачи: композиционное решение, тщательная светотеневая моделировка формы предметов в световоздушной среде, влияние освещения на гипсовый орнамент, передача пространства. Материалы: бумага акварельная формат А-2, акварель. Пример постановки: гипсовый орнамент (например, "Трилистник", "Виноградные листья" или "Яблоко"), керамическая ваза, яблоко или любой другой фрукт, драпировка со складками. Контрольная постановка. Тематический натюрморт из бытовых предметов "Творчество". Цель: закрепить навыки работы гуашью. Задачи: разобраться в цветовых и тональных отношениях - внимание на силуэт предметов и декоративность цветового решения: добиться Контрольный натюрморт с чучелом птицы на фоне декоративной драпировки (экзаменационное задание). Обязательно выполнение предварительного этюда Цель: выявление и закрепление полученных знаний и умений. Задачи: цельность колористического решения, выделение композиционного центра живописными средствами, передача фактуры. Материалы: бумага акварельная формат А-2, акварель. Пример постановки: чучело птицы, кринка, яйцо, декоративная драпировка. Контрольный натюрморт тематический "Крестьянский" (экзаменационное задание). Предметы быта различные по фактуре, четкие по тону, ясные по цвету. Драпировка со складками. Контрастные цветовые отношения. Обязательно выполнение предварительного этюда Цель: выявление уровня знаний и умений и навыков обучающихся в соответствии с ФГТ Материалы: бумага акварельная формат А-2, акварель. Пример постановки: натюрморт "Хлеб": кринка, поднос, солонка, хлеб, различный по форме, размеру, цвету (например, калач, буханка черного хлеба, булочка), расшитое полотенце или натюрморт "Крестьянский": лукошко, кринка, висящая связка луковиц, на переднем плане - патиссон, помидор или перец. Контрольный натюрморт предметов быта, различных по форме и фактуре. Контрастные цветовые отношения. Обязательно выполнение предварительного этюда Цель: выявить уровень подготовки обучающихся в соответствии с ФГТ Задачи: применение в работе колористической цельности и выразительности передачи фактуры. Материалы: бумага акварельная формат А-2, гуашь. Пример постановки: черпак, крашеные ложки, ковш, поднос, орнаментальная драпировка. основных теоретических знаний и практических навыков - передача цветовых и тональных отношений, лепка формы предметов цветом, передача живописными средствами фактуры предметов, проработка деталей предметов и складок драпировки, цветовая гармония, цельность, пространственное решение. Материалы: бумага акварельная формат А-2, акварель. Пример постановки: самовар, фарфоровый заварочный чайник, стеклянная вазочка или стакан в подстаканнике с чаем, баранки, лимон, богатая по фактуре драпировка со складками Учебный предмет «Композиция станковая» Промежуточная аттестация проводится в форме выполнения контрольной работы (практическая работа, которая выполняется в конце каждого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет с 1 по 5 классы). Требования к уровню подготовки обучающихся по станковой композиции. - знания законов композиции и схем композиционного построения листа; - знания о плановости, перспективном построении пространства; - знания о стилизации форм; - умение самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом; - умение самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно решить плоскость листа; - умение самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств линии, пятна; - умение самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой; - навыки работы различными живописными и графическими техниками; - навыки самостоятельного изучения материальной культуры; - навыки применения визуальных эффектов в композиции; - навыки создания графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами. Критерии итоговой оценки по станковой композиции Оценка 5 «отлично» 1. Самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне. 2. В работе показывает оригинальность идеи, грамотное исполнение, творческий подход. Оценка 4 «хорошо» 1. Справляется с поставленными задачами, но прибегает к помощи преподавателя. 2. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки. Оценка 3 «удовлетворительно» 1. Выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). 2. Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя. Оценка 2 «неудовлетворительно» 1 .Неумеет самостоятельно вести работу и применять подобранный материал. 2. Отсутствует композиционный замысел, незнание законов воздушной и линейной перспективы. Примерная тематика контрольных работ Класс 1 1 полугодие Контрольная работа. Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия» Палитра в 2 тона Цель: знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту 2 полугодие Контрольная работа. Выполнение живописной композиции на тему «Пейзаж» (деревенский или городской). Цель; приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия, пятно, цвет, светотень, фактура); изучение понятий «планы», «пространство», «ритм», «масштаб», «соразмерность элементов», «пропорции тона» и «состояние в пейзаже». Задача: совершенствование навыков решения листа как единого целого произведения с композиционным центром и второстепенными элементами, закрепление понятий «контраст» и «нюанс». Контрольная работа. Контрольная работа. Монокомпозиция в декоративном Декоративная композиция натюрморта. искусстве. Выполнение эскизов Цель: Общие принципы построения Цель: монокомпозиции. Плоскостное натюрморта при пятновой трактовке форм. изображение предмета (монохром). Задача: Изучение графических Задачи: Изучение общих принципов выразительных средств, создающих создания декоративной композиции. форму. Выработка умения Приобретение навыков перехода на использовать ограниченность условную плоскостную, графических средств для силуэтного аппликативную трактовку формы обобщения формы в декоративном предмета. этюдировании. Контрольная работа. Контрольная работа. Исполнение мини-серии (диптих, Живописная композиция в триптих) графических интерьере с небольшим композиций на историческую количеством персонажей. «Школа», «Магазин», «Друзья». тематику. Цель: Изучение на практическом Цель: Изучение возможностей применении понятий «цветовой создания композиции способами: контраст», «цветовая гармония», - совмещение разновременных «родственно-контрастная группа событий; - совмещение переднего и дальнего цветов». Задача: Изучение возможностей планов (наплывы); подчинения цветотонального решения - сочетание разнонаправленного движения; композиции замыслу. - совмещение фигур и групп, пере данных в разных ракурсах (наслаи вание). Задача: Приобретение опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения. Контрольная работа. Контрольная работа. Однофигурная композициясо Иллюстрации к литературным произведениям. стаффажем на заднем плане. Цель: Изучение способов создания Цель: Закрепление понятий: творческой композициив «целостность цветового решения», определенной методической «направление основного движения в композиции», «пространство и последовательности. Задача: Создание графической цвет», «пространство и тон», композиции «Автопортрет в истори- «композиционная схема», старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат). Задача: приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера. 2 3 4 песком костюмированном образе со стаффажем на заднем плане» в материале с соблюдением всех подготовительных этапов работы. Создание композиции с учетом технических и композиционных особенностей книжной графики: параметры страницы и ее заполнение, взаимодействие чистого пространства листа и изображения. Умение применять оригинальный визуальный эффект, помогающий восприятию литературного произведения._________ Контрольная работа. Графический лист с визуальным эффектом. Вариант 1. Иллюстрация. Вариант 2. Архитектурные фантазии. Цель: создание композиции с учетом технических и композиционных особенностей книжной графики: параметры страницы и ее заполнение, взаимодействие чистого пространства листа и изображения. Задача: умение применять оригинальный визуальный эффект, помогающий восприятию литературного произведения. применение основных правил и законов станковой композиции. Задача: Развитие умения выявлять характер персонажа, психологию образа, добиваться выразительности композиции, соотношения человеческой фигуры и пространства. Контрольная работа. Выполнение итоговой работы: Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3-4 фигуры). Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания). Вариант 3. Декоративный натюрморт. Цель: Итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности, наклонности и умение ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовывать свои замыслы. Учебный предмет «Беседы об искусстве» Промежуточная аттестация проводится на последнем занятии в форме зачета в счет аудиторного времени предусмотренного программы. Виды промежуточной аттестации: • реферат: письменная работа по пройденным темам (проводится в счет аудиторного времени) -1 и II полугодия; • диктант: искусствоведческие термины по пройденным темам (проводится в счет аудиторного времени) -1 и II полугодия. Требования к написанию реферата 1. Тема реферата и ее выбор. Тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения. В названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими. Следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок; желательно избегать длинных названий. 2. Оформление титульного листа Вверху формата указывается название учебного заведения; в центре - тема реферата; ниже темы справа - Ф.И.О. обучающегося, класс, Ф.И.О. руководителя; внизу город и год написания. 3. Оглавление Наличие оглавления(содержание) с указанием страниц в реферате обязательно. Школьный реферат должен состоять из четырех основных частей: введение, основной части, заключение и списка литературы. 4. Введение Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата. В этой части необходимо также показать, почему рассмотрение данного вопроса может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений. Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать: описание ее личностных качеств с позиции ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача рассматривается в одном параграфе реферата. Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объемы введения обычно составляет две-три страницы текста. 5. Основные части реферата Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать очень объемных рефератов, превращая труд обучающегося в механическое перецисывание материала из различных источников. Средний объем основной части реферата - 10 страниц. Учителю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное разделение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. 7. Рельеф. 8. Что такое гравюра? 9. Виды рельефа. 10. Керамика. 11. Гжель. 12. Русская матрешка. 13. Палех. 14. Жостово. 15. Золото хохломы. 16. Ростовская финифть. 17. Натюрморт - история возникновения и развития жанра. 18. Портрет - история возникновения и развития жанра. 19. Дизайн. 20. Народное искусство. 21. Анималистический жанр. Диктант. Примерный список терминов для проведения диктанта. 1. Автопортрет 2. Акварель 3. Анималистический жанр 4. Аппликация 5. Архитектура 6. Барельеф 7. Батальный жанр 8. Горельеф 9. Гравюра 10. Графика И. Гуашь 12. Декоративно-прикладное искусство 13. Дизайн 14. Живопись 15. Живопись монументальная 16. Живопись станковая 17. Керамика 18. Коллаж 19. Колорит 20. Композиция 21. Контррельеф 22. Народные художественные промыслы 23. Натюрморт 24. Пастель 25. Пейзаж 26. Пластические искусства 27. Портрет 28. Рельеф 29. Сангина 30. Скульптура 31. Триптих 32. Уголь 33. Эстамп Учебный предмет «История изобразительного искусства» Промежуточная аттестация успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет по окончании 2, 3, 4 годов обучения. Преподаватель по своему усмотрению проводит промежуточную аттестацию по разделам программы. Виды промежуточной аттестации: • реферат: письменная работа по пройденным темам (проводится в счет аудиторного времени); Промежуточная аттестация успеваемости для обучающихся 2,3,4 классов включает написание реферата-исследования по пройденным темам и его защиту. Учебный план предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к промежуточной аттестации. Консультации проводятся в конце учебного года в счет резерва учебного времени. Итоговая аттестация Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена в 5 классе. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки, полученные в результате освоения содержания учебного предмета в соответствии с программой. Требования к уровню подготовки обучающихся по истории изобразительного искусства - знание основных этапов развития изобразительного искусства; - первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; - знание основных понятий изобразительного искусства; - знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве; - сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства; - умение выделять основные черты художественного стиля; - умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник; - умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников; - навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств; - навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника; - навыки анализа произведения изобразительного искусства. Критерии итоговой оценки по истории изобразительного искусства. Оценка 5 «отлично» 1. Легко ориентируется в изученном материале. 2. Умеет сопоставлять различные взгляды на явление. 3. Высказывает и обосновывает свою точку зрения. 4. Показывает умение логически и последовательно мыслить, делать выводы и обобщения, грамотно и литературно излагать ответ на поставленный вопрос. 5. Выполнены качественно и аккуратно все практические работы. 6. Записи в тетради ведутся аккуратно и последовательно. Оценка 4 «хорошо» 1. Легко ориентируется в изученном материале. 2. Проявляет самостоятельность суждений. 3. Грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает неточности, недостаточно полно освещает вопрос. 4. Выполнены практические работы не совсем удачно. 5. При ведении тетради имеются незначительные ошибки. Оценка 3 «удовлетворительно» 1. Основной вопрос раскрывает, но допускает незначительные ошибки, не проявляет способности логически мыслить. 2. Ответ носит в основном репродуктивный характер. 3. Практические работы выполнены не эстетично, небрежно, с ошибками. 4. Записи в тетради ведутся небрежно, несистематично. За тестовое задание с вариантами ответа: оценка 5 «отлично» ставится, если учащийся дает 90% -100% правильных ответов; оценка 4 «хорошо» ставится, если учащийся дает 70% - 89% правильных ответов; оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если учащийся дает 50% - 69% правильных ответов; оценка 2 «неудовлетворительно» ставится, если учащийся дает менее 50% правильных ответов. Примерный алгоритм анализа живописного произведения для итоговой аттестации Автор, название картины, жанр, в котором выполнено произведение; стиль или направление, образы героев, сюжет (достаточно подробный); художественные средства, которыми пользовался художник (форма, композиционное построение, линия горизонта, точка схода, композиционный центр, колорит и т.д.); замысел художника, личностное отношение. Примерный список картин предложенных для анализа 1. И. Айвазовский "Девятый вал", "Черное море" 2. Бенуа "Прогулка короля" 3. В. Борисов-Мусатов "У водоема", "Автопортрет с сестрой" 4. К. Брюллов "Последний день Помпеи" 5. Ф. Васильев "Мокрый луг", "Оттепель" 6. В. Васнецов "Богатыри", "После побоища Игоря Святославовича с половцами" 7. А. Венецианов "Гумно", "На пашне. Весна", "На жатве. Лето" 8. В. Верещагин "Апофеоз войны", "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" 9. М. Врубель "Демон сидящий..." 10. К. Коровин "Хористка", "У балкона. Испанка Леонора и Ампара" 11. И. Крамской "Христос в пустыне" 12. П. Кузнецов "Мираж в степи", "В степи за работой. Стрижка овец". 13. А. Куинджи "Березовая роща", "Украинская ночь" 14. Б. Кустодиев "Купчиха за чаем", "Портрет Ф. И. Шаляпина", "Масленица" 15. А. Лактионов "Письмо с фронта" 16. Е. Лансере "Императрица Елизавета Петровна в Царском селе" 17. И. Левитан "Март", "Над вечным покоем", "Осенний день Сокольники" 18. А. Лентунов "Москва" 19. В. Маковский "На бульваре" 20. В. Максимов "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" 21. А. Матисс "Танец", "Красные рыбы", "Красная комната" 22. И. Машков " Синие сливы", "Портрет дамы с фазанами" 23. М. Нестеров "Видение отроку Варфоломею", "Портрет В. Мухиной" 24. В. Перов "Сельский крестный ход на пасху", "Чаепитие в Мытищах", "Проводы покойника" 25. К. Петров-Водкин "Сон", "Купание красного коня" 26. П. Пикассо "Авиньонские девицы", "Портрет Воллара", "Герника" 27. В. Поленов "Московский дворик", "Христос и грешница" 28. В. Пукирев "Неравный брак" 29. И. Репин "Крестный ход в Курской губернии", "Царевна Софья", "Не ждали" 30. М. Савицкий "Ремонтные работы на железной дороге" 31. А. Саврасов "Грачи прилетели", "Проселок" 32. В. Серов "Девочка с персиками", "Девушка освещенная солнцем", "Петр I" 33. К. Сомов "Дама в голубом", "Зима. Каток" 34. В. Суриков "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова ", "Меньшиков в Березове" 35. С.П. Ткачевы и А.П. "Дорогами войны", "Май 1945", "Лихолетье Русское поле" 36. В. Тропинин "Женщина в окне" (Казначейша), "Портрет Карла Брюллова", "Автопортрет на фоне Кремля" 37. Б. Угаров "Ленинградка" 38. В. Федотов "Сватовство иайора", "Анкор, еще анкор!" 39. И. Шишкин "Рожь", "Корабельная роща", "Дождь в дубовом лесу" 40. К. Юон "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года" 41. Н. Ярошенко "Всюду жизнь" Примерный список терминов для итоговой аттестации Абстракционизм Буквица Авангардизм Бытовой жанр Автопортрет Ведута Академизм Витраж Акварель Возрождение ("Ренессанс") Акведук Восьмерик Акрополь Выставка Ампир "Галантный жанр" Амфитеатр Глиптика Амфора Гобелен Анималистический жанр "Голубая роза" Ансамбль Горельеф Античное искусство Г отика Анфилада Гравюра Аппликация Апсида Арка Архаика Архитектура Базилика Баптистерий "Барбизонцы" Барельеф Барокко Батальный жанр Батик "Бубновый валет" Закомара Зодчество Изразцы Икона Иконостас Иллюстрация Импрессионизм Инкрустация Инсталляция Интерьер Ионический орден Исторический жанр История искусств Камея Канон Канопа Капитель Кариатида Карикатура Картина Керамика Классика Классицизм Коллаж Колонна Колорит Композиция Конструктивизм Контраст Контррельеф Кора Кремль Кромлех Круглая скульптура Ксилография Графика Гризайль Гуашь Деисус Декоративно-прикладное Искусство Дизайн Диорама Диптих Дольмен Дорический орден Жанр Живопись Локальный цвет Лубок Маньеризм Марина Мавзолей Майолика "Малые голландцы" Мастаба Мегалиты Мемориальные сооружения Менгиры Миниатюра "Мир искусства" Мифологический жанр Модерн Мозаика Мольберт Монументальная живопись Монументальная скульптура Музей Набойка Набросок Натюрморт Некрополь Неф Ню Нюанс Обеликс Орнамент Офорт "Окна ТАСС" Палаццо Палитра Панорама Пантеон Кубизм Купол Курос Кьяроскуро Лемех Лессировка Линогравюра Литография Пиктография Плакат Пленэр Полиптих Портал Портик Портрет Примитивизм Постимпрессионизм Промыслы народные художественные Пуантилизм Реализм Рельеф Рисунок Рококо Романский стиль Романтизм Ротонда Сангина Светотень Семь чудес света Сепия Силуэт Символизм Скульптура Станковое искусство Стиль Супрематизм Сфумато Сюжет Сюрреализм Текстиль Термы Терракота Парсуна Пастель Пейзаж Первобытное искусств "Передвижники" Петроглифы Пилон Пилястра Формат Фреска Фриз Триптих Триумфальная арка Уголь Фактура Фаюмский портрет Филигрань Финифть Фовизм Фронтон Футуризм Храм Хризоэлефантинная Скульптура Чеканка Чернофигурный стиль Чернь Четверик Шарж Шполера Шрифт Штрих Эклектика Экслибрис Экспозиция Экспрессионизм Эллинизм Эмаль Энкаустика Эскиз Эстамп Этюд Ювелирное искусство Учебный предмет «Скульптура» Промежуточная аттестация проводится в форме выполнения контрольной работы (практическая работа, которая выполняется в конце каждого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет с 1 по 3 классы). В 3 классе, учащиеся выполняют контрольную работу. Примерная тематика контрольных работ Класс 1 1 полугодие Контрольная работа. Животные наброски с натуры. Цели: научить наблюдательности, точному глазомеру при определении пропорции, характерных особенностей животного. Задачи: выполнение эскиза животного с натуры (возможно модель). Передача пропорций, определение масштаба изображения формы. Лепка формы основными способами. Достижения в своих работах наибольшего сходства с натурой. Подбор материала на выбор обучающихся (пластилин, глина) 2 Контрольная работа. Этюд с натуры - гипсовый орнамент «Лист» Цели: ознакомить обучающихся с видами орнаментов, его особенностях, определение основных соотношений и пропорций, передача индивидуальной особенности орнамента. Задачи: выполнить контурный рисунок на плинте. Прокладка и лепка рельефа листа, начиная с каркаса. Добиться точного изображения, целостности этюда. Контрольная работа. Этюд лепка животных (домашние животные - лошадь). Цели: выбор животного и работа с натурой, с детальной проработкой отдельных частей и целого. Задачи: выполнить набросок в карандаше с различных точек зрения, лепка работа над формой, 3 2 полугодие Контрольная работа. Композиция на тему одной из сказок А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена или народных сказок (двух-трехфигурная композиция). Цели: развитие композиционного мышления и поиски образа персонажа. Развитие пространственного мышления. Определение своего отношения к добру и злу. Задачи: выполнение персонажей в различных ситуациях и взаимоотношениях. Передача движения и смысловой связи с круговым осмотром всей композиции. Работа над выразительностью персонажей. Закрепление необходимых навыков в работе в технике исполнения. Контрольная работа. Этюд сидящая фигура в несложной позе. Цели: дать понятие о каркасе, о его назначении и возможных условностях в скульптуре. Задачи: выполнить эскиз живой натуры или модели (возможно работа с таблицами). Передача характера, красоты, соотношение объемов в пространстве, прокладка формы и предельно точного изображения натуры. тг /* /т ±vOH 1 Д Я ^ЭДООТД» Композиция на свободную тему. Цели: самостоятельное решение композиционных задач в заключительной работе, раскрыть свои профессиональные способности и возможности. Задачи: выбор темы, жанра, работа над эскизами. Поиск композиционного, строя работы. передача движения, пропорций и пластического характерных особенностей Выявление силуэта и целостности композиции при круговом обзоре. животного. Учебный предмет «Композиция прикладная» Промежуточная аттестация проводится в форме выполнения контрольной работы (практическая работа, которая выполняется в конце каждого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет с 1 по 4 классы). В 5 классе, учащиеся выполняют контрольную работу. Примерная тематика контрольных работ Класс 1 1 полугодие Контрольная работа. Творческая работа «Праздничное гуляние» Цель: создание композиции с использованием характерных образов традиционной росписи. Задача: создать композицию с фигурками людей, зверей, птиц выполнив их роспись. 2 Контрольная работа. Творческая работа по мотивам русских сказок. Цель: развитие образного мышления учащихся, знакомство с народными поверьями, образами. Задача: обучение приемам стилизации природных и растительных мотивов. Контрольная работа. Тематическая композиция. Цельгсоставление супрематического натюрморта с применением различных фактур. 3 4 5 Контрольная работа. Панно «Птица-пава». Цель: выполнение творческой композиции. Задача: стилизация природной формы, ее максимальной выразительность через форму и цвет. Контрольная работа. Цель: создание композицию из предметов, отображающих деятельность: 1. Театра; 2. Спорта; 3. Искусства. 2 полугодие Контрольная работа. Выполнение эскиза гобелена (орнаментальный мотив). Цель: симметрия и асимметрия в орнаменте. Задача: выполнить эскиз гобелена в цвете, используя технику работы мазком, направленном только вертикально или только горизонтально. Контрольная работа. Выполнение творческой работы. Цель: создание орнаментальной композиции в цвете. Задача: разработка и выполнение композиции с использованием орнаментов. Контрольная работа. Зима в городе (панно). Цель: выполнение творческой работы. Задача: применение практических навыков в выполнении работы в технике аппликации. развитие фантазии учащихся. Контрольная работа. Цель: создание творческой монокомпозиции, выполнение в материале. Задача: Повторение понятий «статика», «динамика», «ритм» в декоративной композиции. Контрольная работа. Цель:выбор темы: «Легенды и мифы древней Руси», «Мой край родной», «Традиции Кубани». Задача: обобщение полученных знаний, выявление полученных навыков.