Структура программы учебных предметов I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. а) Содержание учебного предмета «Рисунок» - Учебно-тематический план - Программное содержание по годам обучения б) Содержание учебного предмета «Живопись» - Учебно-тематический план - Программное содержание по годам обучения III. IV. Требования к уровню подготовки учащихся Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки V. VI. Методическое обеспечение учебного процесса Список литературы и средств обучения - Методическая литература - Учебная литература. - Средства обучения. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа «Основы изобразительного искусства» рассчитана на обучение как людей, имеющих навыки в области изобразительного искусства, так и на людей, желающих приобщиться к прекрасному. Программа представляет собой сочетание классических академических подходов и современных методик. Разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок» и «Живопись» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира учащихся. Программа обучения выстроена таким образом, что позволяет приступить к занятиям в любой момент, имея даже нулевой уровень подготовки. При этом процесс творческого развития корректируется индивидуально для учащихся. Программа занятий предлагает изучение художественных дисциплин, начиная с простейших заданий по рисунку, живописи и заканчивая изучением портрета и фигуры человека. Особенность этой программы заключается в том, что теоретическая подготовка не выделяется в отдельный предмет, а каждое занятие включает теоретическую и практическую части. Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства для взрослых «Основы изобразительного искусства» реализуется в рамках платных образовательных услуг. Срок реализации учебного предмета При реализации программы «Основы изобразительного искусства» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 34 недель в год с 01 сентября по 31 мая. Занятия проходят два раза в неделю по 3 урока. Сведения о затратах учебного времени Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Годы обучения Затраты учебного времени 1 год Полугодия 1 2 Количество недель 16 18 Рисунок Аудиторные занятия 48 Живопись Рисунок Всего академических часов 48 Самостоятельная работа 48 54 102 54 102 54 102 Живопись 48 54 102 Максимальная учебная нагрузка Вид промежуточной аттестации 192 216 408 Вид итоговой аттестации зачет зачет Общий объем максимальной нагрузки учебных предметов «Рисунок» и «Живопись» составляет 408 часов, в тогм числе аудиторные занятия -204 часа, самостоятельная работа – 204 часа. Недельная нагрузка в часах (академических часах) по направлениям: «Живопись» - 3 часа неделю; «Рисунок» - 3 часа в неделю; Продолжительность занятия (академического часа) 40 минут. Форма проведения учебных занятий Учебные занятия по предметам «Рисунок» и «Живопись» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Цель и задачи учебного предмета Основной целью программы является: - приобщение к изобразительному искусству всех желающих, не имеющих художественного образования; - общеэстетическое развитие обучающихся; - формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и владений, позволяющих в дальнейшем работать творчески. Задачи учебного предмета: - развитие устойчивого интереса к различным видам изобразительной деятельности; - формирование умений и навыков работы с различными художественными материалами и техниками; - формирование навыков в использовании основных техник и материалов; Структура программы Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; формы и методы контроля; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический; эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления); Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями. Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, технические рисунки, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям. Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение: а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися; б) слайды, видео-аудио пособия; в) иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративноприкладного искусства; г) схемы, технологические карты; II. а) Содержание учебного предмета «Рисунок» Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учётом сложившихся традиций реалистической школы обучения рисунку. Главной формой обучения является длительный тональный рисунок, основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательность и зрительную память обучающихся, дают возможность быстрее овладеть искусством рисунка. Учебно-тематический план № 1 2 3 4 5 6 Названия тем выполняемых работ Вводная беседа о рисунке. Графические изобразительные средства. Наброски, зарисовки разных растительных форм. Линейный рисунок из двух геометрических тел с введением лёгкого тона. Зарисовка чучела птицы. Линейный рисунок простого симметричного гипсового орнамента с введением лёгкого тона. Натюрморт из предметов быта с различной фактурой и материальностью. Количество часов 3 3 6 3 6 12 7 8 9 10 11 12 13 Зарисовки, наброски фигуры человека. Наброски по памяти отдельных предметов. Натюрморт с металлической и стеклянной посудой. Натюрморт с чучелом птицы. Зарисовка головы человека. Портрет. Тематический натюрморт «Мир старых вещей» Натюрморт в интерьере. Всего 3 3 12 12 12 15 12 102 Темы и содержание выполняемых работ 1. Тема. Вводная беседа о рисунке. Графические изобразительные средства. Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами. 2. Тема. Наброски, зарисовки разных растительных форм. Тональные наброски предметов простой формы (грибы, фрукты, ягоды, цветы). Композиция листа. Формат А3. Материал- графитный карандаш. 3. Тема. Линейный рисунок из двух геометрических тел с введением лёгкого тона. Беседа о перспективе. Рисунок натюрморта из двух гипсовых геометрических тел с введением лёгкого тона (куб, цилиндр, конус). Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Композиция листа. Формат А3. Материал – графитный карандаш. 4. Тема. Зарисовка чучела птицы (мягкий материал). Понятие о живописном рисунке. Зарисовка чучела птицы. Приёмы работы мягкими материалами. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности. Формат листа А 3. Материал – уголь, сангина, пастель. 5. Тема. Линейный рисунок простого симметричного гипсового орнамента с введением лёгкого тона. Знакомство с методом построения несложного гипсового орнамента. Построить орнамент с учётом перспективных сокращений. Формат листа А3. Материал – графитный карандаш. 6. Тема. Натюрморт из предметов быта с различной фактурой и материальностью. Тональный рисунок натюрморта из предметов быта с различной фактурой и материальностью. Знакомство визирования карандашом. Предметы различны по тону и размеру. Выделение композиционного центра. Выявление больших тональных отношений. Передача объёма предметов и пространства в натюрморте. Формат А3. Материал – графитный карандаш. 7. Тема. Зарисовки, наброски фигуры человека. Рисование сидящей фигуры человека. Закрепление знаний об основных пропорциях фигуры человека, посадка, точка опоры. Выразительность линейного наброска при минимальном количестве графических средств. Формат А 3. Материал – графитный карандаш. 8. Тема. Наброски по памяти отдельных предметов. Наброски отдельных предметов быта по памяти из предыдущих натюрмортов. Развитие зрительной памяти и выработка глазомера. Закрепление навыков рисования окружности в перспективе. Формат А3. Материал – графитный карандаш. 9. Натюрморт с металлической и стеклянной посудой. Натюрморт с предметами разной материальности из металла и стекла. Характерные особенности передачи материальности металла и стекла графическими средствами. Грамотная компоновка в листе. Передача больших тональных отношений. Цельность изображения натюрморта. Фон нейтральный. Формат А2. Материал – графитный карандаш. 10. Натюрморт с чучелом птицы. Грамотная композиция натюрморта в листе. Передача больших тональных отношений. Выявление локального тона, объёма и пространства в натюрморте с помощью светотени. Цельность изображения натюрморта. Продолжение работы с мягкими материалами. Формат А3. 11. Зарисовка головы человека. Портрет. Рисование головы человека в разных поворотах на уровне глаз. Ознакомление с основными пропорциями, правилами и особенностями линейноконструктивного рисования головы человека. Плоскость лицевая и боковая. Компоновка изображения в листе. Формат А3. Материал – графитный карандаш. 12. Тематический натюрморт «Мир старых вещей» Последовательность ведения рисунка. Расширение композиционных понятий. Владение приёмами рисунка, умение профессионально пользоваться графическими средствами. Выразительное решение постановки с передачей её эмоционального состояния. Формат А3. Материал – графитный карандаш. 13. Натюрморт в интерьере с масштабным предметом. Линейно-конструктивная зарисовка угла интерьера (комната, класс, коридор) с введением масштабного предмета (стул, стол и др.). Соотношение масштаба предмета с пространством интерьера. Компоновка изображения в листе. Развитие объёмно-пространственного мышления, углубление знаний по практическому применению закономерностей перспективы. Построение фрагмента интерьера с учётом линейной и воздушной перспективы, передача глубокого пространства. Прокладка тона в собственных и падающих тенях. Формат А3. Материал – графитный карандаш. II. б) Содержание учебного предмета «Живопись» Основу программы учебного предмета «Живопись» составляют задания на изучение цветовых отношений, строящиеся на цветовой гармонии. Задания для начинающих знакомят обучающихся с основами цветоведения, свойствами живописных материалов, приёмами работы акварелью. В дальнейшем углубляются знания о цвете, цветовой гармонии, влияния среды и освещения. Постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы . Учебно-тематический план № Названия тем выполняемых работ 1 2 3 Вводная беседа о живописи. Основы цветоведения. Этюды овощей и фруктов на дополнительных цветах. Этюд из светлых предметов. Монохром. Натюрморт из различных фруктов и овощей на 4 нейтральном фоне. 5 Этюд чучела птицы. 6 Натюрморт из 2 – 3-х предметов быта. 7 Этюд фигуры человека. 8 Этюд букета цветов в стеклянном сосуде 9 Тематический натюрморт бытового жанра. 10 Натюрморт с чучелом птицы. 11 Этюды натюрмортов в интерьере. 12 Натюрморт с отражением предметов, стоящих на стекле. Всего Количество часов 3 6 6 9 6 12 9 6 12 12 9 12 102 Темы и содержание выполняемых работ 1. Тема. Вводная беседа о живописи. Основы цветоведения. Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами. Формат А3. 2. Тема. Этюд овощей и фруктов на дополнительных цветах. Понятие «цветовая гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Этюд фруктов или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтыйфиолетовый и т.д.) Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов. 3. Тема. Натюрморт из светлых предметов. Монохром. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль. Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Натюрморт из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А3. 4. Тема. Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне . Гармония по общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. 5. Тема. Этюд чучела птицы. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью. Использование акварели, бумаги различных форматов. 6. Тема. Натюрморт из 2 – 3-х предметов быта. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на зеленом фоне). Использование акварели, бумаги формата А3. 7. Тема. Этюд фигуры человека. Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Использование акварели, бумаги формата А3. 8. Тема. Этюд букета цветов в стеклянном сосуде. Многоцветная гармония. Развитие умения работы разными приемами акварели. Лепка формы букета цветом, передача фактуры материала. Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3. 9. Тема. Тематический натюрморт бытового жанра. Гармония по общему цветовому тону. Самостоятельное последовательное ведение работы. Передача материальности и характера предметов в среде. Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3. 10. Тема. Натюрморт с чучелом птицы. Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Использование акварели, бумаги формата А2. 11. Тема. Этюды натюрмортов в интерьере. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Передача глубины пространства. Создание нескольких эскизов с разных мест. Использование акварели, бумаги различного формата. 12. Тема. Натюрморт с отражением предметов, стоящих на стекле. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Образ натюрморта. Передача цветом формы, материальности и фактуры предметов. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги различного формата. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения программы «Основы изобразительного искусства» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: знание терминологии изобразительного искусства; знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе; знание основных формальных элементов композиции (ритм, соразмерность, пропорциональность, симметрия-асимметрия, статикадинамика, силуэт, контраст, центричность - децентричность и др.); знание выразительных средств декоративной графики (точка, линия, пятно и их пластические свойства, фактуры, текстуры и др.); знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.); умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции; умения применять в работе разнообразные выразительные средства (композиционные, графические, живописные, декоративные); овладение навыками самостоятельной творческой деятельности; умение последовательно вести работу от замысла до итога; умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности. IV. Формы и методы контроля, система оценок. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. В качестве средств контроля успеваемости обучающихся программой предусмотрен просмотр учебных работ, организуемый два раза в год (один раз в полугодие). Критерии оценок. По результатам просмотра учебных работ выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». • 5 (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, при этом рисунок выразителен, подход к работе творческий; умеет завершать свою работу самостоятельно. • 4 (хорошо) – ставится при способности учащегося рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения, но делает незначительные ошибки. • 3 (удовлетворительно) - ставится, если учащийся умеет выполнять задание по плану педагога, не самостоятелен, не проявляет интереса к выполнению заданий, работа содержит значительное количество ошибок. V. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации преподавателям Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи и рисунку следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры в сочетании с изучением теоретических основ. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала. Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка и живописи, несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства. Работа по живописи, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем. Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя - посещение выставок; - поиск необходимого материала в сетевых ресурсах; - чтение дополнительной литературы; - выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях; - посильное копирование шедевров мирового искусства; - выполнение аудиторных заданий по памяти. VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Айзенбард Б. Полный курс акварели. Для начинающих студентов. – М., Внешсигма, 2000 2. Аксенов К.Н., Левидова М. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи. – М., Советский художник, 1976 3.Анисимов Н.Н. Рисование с натуры. – М., Стройиздат, 1974 4. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. - М., 1981 5. Блейк М. Как рисовать. Пастель. Пошаговое руководство для начинающих. – М., АСТ, Астрель, 2002 6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 1998 7. Все о технике: рисунок. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2000 8. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002 9. Вирфен В. Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию. – М., Эксмо-пресс, 2001 10. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования головы человека. – М. Эксмопресс, 2002 11. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении. – М. Эксмо-пресс, 2000 12. Живопись. Книга для учащихся. Сост. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. – М., Просвещение, 1995 13. Как писать акварелью. Перевод Врублевской Н. – М., АСТ.Астрель, 2002 14. Как писать акриловыми красками. Перевод Мишиной К. – М., АСТ.Астрель, 2002 15. Как рисовать натюрморт. Перевод Мишиной К. – М., АСТ.Астрель, 2002 16. Как рисовать углем, сангиной и мелом. Перевод Мишиной К. – М., АСТ.Астрель, 2002 17. Как рисовать цветными карандашами. Перевод Мишиной К. – М., АСТ.Астрель, 2002 18. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992 19. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989 20. Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва. - М.: Изобраз. искусство, 1981 21. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Академия художеств СССР, 1960: №1, 1962: №4,5, 1963: №6,7,8,10 22. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996 23. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996 24. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. –, Обнинск: Титул, 2000.